СОЦИАЛЬНЫЙ ТЕКСТ

Найдено 1 определение
СОЦИАЛЬНЫЙ ТЕКСТ

Англ. SOCIAL TEXT. Ключевое понятие в работах ряда американских левых деконструктивистов, объединившихся вокруг журнала «Социальный текст» (Social text. — Michigan). Сторонники идеи социального текста существенно раздвинули границы интертекстуальности, рассматривая литературный текст в контексте общекультурного дискурса, включая религиозные, политические и экономические дискурсы. Взятые все вместе, они и образуют общий или социальный текст. Тем самым левые деконструктивисты напрямую связывают художественные произведения не только с соответствующей им литературной традицией, но и с историей культуры. Нетрудно заметить, что здесь они шли в основном по пути, предложенном еще Фуко.
Так, Джон Бренкман в статье «Деконструкция и социальный текст» (Brenkman:1979) критиковал узость, ограниченность йельского представления о «Реальном», основанного, по его мнению, на устаревших понятиях об объектах восприятия как о стабильно зафиксированных в сознании воспринимающего. С его точки зрения, референт, или Реальное, является исторически порожденным и социально организованным феноменом. Традиционную для всех постструктуралистов проблему несоответствия (т. е. произвольный характер связи) между означающим и означаемым Бренкман, опираясь на Лакана, решает в духе психоаналитических представлений как «лингвистическую пробуксовку»: для многих высказывания содержат в себе неизбежные конститутивные смысловые «провалы», которые сообщают своим адресатам нечто отличное от того, что было изначально заявлено или констатировано. Бренкман объясняет этот феномен лингвистической пробуксовки специфической природой человеческой психики, якобы укорененной в мире фантазмов.
Таким образом, американский исследователь стремится восстановить утраченную в теории деконструктивизма связь лингвистической референции одновременно и с социальной реальностью, и с бессознательным, не отказываясь и от присущего этой теории представления о неадекватности данной связи. В то же время он разделяет деконструктивистский тезис о фикциональности и риторичности языка, что, по его мнению, лучшего всего выявляет способность литературы и критиковать общество, не столько противопоставляя себя реальному, сколько осознавая свою известную отстраненность от него, и одновременно порождать утопические возможности, давая волю воображению, или, как предпочитает выражаться Бренкман, «высвобождая материал фантазии».
Как и все теоретики социального текста, он критически относится к деконструктивистскому толкованию интертекстуальности, считая его слишком узким и ограниченным. С его точки зрения, литературные тексты соотносятся не только друг с другом и друг на друга ссылаются, но и с широким кругом различных систем репрезентации, символических формаций, а также разного рода литературой социологического характера, что, вместе взятое, как уже отмечалось выше, и образует социальный текст.
Одной из наиболее представительных книг леводеконструктивистского толка является работа Майкла Рьяна «Марксизм и деконструктивизм» (Ryan:1982). Подобно Бренкману, Рьян также предпринимал попытки связать понятия текстуальности и интертекстуальности с теорией «социального текста», и своеобразие его трактовки заключается в переосмыслении концепции Дерриды «инаковости», или «отличности» (alterity): «Невозможно точно локализовать подлинную основу субстанции или субъективности, онтологически или теологически, бытия или истины, которая не была бы вовлечена в сеть отношений с другим (other-relations) или в цепь процесса дифференцирования» (там же, с. 14).
С точки зрения Рьяна все явления, объекты и концепции способны функционировать исключительно во взаимосвязи, во взаимном сцеплении, в общем переплетении отношений, конвенций, историй и институтов. Для него, как и для большинства постструктуралистов, идеи и представления обладают таким же реальным бытием, как и объекты предметного мира, мира вещей, точно так же и сам мир представляется ему текстуализованным, хотя, в противоположность йельцам, и наполненным социальным содержанием, поэтому любой литературный текст он рассматривает как неизбежно взаимосвязанный с социальным текстом.
Другой американский исследователь, Фредрик Джеймсон, приняв за основу текстуалистский подход к истории и реальности, попытался смягчить его, дав ему рациональное объяснение, насколько оно было возможно в пределах постструктуралистских представлений. Он подчеркивает, что «история — не текст, не повествование, господствующее или какое-либо другое, но, как отсутствующая причина, она недоступна нам, кроме как в текстуальной форме, и поэтому наш подход к ней и к самому реальному неизбежно проходит через стадию ее предварительной текстуализации, ее нарративизации в политическом бессознательном” (Jameson:198I, с. 35). Подобного рода рационализированная текстуализация должна была, по мысли критика, помочь избежать опасности как эмпиризма, так и вульгарного материализма.
 

Источник: Постмодернизм. Словарь терминов

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
114.66 кб

Онтология текста социальной памяти

Лойко О. Т.
Анализируются основные философские концепты, указывающие на взаимосвязь социальной памяти и текстовой формы ее бытия.
Читать PDF
87.18 кб

Классический текст в горизонте социальной метафизики

Михайлова Марина Валентиновна
Классический текст рассматривается с позиций онтологической эстетики как диалогическая структура. Метафизическая потребность, лежащая в основе искусства, особенным образом реализуется в литературе.
Читать PDF
219.80 кб

Публицистика Татьяны Толстой: Риторика социального текста

Полонский А. В., Донникова М. С.
В статье рассматриваются особенности публицистического письма Татьяны Толстой
Читать PDF
173.50 кб

Текстуальное пространство в контексте социальной философии

Подберезная Людмила Игоревна
Автор ставит перед собой цель рассмотреть своеобразие текстуального пространства в контексте социальной философии.
Читать PDF
240.64 кб

Постмодернистское текстование и проблема социальной объективности

Дахин А. В.
Читать PDF
339.78 кб

Социальная роль религиозного текста в теории систем Никласа Лумана

Матушанская Юлия Григорьевна
В статье рассматривается теория социальных систем немецкого исследователя Н.Лумана и социальная роль религиозного текста согласно этой теории. Р елигия по Луману является медиумом смысла.
Читать PDF
70.52 кб

Социальная перцепция в условиях межличностного и текстового взаимодействия

Баранов А. Б.
Читать PDF
386.30 кб

Модернизация социально-религиозной ориентации культуры в библейских текстах

Власова Виктория Борисовна
В предлагаемой статье на материале текста Библии исследуются проблемы, так или иначе сопряженные с глобализационными и модернизационными процессами, которые, по мнению автора, имели место уже в древнейшей иудейской культуре.
Читать PDF
271.67 кб

2012. 03. 006-007. Средневековые тексты в социальном измерении. (сводный реферат)

Метлицкая З. Ю.
Читать PDF
289.22 кб

Текст, дискурс, контекст. Введение в социальную эпистемологию языка. Замысел книги

Касавин И. Т.
Дискуссия подготовлена в рамках проекта РГНФ № 09-03-00078а.
Читать PDF
275.18 кб

Мусульманская политическая идентичность в современную эпоху: священный Текст и социальный опыт

Кудряшова И.В.
Статья посвящена формированию современной мусульманской политической идентичности на макрополитическом и индивидуальном уровнях. В фокусе внимания автора находится соотношение ее исламского и национально-государственного уровней.
Читать PDF
2.11 мб

Особенности восприятия социально значимых текстов бурятами: темпоритм как семантический маркер

Кыштымова Ирина Михайловна
В статье представлены результаты эмпирического исследования влияния ритмической организации социальной рекламы на ее восприятие бурятами.
Читать PDF
137.78 кб

«24 истории о сыновней почтительности»: текст и интерпретация в историческом и социальном контексте

Нежданов Владимир Львович
«24 истории о сыновней почтительности» один из известнейших памятников китайской литературы и важный источник для изучения конфуцианства, продолжающего играть значительную роль в общественной и политической жизни Китая.
Читать PDF
423.91 кб

История социально-политической мысли и политическая текстология в XXI веке (материалы круглого стола

Акулова Д.А., Бобровских Е.В., Вархотова В.А., Волошин А.И., Горохов А.А., Зеленин Ю.А., Грохотов А.В., Довжик Н.Н., Ибраев М.У., Карипов Б.Н., Козлова А.М., Кулясова А.Ф., Томей Л.И., Репьева А.М., Сетов Н.Р., Пучнина О.Е., Ферсман М.Н., Убирия И.Ф., Чкоидзе Е.Д.
17 апреля 2014 г. на факультете политологии МГУ имени М.В.
Читать PDF
668.66 кб

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТЕКСТОЛОГИИ: МАТЕРИАЛЫ КРУГЛ

Андерсон Кирилл Михайлович, Бойцова Ольга Юрьевна, Горохов Андрей Анатольевич, Зоткин Алексей Александрович, Козиков Иван Андреевич, Мартыненко Николай Петрович, Мырикова Анна Валериевна, Перевезенцев Сергей Вячеславович, Прокудин Борис Александрович, Пучнина Ольга Евгеньевна, Чанышев Александр Арсеньевич, Ширинянц Александр Андреевич
В статье представлены материалы круглого стола «Актуальные вопросы истории социально-политических учений и политической текстологии», приуроченного к 45-летнему юбилею кафедры истории социальнополитических учений факультета полито