СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
дисциплинарная область социологии, объединяющая теории, концепции и исследования социального института образования и его связи с др. социальными институтами. Основа социологии образования была заложена в функционалистской традиции
Э.Дюркгеймом и Т.Парсонсом. Образование для Э.Дюркгейма является способом, с помощью которого общество воспроизводит условия своего существования.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
отрасль социологии, изучающая образование как социальный институт, как форму и средство обществ. жизни. Проблемы С. о. начали выделяться из общефилософской и общесоциальной проблематики и становиться предметом особого рассмотрения со своими специфич. методами исследования на рубеже 19 и 20 вв. В США толчок развитию С. о. дали работы Л. Уорда "Динамическая социология" (L. F. Ward, Dynamic sociology, v. 1–2, ?. ?., 1883) и Дж. Дьюи "Школа и общество" (J. Dewey, The school and society, Chi., 1899). Перед 1-й мировой войной стали возникать исследовательские организации, занимающиеся проблемами С. о. В 1927 было создано Амер. нац. об-во и начался выпуск "Journal of Educational Sociology". В Германии С. о. выделяется в спец. область исследования, в первую очередь усилиями М. Вебера и Mанхейма, постепенно отделяясь от социальной педагогики (см. Наторп), где осн. внимание уделялось филос.-этич. мотивам в выборе идеала образования. Во Франции начало исследований по С. о. было положено Дюркгеймом. В наст. время в качестве осн. направлений исследования в С. о. вычленились: место образования как социального института в системе обществ. воспроиз-ва; взаимоотношения процесса образования с др. процессами обществ. жизни (экономическими, демографическими, политическими, процессами социальной стратификации); социальные детерминанты образования; социальная структура образоват. институтов и динамика ее изменения; социальное положение и обществ. роль учителей и преподавателей, их проф. статус; социальная механика и динамика взаимоотношений между обучаемыми и обучающими. Особое значение получили исследования по С. о. в развивающихся странах. Наиболее разработаны след. проблемы: школьные классы и студенч. группы как специфические социальные системы с определ. типологией и структурой; внешняя социальная среда школ (в т.ч. влияние социального состава класса и др. учебных групп на образование); образование как профессия и карьера (социальное происхождение преподавателей, мотивы и стимулы, влияющие на выбор преподавательской деятельности, ценностная ориентация и ее социальная основа и т.д.). В социалистич. странах (СССР, Польше и др.) исследования проблем С. о. приобретают самостоят. характер, выделяясь из научно-прикладных исследований, связанных с перестройкой и совершенствованием системы образования. В то же время ряд проблем С. о. изучается в рамках социологии молодежи и социологии познания. Лит.: Гросс Н., C. o., в сб.: Социология сегодня, М., 1965; Социологич. проблемы нар. образования. Сб. ст., Свердловск, 1967; La sociologie de l´?ducation. Tendences actu?les de la recherche et bibliographie, P., 1960; Robinson M. E., Education for social change, Wash., 1961; Cooperative research projects, Fiscal, 1961, Wash., 1962; Education for a changing world of work, Wash., 1963; ?eutsсh G. M. [Hrsg.], Soziologie der p?dagogischen Umwelt, Stuttg., 1965; Burns D. G., African education, L., 1965; Cowan L. G. [a. o.], Education and nation-building in Africa, N. Y., 1965; Gehmache r E., Wettlauf mit der Katastrophe. Europ?ische Schulsysteme, W., 1965; ?lvin ?. R., Education and contemporary society, L., 1965; Musgrave P. W., The sociology of education, L., 1965; Вellino R., Scuola e cittadino, Firenze, 1965; The social science view school administration, Englewood Cliffs (?. ?.), 1965; Rudy W., Schools in an age of mass culture, N. Y., 1965; Counselor´s reference bibliography PM–400–Al, Wash., 1966; World survey of education. UNESCO, P., 1966; Wоskоwski J., ? badan nad nauczycielami zawodu, Wr., 1966. И. Добронравов, Э. Мирский. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
238.04 кб

Образование взрослых: взгляд социолога

Круглова Е.Л.
В статье анализируются различные подходы к понятию «образование взрослых».
Читать PDF
222.60 кб

Научный журнал «Социология образования»

Всестороннее знание о сфере образования возможно лишь на основе междисциплинарных исследований, т.е. на стыке наук педагогики, экономики, психологии, антропологии, истории, философии, права, медицины и т.д.
Читать PDF
79.70 кб

Экономика знаний и социология образования

Задорожнюк И.
Читать PDF
269.43 кб

Система образования в социологии М. Вебера

Епихина Юлия Борисовна
В статье анализируется роль и место системы образования в контексте общей социологической теории, разработанной М. Вебером.
Читать PDF
228.00 кб

Современные проблемы социологии образования

Антикайнен А. , Дуоркин Г. , Saha Lawrence J., Ballantine Jeanne , Essack Shaheeda , Teodoro Antonio , Константиновский Давид
В статье обсуждается состояние современной социологии образования с позиций глобальной перспективы. В первой части статьи даётся обзор различных аспектов теории и методологии данной отрасли.
Читать PDF
180.04 кб

К вопросу о глобальной социологии образования

Иванова Виктория Анатольевна
В статье рассмотрены методологические аспекты формирования в научном пространстве социологии образования новых структурных элементов, выходящих за рамки региональных или локальных научных школ.
Читать PDF
296.80 кб

Социологический аспект непрерывного образования

Глотов М. Б.
Читать PDF
147.25 кб

СОЦИОЛОГИЯ В СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Зборовский Гарольд Ефимович
В статье представлен текст доклада на Всероссийской конференции «Перспективы преподавания социологии в вузах».
Читать PDF
137.28 кб

Социологическое образование – каждому управленцу

Бондаренко Валентина Ивановна
В статье поднимается проблема повышения социологической культуры управленческих кадров, их ответственности за принимаемые решения.
Читать PDF
159.61 кб

Предмет социологии образования: концепции П. Бурдье

Рысакова П. И.
Данная статья посвящена рассмотрению одной из основных методологических проблем современной социологии образования вопросу определения собственного предметного поля.
Читать PDF
3.57 мб

Социология и образование: перспективы взаимодействия

Ерошенко Татьяна Игоревна
В последние годы социология как наука обретает все большую актуальность, связанную с наступлением эпохи глобальных сдвигов, затрагивающих все мировое сообщество и проявляющихся в самых различных сферах жизнедеятельности, как отдел
Читать PDF
232.60 кб

СОЦИОЛОГИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. ПРЕДИСЛОВИЕ К РУБРИКЕ

Абрамов Роман Николаевич
В статье нашли отражение зарубежные публикации, посвященные реформированию академической системы в менеджериалистском ключе.
Читать PDF
181.25 кб

Социологическое знание и образование: путь к сближению

Зборовский Гарольд Ефимович
Статья посвящена рассмотрению проблем соотношения знания и образования. Даётся понятие образовательного знания как особого вида знания, характеризуется образовательное знание социологии.
Читать PDF
1.04 мб

Социологическое образование в контекстах современности

Куропятник А.И.
Читать PDF
375.18 кб

Социология образования: состояние и тенденции развития

Гуськов Игорь Александрович
Статья посвящена проблемам социологического сопровождения образовательных инноваций. Автор акцентирует внимание на парадигмальных аспектах социологии образования.