СОЦИОМЕТРИЯ
СОЦИОМЕТРИЯ
(Soziometrie) — социография, измерение социальных явлений.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Социометрия
экспериментальная прикладная микросоциология. С помощью обычных методов эмпирической социологии (анкеты, интервью и т. п.) С. изучает психологические взаимоотношения людей, находящихся в к.-л. одном месте (рабочем, учебном, жилом помещении и т. п.).
Источник: Философский словарь. 1963
СОЦИОМЕТРИЯ
от лат. societas - общество и греч. metreo - измеряю) - прикладная микросоциология, отрасль социальной психологии, изучающая межличностные отношения индивидов (симпатии, антипатии и пр.) и взаимоотношения в малых группах, уделяя преимущественное внимание их количественному измерению. Термин появился в 19 в. в связи с попытками применить математические методы к изучению социальных явлений. Социометрические тесты, ауто- и ретроспективная социометрия позволяют описать положение индивида в группе так, как оно представляется самому субъекту, сопоставить и сравнить взгляды всех участников группы. Групповые индексы показывают степень связанности в группе, взаимность связей, объем и интенсивность взаимодействий и т. д. В США существует школа Морено в микросоциологии, которая рассматривает социометрию как средство достижения максимальной общественной гармонии путем такой перегруппировки малых групп, в результате которой устанавливается единство желаний и чувств объединенных в них людей.
Источник: Философский энциклопедический словарь
СОЦИОМЕТРИЯ
(societas — общество, metreo — измеряю) — раздел социальной психологии, в котором межличностные отношения изучаются и измеряются количественно. Термин имеет три основных смысла: теория малых непосредственно контактных групп; математизированные процедуры измерения социальных процессов и явлений; совокупность методик исследования психоэмоциональных отношений членов социальных групп, характеризующихся опытом совместной жизнедеятельности. Термин появился в XIX в. в связи с попытками применить математические методы к изучению социальных явлений, когда в С. были включены представления о возможности «лечения» общества с помощью «социометрической революции». В современной социальной психологии обозначает определенный набор методов исследования межличностных отношений, используемых при изучении малых групп в целях улучшения руководства, а также в лечебных целях. Социометрические методики включают в себя: проведение социологических опросов; построение социоматрицы, социограмм; вычисление индексов, характеризующих отношения в малой группе; разработку мер психологопедагогической коррекции и оптимизации взаимоотношений. Основные аналитические понятия С.: формальный и неформальный лидер, изолированный элемент группы, отверженный, сплоченность, статус, совместимость, психорама, социодрама. Индексы математического аппарата С.: статус, потребность в общении, индекс психологической совместимости, сплочённости и разобщенности группы.
Источник: Философский словарь инженера. 2016
СОЦИОМЕТРИЯ
от лат. societas - общество и греч. - измеряю), отрасль социальной психологии, изучающая межличностные отношения, уделяя преимущественное внимание количественным измерениям симпатий и антипатий между участниками.
Термин «С.» появился в 19 в. в связи с попытками применить математич. методы к изучению социальных фактов. В 20 в. возникла макросоциология, сторонники к-рой (Гурвич и др.) пытались объяснить социальные явления, исследуя межличностные отношения индивидов. Морено придал новое значение термину «С.», ограничив его сферой взаимоотношений индивидов и включив в С. наряду с оригинальными методами ряд постулатов психоанализа и теории ролей, а также реакционноутопич. рассуждения о возможности разрешения всех социальных конфликтов капиталистич. общества с помощью изучения и «улучшения» межличностных отношений. С развитием социальной психологии термин «С.» стал использоваться для обозначения определ. методов исследования взаимоотношений в малых группах.
Социометрический тест, аутосоциометрия, ретроспективная С. и др. методы основаны на вербальных отчетах испытуемых относительно внутригрупповых межличностных предпочтений в определ. ситуациях. Эти методы позволяют описать положение индивида в группе так, как оно представляется самому субъекту,сопоставить взгляды всех участников группы; с помощью формализованных процедур получить индексы, открывающие возможность доказательного сравнения между собой (по определ. параметрам) разных индивидов или групп. Групповые индексы показывают степень связанности индивидов в группе, взаимность связей, интегрированность группы, объем и интенсивность взаимодействия и т. д.
Важное место в С. занимают методы психодрамы и социодрамы. В первом случае созданная экспериментатором группа превращается как бы в театральную труппу, проигрывающую на сцене определ. ситуации взаимодействия. При этом испытуемый демонстрирует свое представление о роли, основанное на его прошлом опыте или на его ожиданиях, другие же разделяются на активно реагирующих зрителей и участников взаимодействия. В социодраме присутствуют те же элементы (сцена, актеры, терапевт, пациент, зрители), однако здесь участвует естественная группа (семейная, производственная и т. п.), причем иногда исполнители меняются ролями, напр. сын принимает роль отца, начальник - подчиненного и т. д. Участники проигрывают свои реальные ситуации, отрабатывая моменты внутригруппового взаимодействия с др. группами (напр., работников с администрацией). В последние годы психодрама и социодрама развиваются относительно независимо от др. процедур С. и широко используются при обучении руководителей, отработке взаимоотношений «трудных подростков» со взрослыми и в групповой психотерапии. Методы С. применяются при изучении и формировании малых групп, производственных, учебных, военных и др. коллективов.
Термин «С.» появился в 19 в. в связи с попытками применить математич. методы к изучению социальных фактов. В 20 в. возникла макросоциология, сторонники к-рой (Гурвич и др.) пытались объяснить социальные явления, исследуя межличностные отношения индивидов. Морено придал новое значение термину «С.», ограничив его сферой взаимоотношений индивидов и включив в С. наряду с оригинальными методами ряд постулатов психоанализа и теории ролей, а также реакционноутопич. рассуждения о возможности разрешения всех социальных конфликтов капиталистич. общества с помощью изучения и «улучшения» межличностных отношений. С развитием социальной психологии термин «С.» стал использоваться для обозначения определ. методов исследования взаимоотношений в малых группах.
Социометрический тест, аутосоциометрия, ретроспективная С. и др. методы основаны на вербальных отчетах испытуемых относительно внутригрупповых межличностных предпочтений в определ. ситуациях. Эти методы позволяют описать положение индивида в группе так, как оно представляется самому субъекту,сопоставить взгляды всех участников группы; с помощью формализованных процедур получить индексы, открывающие возможность доказательного сравнения между собой (по определ. параметрам) разных индивидов или групп. Групповые индексы показывают степень связанности индивидов в группе, взаимность связей, интегрированность группы, объем и интенсивность взаимодействия и т. д.
Важное место в С. занимают методы психодрамы и социодрамы. В первом случае созданная экспериментатором группа превращается как бы в театральную труппу, проигрывающую на сцене определ. ситуации взаимодействия. При этом испытуемый демонстрирует свое представление о роли, основанное на его прошлом опыте или на его ожиданиях, другие же разделяются на активно реагирующих зрителей и участников взаимодействия. В социодраме присутствуют те же элементы (сцена, актеры, терапевт, пациент, зрители), однако здесь участвует естественная группа (семейная, производственная и т. п.), причем иногда исполнители меняются ролями, напр. сын принимает роль отца, начальник - подчиненного и т. д. Участники проигрывают свои реальные ситуации, отрабатывая моменты внутригруппового взаимодействия с др. группами (напр., работников с администрацией). В последние годы психодрама и социодрама развиваются относительно независимо от др. процедур С. и широко используются при обучении руководителей, отработке взаимоотношений «трудных подростков» со взрослыми и в групповой психотерапии. Методы С. применяются при изучении и формировании малых групп, производственных, учебных, военных и др. коллективов.
Источник: Советский философский словарь
СОЦИОМЕТРИЯ
область социальной психологии, уделяющая преимуществ. внимание количеств. измерению межличностных отношений. Термин "С." появился в 19 в. в связи с попытками применить математич. методы к изучению социальных явлений. В 20 в. возникает микросоциология, сторонники к-рой (Г. Гурвич и др.) пытаются объяснить социальные явления, исследуя межличностные отношения индивидов. Я. Морено (1934) придал новое значение термину "С.", сведя проблемы С. к психологии взаимоотношений индивидов и включив в нее как экспериментальные методы, так и спекулятивные рассуждения. Морено подчеркивает пять ключевых положений в системе С.: 1. Распределение симпатий и антипатий между людьми связано с существованием "теле" – простейших единиц чувства, направленных от индивида к индивиду. Они и подлежат измерению в С. 2. Ни один человек не может выжить без эмоциональных связей с др. людьми, и поэтому не отд. индивид, а непосредств. сосуществование индивидов является наименьшим элементом общества – "социальным атомом". На спонтанном уровне социального атома находятся лица, с к-рыми данный индивид хотел бы вступить в контакт; на реальном уровне – те, кто является действительным эмоцион. партнером. Каждая личность – ядро своего атома, фокус, где собираются воедино многочисл. роли, связанные с существованием др. участников. Спонтанные группы и роли влияют на поведение индивидов и групп и могут быть источником острых конфликтов. Вскрывающие эти структуры "тест ролей", "психодрама" и "социодрама" выполняют как диагностич., так и терапевтич. функции. 3. Закон социальной гравитации устанавливает, что сплоченность группы прямо пропорци- ональна влечению участников друг к другу и обратно пропорциональна пространств. дистанции между ними. Отсюда – метод повышения эффективности групповой деятельности за счет приближения офиц. структуры группы к неформальной структуре взаимных симпатий. 4. Социогенетический закон подчеркивает, что высшие формы коллективной организации развиваются из простейших. Отсюда ориентация не на преобразования макроструктуры, а стремление получить эффект путем микросоциологич. воздействий на малые группы. 5. Социодинамический закон отмечает, что внутри любой группы человеч. привязанности распределяются неравномерно: большая часть эмоциональных влечений приходится на немн. индивидов ("звезды"), тогда как большинство участников оказываются эмоционально обездоленными ("социометрический пролетариат"). Увеличение размера группы еще более усиливает эту непропорциональность, ее сможет уничтожить лишь "социометрическая революция". Дальнейшее развитие, однако, получила не спекулятивная, а эмпирич. сторона С. (X. Дженнингс, М. Нортуэй, Л. Зелени и др.). С 1937 издается журн. "Sociometry", с 1956 – "International Journal of Sociometry". Методы С. позволяют описать положение индивида в группе так, как оно представляется субъекту, сопоставить это с реакциями др. членов группы, математически сравнить взаимоотношения людей в разных коллективах и т.д. Важнейший принцип С. – правило адекватной мотивации: процедура любого теста должна совпадать с жизненными интересами испытуемых. В этом случае исследуемый коллектив становится коллективом исследователей общей ситуации. Эксперименты в пром-сти показали возможность повышения производительности труда, сокращения текучести кадров и производств. травматизма с помощью процедур С. Важное значение получает С. в медицине, обучении и воспитании. Возникнув в русле "новейших" социальных утопий, С. постепенно превращается в инструмент исследования и воздействия на взаимоотношения людей в коллективах. Отсюда – неоднозначное отношение к С. исследователей-марксистов. Утверждения, будто на основании С. можно устранить пороки капитализма, являются реакц. утопией. Несостоятельны и претензии С. на роль общей социологич. теории. Эксперименты Я. Л. Коломинского, Е. С. Кузьмина и др. в СССР, а также ряд работ в ПНР, ЧССР, ГДР и др. социалистич. странах доказали ненауч. характер мн. гипотез Морено. Вместе с тем, однако, они продемонстрировали возможность применения социометрического теста и нек-рых др. процедур при условии, что формально-математич. анализ выборов и отвержений сочетается с содержат. анализом деятельности коллектива, что принимается во внимание вся совокупность экономич., социальных, политич. и идеологич. факторов, возникающих в конкретных историч. условиях. Лит.: Морозов В. М., Микросоциология и психиатрия, "Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова", 1964, вып. 1; Коломинский Я. Л., Некоторые экспериментальные данные для критики С., в кн.: Проблемы обществ. психологии, М., 1965; Кербиков О. В., Микросоциология, конкретно- социологич. исследования и психиатрия, "Вестн. АМН СССР", 1965, No 1; Лийметс X., Кареда П., Унгерсон Л., Социометрич. положение (статут) новичков в ученических группах, в кн.: Зональная конференция психологов Прибалтики. V. Материалы, Тарту–Кяэрику, 1968; Орн Ю., Оценка взаимоотношений подростками, там же; Jennings ?. ?., Leadership and isolation, 2 ed., N. Y., 1950; Bjerstedt ?., Interpretations of sociometric choice status, Cph., 1956; его же, Sociometriska metoder, Stockh., 1963; Chaix-Ruy J., Psychologie sociale et sociometrie, P., 1960; Evans K. М., Sociometry and education, L.–N. Y., 1962; Petrovi? M., Premena sociometrije u skoli, "Na?a ?kola", 1966, No 9–10; B?hme E,., Die Verwendung soziometrischen Gedankengutes in der marxistischen soziologischen Forschung, "Dtsch. Z. Philos.", 1966, No 1, ?orthway M. L., A primer of sociometry, Toronto, 1967; Nejerchleb J., Pozn?mky k metodologick?m probl?mum sociometrie, "Sociologick? ?asopis", 1967, No 4. См. также лит. при ст. Гурвич, Морено, Социометрический тест. В. Ольшанский. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.