СОДОБРОДЕТЕЛИ

Найдено 1 определение
СОДОБРОДЕТЕЛИ
(co-virtues). Добродетели, которые отрицают и вместе с тем предполагают друг друга, такие как щедрость и бережливость, мужество и благоразумие. Щедрость без бережливости вырождается в порок расточительства, а бережливость без щедрости – в порок скупости. Мужество без благоразумия вырождается в безрассудство, а благоразумие без мужества – в трусость. Таким образом, щедрость и бережливость, мужество и благоразумие можно назвать содобродетелями, и они так же необходимы этике, как правое и левое полушарие – мозгу.
Два основных полюса добродетелей: самоотдача и самосохранение. Мужество, щедрость, жертвенность – это действовать во имя других, отказываясь от себя. Благоразумие, осторожность, бережливость – сохранять, выращивать и приумножать себя, чтобы было чем жертвовать, что отдавать другим. Невозможно заранее предсказать, какая стратегия окажется морально выигрышной в конкретных случаях, – это зона нравственного риска. Смещаясь к одному из двух полюсов, мы отступаем от другого, и такая пульсация постоянно происходит в нравственной жизни. Плоский морализм – это мораль одной добродетели.
Наконец, есть две «сверхдобродетели», которые как бы регулируют отношение между содобродетелями: мудрость и совесть. *Мудрость – это метауровень морального самосознания, которое взвешивает и соотносит ценности самоотдачи и самосохранения в каждый момент времени. Мудрость нашептывает слова мужества в моменты слабости и малодушия и дает советы благоразумия в моменты героического безрассудства.
Другая метаэтическая категория – совесть. Она тоже регулирует отношения между содобродетелями таким образом, чтобы, склоняясь к одной из них, не впасть в крайность порока. Бережливому совесть напоминает о щедрости – чтобы он избегал скупости; а щедрому – о бережливости, чтобы он не предался расточительству. Но в отличие от мудрости, которая веселится на путях к целому (*веселье), совесть болит и мучится оттого, что не в силах достичь полного равновесия добродетелей, поскольку добродетель как таковая недостижима. Если мудрость есть нравственная катафатика, поиск гармонии и соединения добродетелей, то совесть есть нравственная апофатика, чувство невозможности такой гармонии, и происходящие от этого «угрызения». Мудрость встает над противоречиями, примиряет их; совесть мучается *противозовиями и не может их разрешить. Если мудрость – орган веселья, то совесть – это орган страдания, который здоров, именно когда болит.
Высшая нравственность – это совмещение двух метаэтических способностей, мудрости и совести. Но точно так же как и те содобродетели, которые мудрость примиряет, а совесть не может примирить, так и сами мудрость и совесть составляют две метаэтические содобродетели, между которыми трудно найти абсолютное равновесие. Добродетели постоянно раздваиваются, требуют выбора, раскаяния, нового выбора, мудрых решений – и угрызений совести.
*Алмазное правило, Мудрость, Противозовие, Совестники, Стереоэтика
Возможное. С. 246–255.

Источник: Проективный словарь гуманитарных наук. Новое литературное обозрение. 2017 г.