СОДЕРЖАНИЕ

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СОДЕРЖАНИЕ
это все то, что содержится в системе.

Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance

СОДЕРЖАНИЕ
единство всех основных элементов целого, его свойств и связей, существующее и выражаемое в определенной форме и неотделимое от нее.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Содержание
1) то, что наполняет форму и из чего она осуществляется; содержание понятия есть совокупность его признаков; 2) всеобщая характеристика ценности, значения какой-либо вещи.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

СОДЕРЖАНИЕ
(и форма) – философские категории, во взаимосвязи которых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций.
Литература: [10].

Источник: Методология: словарь системы основных понятий. 2013

Содержание
В логике содержанием понятий называется совокупность признаков, которыми отличаются одни представления и соответственные им предметы от других, например, птиц, рыб и т. д. Содержание отличают от объема понятий или от совокупности предметов одного рода или вида и имеющих одни общие признаки.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

Содержание

/D/Inhalt /E/Content /F/ Contenu /Esp/ Contenido
Философская категория для обозначения тождественности компонентов целого с самим собой. В содержание входит структура отношений всех элементов объекта в их качественной определенности, взаимосвязи, в функционировании; единство его свойств, процессов, противоречий в их взаимосвязи. Содержание проявляется в отношениях с другим. Универсальная взаимосвязь является объективной основой неисчерпаемости (количественной и качественной) содержания.

Источник: Философия, практическое руководство

Содержание
(древ.‑рус. держати – держать, иметь, владеть, соблюдать) – наличие ч.‑л. внутри; совокупность основных элементов, признаков и значения целого, существующая и выражающаяся в форме и неотделимая от неё.
Слова в предложении произносятся не одинаково в зависимости от интонации, звуковыми средствами которой является ударение, пауза, мелодия, темп и тембр. С помощью интонации выражается повествовательный, восклицательный или вопросительный характер высказывания. Понимание интонации весьма важно в процессе общения, так как выразительность С. обнаруживает отношение говорящего человека к тому, что он сообщает.

Источник: Истина и ложь в терминах понятиях и определениях. Анапа. 2018

СОДЕРЖАНИЕ
1) (Inhalt) — есть «что» в «как» формы, есть то, что наполняет форму и из чего она осуществляется. Содержание понятия, в противоположность его объему, есть совокупность его признаков; 2) (Sachverhalt) — в логике принадлежность «свойства» (качества, отношения) к «предметному образованию» (предмет, обладающий свойствами). Собственным, истинным содержанием является, например, принадлежность белого цвета снегу (бытие белизны снега), черный снег, например, в случае, если на него кто-нибудь насыпал сажу, — несобственное, ложное содержание, т. е., по сути дела, уже вообще не содержание. В соответствии с логистикой истина и ложность являются предикатами содержания, и только таковыми. У Гуссерля предметное содержание противоположно субстрату суждения.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

СОДЕРЖАНИЕ
1) есть "что" в "как" формы, есть то, что наполняет форму и из чего она осуществляется. Содержание понятия, в противоположность его объему, есть совокупность его признаков; 2) всеобщая характеристика ценности, значения какой-либо вещи, в частности в эстетике, употребляется как обозначение ценного и значимого содержания эстетического предмета, в противоположность его форме; 3) в логистике принадлежность "свойства" (качества, отношения) к "материальному образованию" (предмету, обладающему свойствами). Собственным, истинным содержанием является, напр., принадлежность белого цвета снегу (бытие белизны - снега), черный снег, напр. в случае, если на него кто-нибудь насыпал сажу, - несобственное, ложное содержание, т.е., по сути дела, уже вообще не содержание. Б соответствии с логистикой истина и ложность являются предикатами содержания, и только таковыми.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Содержание
В логике и лингвистике – совокупность общих характеристик, свойственных индивидуумам одного и того же класса и служащих для его концептуального определения. В этом смысле содержание противостоит расширению (экстенсиональному толкованию). Например, дать содержательное определение концепта «млекопитающее» (лингвисты иногда говорят интенсиональное определение) значит перечислить характерные признаки, служащие основанием принадлежности именно к этой группе: млекопитающее – это позвоночное животное (ближайший род), имеющее грудные железы, эластичный кожный покров, четырехкамерное сердце, легочное дыхание, живородящее (за исключением отряда однопроходных), существующее при постоянной температуре тела и т. д. Расширительное, или экстенсиональное, определение подразумевает перечисление всех видов млекопитающих (каждый из которых следует определить интенсионально), а то и вообще всех млекопитающих (строго экстенсиональное определение). Содержательный подход позволяет экономить время и остается почти единственным способом давать определения.
Нетрудно заметить, что чем богаче содержательное определение понятия, тем уже его объем, и наоборот: понятие млекопитающего богаче, чем понятие позвоночного, но видов позвоночных больше, чем видов млекопитающих.

Источник: Философский словарь.

СОДЕРЖАНИЕ
филос. категория, отображающая систему взаимосвязанных составных элементов, свойств и процессов, определяющих специфику и развитие объекта. Представление о С. и форме возникает уже из простейшего анализа трудовых операций с вещами. С. при этом выступает как тот материал, или вещество, из которого делается предмет, напр, глина при изготовлении горшка, а форма — как структура или внешний вид вещи.
Теоретический анализ такого рода процессов, по-видимому, и привел древних философов к выявлению понятий С. и формы. В антич. филос. учениях Платона и Аристотеля эти категории играют центральную роль. Аристотель, анализируя процесс становления в «Физике», определяет С. как материальный субстрат, а форму как его позитивную противоположность. В отличие от Платона он рассматривает С. в единстве с понятием материи как сохраняющегося субстрата всех изменений вещей. Следовательно, эти категории у него не обладают самостоятельным существованием, а представляют собой определенную целостность, в которой материя выступает как потенциал формы, а форма как актуализация материи. Однако определяющую роль в процессе становления играет здесь именно форма. В противоположность этому в Новое время Ф. Бэкон и др. философы отдают приоритет материи. Против такого взгляда выступил И. Кант, который рассматривал форму как принцип синтезирования, упорядочивания чувственно воспринимаемого многообразия материальных вещей. Новый шаг, сделанный нем. классическим идеализмом в исследовании соотношения С. и формы, связан с анализом этих категорий в применении к знанию и мышлению. Уже в кан-товских априорных формах мышления выявляется их тесная связь с С. чувственного опыта, Г.Б.Ф. Гегель вводит категорию С., чтобы подчеркнуть необходимую и существенную связь между формой и «материей». Он рассматривает форму и «материю» как снятые моменты развития абсолютной идеи, в котором С. и форма выступают как диалектические противоположности. Но это означает, что данные категории являются лишь характеристиками мышления, оторванного от реальных его носителей и, следовательно, не отражающего реальной действительности.
В диалектическом материализме К. Маркс и Ф. Энгельс, напротив, подчеркивают объективно-реальный характер этих категорий. Вместо гегелевской «материи» как идеального субстрата вещи они рассматривают С. как процесс взаимодействия ее составных элементов. Особое внимание они уделяют раскрытию взаимосвязи С. и формы, подчеркивая определяющую роль С. относительно формы. В познании С. представляет собой отображение свойств, отношений или закономерностей объективно существующего мира, выступающих в форме понятий, суждений или системы суждений (научных теорий).
О Аристотель. Метафизика // Соч. М., 1975. Т. 1; Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1974—1977. Т. 1—3; Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1; Кураев В.И. Диалектика содержательного и формального в научном познании. М., 1977.

Источник: Философия: энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Содержание и резюме / Contents and resume

Читать PDF
0.00 байт

Содержание и резюме / Contents and Resume

Читать PDF
0.00 байт

Содержание понятия «Инновация» как социально-философской категории

Агранович В. Б.
На основе анализа природы, сущности и роли инноваций в транзитивном обществе предложено авторское определение понятия «инновация», которое может послужить теоретико-методологической основой для дальнейшего концептуального исследов
Читать PDF
0.00 байт

Предисловие редактора. Аннотации. Содержание выпуска

Афонасин Евгений Васильевич
Читать PDF
0.00 байт

Современное доверие: содержание и кризис

Тарасевич Виктор Николаевич
Рассматривается эволюция, содержание и кризис отношений доверия. Внимание акцентировано на институциональной составляющей «треугольника» доверия, а также эндогенных причинах и признаках его кризиса.
Читать PDF
0.00 байт

Социокультурное содержание учебника и его влияние на формирование личности

Карпец Елена Витальевна
Учебник иностранного языка рассматривается как культурное явление. В связи с таким подходом репрезентативная функция учебника возводится в разряд ведущих.
Читать PDF
0.00 байт

Memory-turn и биоэтическое содержание символики современной культуры

Горбулёва Мария Сергеевна
Выяснение биоэтического содержания семиотики современной культуры на основе информационно-синергетического подхода позволяет понять стихийно возникающие способы адаптации человека к агрессивной действительности.
Читать PDF
0.00 байт

Категория «Природные качества» человека в современном Китае: ее содержание и идейные истоки

Мазур Татьяна Геннадьевна
На основе перевода и анализа работы идеологического характера «Руководство по воспитанию природных качеств молодых ганьбу Китая» (2001 г.
Читать PDF
0.00 байт

Ценностно-духовное содержание правосознания

Горячев Анатолий Петрович, Носов Иван Петрович
Исследуется аксиологическая сущность правосознания, определяющая целостность правовых представлений человека, дающая ему критерии истинности в оценке юридических событий.
Читать PDF
0.00 байт

Содержание образования и целостность мировоззрения личности в современных условиях

Михалкин В. С.
В статье рассматриваются особенности христианского, философского и научного типов мировоззрения. Даются характеристики соотносящихся с ними этапов развития отечественного образования.
Читать PDF
0.00 байт

Пространство и время в трансцендентальной философии И. Канта и их современное физическое содержание

Таранов Михаил Степанович
В работе описаны сущность и следствия кантовской интерпретации пространства и времени как форм априорного познания для преодоления методологии редукционизма в научном познании, синтеза модели субъект-объектной причинности в постне
Читать PDF
0.00 байт

Содержание лекций свящ. Павла Флоренского по истории философии, читанных на i курсе МДА в 1916-1917,

Читать PDF
0.00 байт

Дискурсивная формация в культуре: структура и содержание

Болотникова Елена Николаевна
Читать PDF
0.00 байт

Ценности и ценностное содержание спорта

Мазов Николай Юрьевич
В статье исследуются ценности и ценностное содержание спорта. Автор делает вывод о том, что в настоящее время (в силу коммерциализации спорта) произошла переориентация понятия ценности на «цену».
Читать PDF
0.00 байт

Методология научного познания и исследования: содержание и современные представления

Петрий Петр Владимирович
В статье раскрываются основные подходы к пониманию методологии научного познания и исследования, позволяющие в полной мере представить содержание методологических установок и регулятивов в деятельности современного ученого.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА в искусстве

    взаимообусловливающие друг друга стороны искусства или отдельного художественного произведения, из к-рых С. принадлежит ведущая роль. С. искусства — многообразная действительность в ее эстетиче
  • СОДЕРЖАНИЕ и ФОРМА

    см.: Логическая форма.
  • ОБЪЕМ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ

    две взаимосвязанные стороны понятия. Объем — класс обобщенных в понятии предметов; содержание — совокупность (обычно существенных) признаков, по к-рым произведено обобщение и выделение предмето
  • СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ

    см.: Понятие.
  • СМЫСЛОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ

    содержание, которое вещь получает благодаря тому, что ей сообщается смысл, или благодаря тому, что раскрывается имманентный смысл вещи. Смысловое содержание предполагает наличие "акта, сообщающег
  • РАСХОДЫ НА СОДЕРЖАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЮ ОБОРУДОВАНИЯ

    в менеджменте науки и образования: статья калькуляции себестоимости продукции, состоящая из затрат на энергию, вспомогательные и горюче-смазочные материалы, на текущий ремонт, наладку и обслужив
  • Обратного отношения между объемом и содержанием понятий закон

    если понятия находятся в отношении подчинения друг к другу, то понятие с большим объемом будет беднее по содержанию, и наоборот, понятие с более богатым содержанием будет уже по объему.