СОЦИОЛОГИЗМ
СОЦИОЛОГИЗМ
(Soziologismus) — стремление объяснить все духовные и культурные факты исключительно тем или иным состоянием общества и превратить социологию в основу всех наук о духе и культуре.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
СОЦИОЛОГИЗМ
философско-социологическая установка, утверждающая первостепенное и исключительное значение социальной реальности и социологических методов в объяснении человека и его среды.
В процессе становления социологии как самостоятельной дисциплины С. служил средством самоутверждения новой науки, ее освобождения от биологического и психологического редукционизма в объяснении социальных явлений. Этим, а также полемикой с биологическим и психологическим (см.: психологизм и антипсихологизм)направления-ми в социологии объясняется экстремизм ряда положений раннего С.
С. сочетает в себе два аспекта: онтологический и методологический. Онтологический аспект состоит в утверждении автономии социальной реальности по отношению к другим видам реальности, а также в трактовке общества как вне- и над-индивидуальной реальности (такая позиция получила название "социальный реализм"). Методологический аспект С. заключается в признании социологии самостоятельной, независимой от других наук дисциплиной, со своим собственным арсеналом методологических средств, а также в стремлении растворить в социологии другие науки, объяснить самые различные сферы бытия социологическими причинами, что иногда называют "социологическим империализмом".
В процессе становления социологии как самостоятельной дисциплины С. служил средством самоутверждения новой науки, ее освобождения от биологического и психологического редукционизма в объяснении социальных явлений. Этим, а также полемикой с биологическим и психологическим (см.: психологизм и антипсихологизм)направления-ми в социологии объясняется экстремизм ряда положений раннего С.
С. сочетает в себе два аспекта: онтологический и методологический. Онтологический аспект состоит в утверждении автономии социальной реальности по отношению к другим видам реальности, а также в трактовке общества как вне- и над-индивидуальной реальности (такая позиция получила название "социальный реализм"). Методологический аспект С. заключается в признании социологии самостоятельной, независимой от других наук дисциплиной, со своим собственным арсеналом методологических средств, а также в стремлении растворить в социологии другие науки, объяснить самые различные сферы бытия социологическими причинами, что иногда называют "социологическим империализмом".
Источник: Современная западная философия: словарь
СОЦИОЛОГИЗМ
методол. и теор. позиция в социологии и соц. философии, начавшая развиваться с конца XIX в., стремление объяснить духовные и культ. факты исключительно тем или иным состоянием об-ва; в соответствии с этим социология признается основой всех гуманит. наук. С. явился реакцией на натурализм и психологизм в обществ. науках, полное выражение нашел во взглядах Э.Дюркгейма и его шк. В методол. плане С. защищает принцип объективного науч. подхода к соц. явлениям, а главное — принцип социол. объяснения соц. фактов, объяснения «социального социальным» и отвергает биол. и психол. редукционизм. По существу, это соц. детерминизм, попытка при объяснении любого соц. явления исключить все факторы (геогр., психол., нравств. и др.) кроме собственно соц. В этом смысле С. характеризует распространение социол. подхода на все обл. соц. жизни, экспансию социол. методов анализа. В теор. плане С. в противоположность индивидуалистическим концепциям утверждает специфичность и автономность соц. реальности, более того, ее примат и превосходство над индивидами. С т.зр. С. об-во считается более богатой и авторитетной реальностью по сравнению с индивидом, оно предшествует ему и создает его; об-во существует как некая целостная система, несводимая к сумме индивидов: нельзя выводить коллективные представления из индивидуальных, как нельзя выводить об-во из индивида, целое — из части, сложное — из простого. Представители фр. социол. шк., объединившиеся вокруг Дюркгейма, использовали принципы С. при исследовании разл. явлений соц. жизни: кастового строя (С.Бугле), этнических процессов (М.Мосс), права (Ж.Дави), экономики (Ф.Симиан) и т.д. Л.Г.Скульмовская
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
Социологизм
Стремление объяснить все происходящее с позиций социологии. На первый взгляд в этом подходе есть определенное здравое зерно. Возьмем невропатолога, физика или философа. Ведь они живут в обществе, значит, социолог должен изучать и их, и их труды. В принципе, почему бы и нет? В появлении таких дисциплин, как социология науки или социология философии, нет ничего невозможного. Но социология так и не сможет объяснить нам, что такое человеческий мозг или наша Вселенная, как не сможет и дать ответ на вопрос, какая философская система является самой лучшей и правильной. Мало того, эту аргументацию можно ведь и «перевернуть» другой стороной. Социолог обладает мозгом и является частью Вселенной. Почему бы тогда невропатологам и физикам не взяться за объяснение того, что такое общество и для чего нужны социологи. Так что все эти «измы» попросту нелепы и при попытке столкновения взаимно уничтожаются.
Если же рассматривать социологизм изолированно от других подходов, выясняется, что он замыкается в той же апории, что биологизм или психологизм. Если все на свете социально детерминировано, значит, и сама социология социально детерминирована и является таким же социальным фактом, как и все прочие, и имеет не больше ценности, чем любая идеологическая система. Что тогда останется от социологизма? Так что, если социология намерена претендовать на постижение истины, ей следует признать, что истина не является социальным фактом, а разум, с помощью которого социология работает, не является ее собственностью. В общем, да здравствует рационализм – единственное учение, против которого не возражал и Дюркгейм («Правила социологического метода», Предисловие к первому изданию).
Если же рассматривать социологизм изолированно от других подходов, выясняется, что он замыкается в той же апории, что биологизм или психологизм. Если все на свете социально детерминировано, значит, и сама социология социально детерминирована и является таким же социальным фактом, как и все прочие, и имеет не больше ценности, чем любая идеологическая система. Что тогда останется от социологизма? Так что, если социология намерена претендовать на постижение истины, ей следует признать, что истина не является социальным фактом, а разум, с помощью которого социология работает, не является ее собственностью. В общем, да здравствует рационализм – единственное учение, против которого не возражал и Дюркгейм («Правила социологического метода», Предисловие к первому изданию).
Источник: Философский словарь.