поступательное развитие общества, осуществляющееся посредством усовершенствования производства материальных благ, прогресса орудий труда и других в нем происходящих изменений.
Социальный прогресс
Социальный прогресс
Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов
Прогресс социальный
(лат. progressus – движение вперед) – поступательное движение общества от низших ступеней к высшим. В социологии прогресс рассматривается как результат социального развития, предполагающий повышение научного и технического знания, экономической производительности и сложности социальной организации.
Социальный прогресс
направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, повышением степени системной организации общества, при котором оно развивается более высокими темпами. Критерии прогресса:
- технологический – технико-экономические показатели,
- социальный – усложнение социальных структур,
- моральный – совершенствование нравов,
- антропологический – степень свободы человека, возможность реализации творческих способностей.
- технологический – технико-экономические показатели,
- социальный – усложнение социальных структур,
- моральный – совершенствование нравов,
- антропологический – степень свободы человека, возможность реализации творческих способностей.
Источник: Культурология. Учебный словарь. 2014 г.
Социальный прогресс
определенная направленность социальных изменений, процесс поступательного исторического развития человеческого общества, связанный с необратимыми изменениями, посредством которых осуществляется переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, от менее сложных к более сложным формам организации общества. Критериями социального прогресса могут являться улучшение материальной жизни, расширение пространства личной свободы, повышение возможности самореализации личности, нравственное совершенствование и др.
Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.
ПРОГРЕСС СОЦИАЛЬНЫЙ
поступательное развитие общества от низших ступеней к высшим. Многие буржуазные философы и социологи отрицают прогресс в обществе. Одни из них высказывают идеи о ненаправленном характере общественных изменений, другие — о круговом движении общества, третьи — о движении его вспять (регрессе). Конечно, путь развития человечества весьма сложен, извилист. Исторический процесс никем не предопределен. Он включает в себя множество возможностей, вероятностей, характеризуется противоборством различных тенденций. В развитии общества встречались случаи и кругового движения и периоды регресса, когда побеждали реакционные силы и происходил возврат к старым порядкам. Однако если рассматривать не отдельные отрезки истории, а крупные периоды, большие исторические эпохи, то можно выделить общую тенденцию развития — движение по пути прогресса. Это выражается в смене общественно-экономических формаций, в основе к-рой лежит взаимодействие производительных сил и производственных отношений, борьба передовых общественных сил против классов, защищающих отживающий способ производства. Каков же тот признак, по к-рому можно судить о поступательном движении общества, другими словами, каков критерий прогресса? Мыслители всех эпох размышляли над этой проблемой. Выдвигались и выдвигаются самые разнообразные критерии: улучшение нравов, развитие религии, возрастание сознания свободы, усложни ние социального организма, прогресс техники и т. д. Недостаток их в том, что они выхватывают отдельные, причем большей частью второстепенные стороны жизни общества. Между тем важен критерий, позволяющий оценить общественное развитие в его целостности. Таким критерием можно считать степень улучшения эко комических и социально-политических условий существования человека (народных масс). Поскольку решающая сфера жизни людей — материальное производство, то этот критерий включает прежде всего степень развития производительных сил (уровень господства человека над природой), степень освобождения людей от социального неравенства, эксплуатации. Необходимо иметь в виду и то, в какой мере обеспечивает общество духовное развитие масс: обогащение знаниями, развитие и применение творческих способностей людей. Если учесть все эти факторы, то можно сделать вывод, что в современную эпоху только социализм создает условия для всестороннего прогресса общества. При капитализме прогресс носи г антагонистический, неравномерный характер, одни стороны социальной жизни развиваются за счет других. Так, рост производства, техники, науки происходит в основном в интересах сравнительно небольших групп людей, а миллионы обрекаются на страдания. Цель социализма — счастье и благо всех групп, всех членов общества и каждого человека в отдельности.
Источник: Краткий словарь по философии. 1970
Социальный прогресс
тип, направление развития общества, характеризующееся переходом к более совершенным формам, что выражается в их более высокой организации, адаптации к среде, росте эволюционных возможностей. О прогрессе можно говорить применительно как к системе в целом, так и к отдельным ее элементам и параметрам. В античности признавался только умственный прогресс, в нравственном отношении человечество регрессирует, в социально-политическом имеет место круговорот, циклическое развитие. Христианство формулирует идею нравственного прогресса, опирающегося на свободный выбор личности. В 18 веке европейские мыслители приходят к выводу о неизбежности бесконечного совершенствования общества на основе разума и просвещения. Мыслители 19 века обращают внимание на противоречивость социального прогресса, включающего в себя и регрессивные изменения в качестве необходимого элемента. Но идеи о грядущем торжестве разумно устроенного общества остаются. Социальные процессы 19 и особенно 20 веков обнаружили явное несоответствие реальности разнообразным версиям прогресса, в том числе и технократической. Оказалось, что прогрессивные изменения в одних сферах сопровождаются регрессом в других, что сведение прогресса общества к одному аспекту деструктивно для системы в целом. Современная социальная мысль отказывается от идеи совершенного общества, подчеркивая необходимость выявления личностного смысла прогресса, безответственность веры в однозначную спасительность изменения социальных форм. Причины кризиса идеи прогресса – в сути самой индустриальной эпохи, ее стремления к обладанию, господству, что ведет к росту агрессивности и насилия по отношению к природе и человеку. Современное понимание прогресса отвергает идею его неумолимости, веры в силу объективных законов и строит свои рассуждения на принципе «есть надежда на переход к миру лучшему, чем наш», не считая этот мир окончательным. Социальный процесс включает различные тенденции, выбор которых в качестве прогрессивных (желательных) зависит от людей, а не задан изначально. Для понимания тенденций важны не столько описание будущего, сколько широкая информация об опасностях настоящего, что позволяет людям делать правильный выбор. Проблема критериев общественного прогресса в истории социальной мысли решалась двумя путями. В первом случае критерием прогресса признается становление социальных форм, обеспечивающих организованность общества как целого, что и определяет положение человека. При втором подходе критерий прогресса усматривается в уровне свободы, счастья и благоденствия, в социальном самочувствии и цельности личности, в степени ее индивидуальности. Исторический опыт показывает, что второй подход более реалистичен и гуманистичен, так как признавал несомненную проблематичность человеческого существования, он утверждает подлинное бытие индивида в форме его внутренней созидательной активности. Личность в таком случае выступает не как средство, а как цель и критерий социального прогресса.
Источник: Философия: основные понятия и определения. Учебно-методичесое пособие.