Социальный опыт

Найдено 1 определение
Социальный опыт
важнейшая содержательная компонента культуры, представляющая собой исторически селектированные и аккумулированные в обществ. сознании членов сооб-в формы осуществления любой социально значимой деятельности и взаимодействия людей, показавшие свою приемлемость не только с т.зр. непосредств. утилитарной эффективности, но и в поддержании требуемого в существующих условиях уровня социальной консолидированности сооб-ва и его функциональных сегментов и подсистем, устойчивости организационных форм и эффективности процессов регуляции коллективной жизнедеятельности. С.о. накапливается в процессе реальной совместной деятельности людей для удовлетворения их групповых и индивидуальных интересов и потребностей, в ходе к-рой происходит постоянная стихийная отбраковка тех форм (технологий и результатов) их действий, поступков, коммуникативных актов, применяемых при этом средств, идейных и ценностных оснований и т.п., признающихся вредными или потенциально опасными для существующего уровня социальной интегрированности коллектива, оказывающихся неприемлемыми по своей социальной цене и последствиям. Нек-рые из этих нежелат. форм со временем попадают под институциональное табуирование (законодат., религ. и иные запреты, санкции и пр.), другие остаются осуждаемыми в рамках обычаев (морали, нравственности). Формы же, в краткосрочном и особенно долгосрочном плане показывающие себя вполне приемлемыми или даже желательными с точки зрения поддержания, воспроизводства, а порой и повышения уровня социальной консолидированности членов сооб-ва, их толерантности, качества их взаимопонимания и взаимодействия, так же стихийно, а со временем и институционально отбираются в качестве рекомендуемых, аккумулируются и закрепляются в социальных нормах, эталонах, ценностях, правилах, законах, идейных установлениях и пр. Т.о., первая культурная функция С.о. заключается в аккумулировании прямых (выраженных в императивных установлениях, ценностях, нормах) и опосредствованных (опредмеченных в предпочитаемых и допустимых технологиях и продуктах социально значимой деятельности) способов поддержания и обеспечения социальной интегрированности людей в более или менее устойчивых организационно-деятельностных формах. Следует отметить, что С.о. включает в себя прежде всего набор ценностных ориентаций, принятых в данном сооб-ве; а всякая ценность, с т.зр. ее социокультурных функций, — прежде всего то, что обеспечивает поддержание социальной консолидированности людей, снятие, понижение или недопущение социально опасных напряжений, противоречий, конфликтов, преодоление агрессивных, эгоистич. и иных социально безответств. проявлений человека, и одновременно имеет целью повышение взаимопонимания, толерантности, комплементарности, согласия, выработку общих оценочных критериев и конвенциональных интерпретаций и т.п. Эмпирически ни у одного народа невозможно выявить к.-л. ценностные установки, намеренно стимулирующие социальную деструкцию (разумеется, внутри сооб-ва, на социальное окружение этот принцип может и не распространяться). С этой т.зр., Культура — это действительно совокупность позитивных, социально консолидирующих интенций человеч. существования, что неоднократно подчеркивалось многими мыслителями. Вместе с тем разнообразие природных и истор. условий и обстоятельств, в к-рых существуют разные сооб-ва (а двух сооб-в с абсолютно идентичными истор. судьбами быть не может), ведет к формированию структурной и содержат. специфики всякого конкретно-истор. коллектива людей, что в свою очередь является одним из осн. источников напряжений и конфликтов между разл. сооб-вами и их членами. Известно, что существ. часть межэтнич., межконфессиональных и межгос. противоречий и столкновений была связана с несовпадением систем ценностных ориентаций, мировоззрений, представлений о справедливости, достоинстве, нравственности и т.п., т.е. локального С.о. конфликтующих сооб-в. Вместе с тем в силу единства физич. и психич. природы людей, их антропол. и социальных потребностей и интересов многие элементы С.о. всех человеч. коллективов по существу совпадают, что и является основанием для взаимопонимания и взаимодействия между сооб-вами. Более того, всякий человеч. индивид помимо усвоенного им С.о. об-ва проживания (т.е. его культуры) обладает и уникальным личностным С.о., складывающимся в ходе его жизни и специфичным в соответствии с биографией данного человека. Поэтому процессы межличностного взаимодействия между людьми являются в известном смысле миниатюрными аналогами взаимодействий между сооб-вами и точно так же строятся на элементах сходства и различия их С.о. Т.о. выявляется вторая важнейшая социокультурная функция С.о. — аккумуляция локальных культурных черт и на уровне устойчивых социальных коллективов, и в личностной культурной специфике индивидов. Третья культурная функция С.о. — социальное воспроизводство сооб-в — трансляция их культурных особенностей от поколения к поколению. В конечном счете содержание наследуемых традиций, норм, ценностей, паттернов и т.п. и есть С.о. данного сооб-ва, передаваемый посредством технологий воспитания, образования, обрядово-ритуальной практики и иных форм социализации и инкультурации (см. Инкультурация) нового поколения, т.е. набор устоявшихся в сооб-ве допустимых и предпочитаемых форм и рез-тов деятельности, поведения, взаимодействия, критериев оценок, интерпретаций и пр. Сам по себе процесс социализации и инкультурации индивида представляет собой динамику усвоения им именно элементов С.о. в виде накопленных сооб-вом знаний об окружающем мире, принципов, умений и навыков коллективного общежития и социально значимой продуктивной деятельности, критериев самоопределения в сооб-ве и технологий социального взаимодействия, а также общественно признаваемой идеологии, верований, форм творч. самовыражения. Т.о. , С.о., если он и не тождествен всей культуре во всем многообразии ее форм и артефактов, является квинтэссенцией ее содержания, продуктом истор. селекции разл. технологий удовлетворения человеч. интересов и потребностей, аккумулирующим наиболее приемлемые по социальной цене и последствиям способы осуществления коллективной жизнедеятельности людей, их социальной консолидации и регуляции, локализации культурной специфики сооб-в и их социального воспроизводства. Лит.: Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978; Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986; Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994. А. Я. Флиер. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
516.06 кб

Человек в опыте социального

Лобова Т. Г.
Один из вопросов, над которым размышляет автор статьи, состоит в том, что человек обнаруживает для себя в опыте социального, в чем заключается ценность данного опыта.
Читать PDF
562.55 кб

Социальное время – опыт истолкования

Ильясов Фархад Назипович
Одной из причин, усложняющих понимание времени, является смешение двух взаимосвязанных, но не идентичных истолкований: 1. время как мера, эталон длительности, 2. время как мера изменений объекта, «собственное время объекта».
Читать PDF
203.80 кб

Социальная этика и миграционный опыт

Метелев Игорь Сергеевич
В статье рассматривается социализация мигрантов как переселенцев, осуществляющаяся в формах приспособительного поведения, соответствующего ожиданиям выделены варианты взаимоотношений личности трудового мигранта и текущей окружающе
Читать PDF
229.29 кб

ШВЕДСКИЙ ОПЫТ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Антропов Владислав Владимирович
Читать PDF
159.48 кб

Социальная природа миграционного опыта

Метелёв Игорь Сергеевич
Автор рассматривает универсальный характер феномена «человека мигрирующего», раскрывает содержание основных понятий миграционного процесса.
Читать PDF
112.72 кб

Эффективность социальной рекламы: опыт измерения

Ковалева А. В.
Читать PDF
477.71 кб

КРАТКИЙ ОБЗОР ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

Жумабаева Меруерт Ербосыновна
В статье раскрываются три социально-политических модели государства, специфика компонентов системы социального обеспечения каждой модели, их конкретного содержания и форм.
Читать PDF
235.61 кб

История и социальная теория: опыт взаимодействия

Терещенко Наталья Анатольевна
Статья посвящена анализу взаимоотношений социальной теории и исторического знания.
Читать PDF
214.67 кб

Исторический опыт социальной деятельности в России

Надеева М.И.
Проанализирован исторический опыт социальной деятельности Русской православной церкви. Описана благотворительная деятельность Церкви в переломные периоды формирования Российского государства.
Читать PDF
113.52 кб

Опыт моделирования культуры как социальной системы

Флиер Андрей Яковлевич
Теоретическое осмысление культуры включает в себя множество вопросов, варианты ответов на которые формируют определенную концепцию научной интерпретации феномена культуры.
Читать PDF
162.62 кб

Политические функции социальной рекламы: мировой опыт

Мартынов Евгений Васильевич
Исследуются проблемы политического функционала социальной рекламы в ракурсе зарубежного опыта.
Читать PDF
1.18 мб

Опыт феноменологического анализа социальной философии

Ушканова Р. Д.
Показан опыт феноменологического анализа социальной философии в работах известных ученых с целью выявления ее проблемно-предметного статуса.
Читать PDF
171.57 кб

Социальный опыт как составляющая социализации личности

Якса Наталья Владимировна
В статье рассмотрены феномены социализации и социального опыта. Указывается на определенную терминологическую и содержательную схожесть данных явлений. Рассмотрена связь социализации и опыта.
Читать PDF
174.26 кб

Социальные институты: опыт культурологического анализа

Ефимова Татьяна Викторовна
В статье содержится опыт культурологического анализа традиционной для социологии категории «социальный институт».
Читать PDF
526.71 кб

Опыт реформирования системы социальной работы в Польше

Вишневский Сергей Юрьевич, Вишневский Юрий Рудольфович
Обобщается опыт реформирования системы социальной работы в Польше, ориентация этой системы на активную социальную политику и социальную интеграцию, рассматриваются особенности институционализации профессии социального работника в