СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

Найдено 1 определение
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Деление наук на естественные, гуманитарные и социальные берет свое начало в дуалистической картезианской традиции философии Нового времени, которая основывается на признании фундаментального различия природы и духа. В англоязычной литературе для выделения наук об обществе и человеке употребляется выражение moral science, используемое, напр., Д. С. Миллем в заключительной главе его «Системы логики». У Д. С . Милля данное выражение обозначает цикл практических дисциплин (мораль, политику, право и т. д.). В немецкоязычной литературе используется другой термин – «науки о духе» (Geisteswissenschaften). Начиная с сер. XIX в. множатся попытки отстоять своеобразие гуманитарных наук и разработать методологию гуманитарного знания, которая обеспечила бы ему достоверность и теоретичность. В значительной мере эти попытки определялись достигнутыми в области гуманитарных наук успехами. В различных отраслях гуманитарного знания активно применяются разные научные приемы и методы, возникает задача их систематизации и классификации.
Исследование особенностей существования гуманитарного знания в методологическом плане было одной из центральных задач философии неокантианства. Согласно Г. Когену в качестве логики гуманитарных наук должна выступить этика, а по Г. Риккерту – аксиология. По мнению Риккерта, непосредственные объекты гуманитарного исследования – индивидуализированные явления культуры с обязательным отнесением их к ценностям, так как социально-гуманитарное знание целиком зависит от ценностей, наукой о которых является философия. В. Виндельбанд сформулировал положение о различии идеографических наук, т. е. наук, описывающих индивидуальные, неповторимые события, ситуации и процессы, и номотетических, которые фиксируют общие, повторяющиеся, регулярные свойства изучаемых объектов, абстрагируясь от несущественных индивидуальных свойств. Поэтому номотетические науки – физика, химия, биология и др. – в состоянии формулировать законы и соответствующие им общие понятия. Как пишет В. Виндельбанд, номотетические науки – это науки о законах, а идеографические – о событиях. Недостаток позиции неокантианцев заключается в том, что признаки, по которым производилось деление на две группы наук, можно обнаружить, по сути, в каждой научной дисциплине. Другим философом, кто пытался обосновать специфику гуманитарного знания, был представитель философии жизни В. Дильтей.
Согласно Дильтею в основе гуманитарных наук лежит «сама жизнь», которая выражается в целостной связи переживаний, понимания и истолкования выражений этой жизни. Попытка обоснования гуманитарного знания привела В. Дильтея к «герменевтическому повороту»: центральной задачей становится интерпретация языка, а в качестве объекта интерпретации рассматривается вся социальная реальность – институты, законы, произведения искусства, техника, нравы, поступки и т. д. В результате, по мнению В. Дильтея, именно понимание как основная герменевтическая процедура определяет специфику существования гуманитарных наук. Еще один вариант разделения двух классов наук – естественных и социальных – предлагает М. Вебер. Предмет социального познания, по М. Веберу, культурно значимая индивидуальная действительность, подразумевающая своеобразные, свойственные социальному познанию приемы исследования. В частности, для социальных наук характерны: 1) преобладание качественного аспекта исследования над количественным; 2) учет историчности бытия предмета социального исследования; 3) решающее значение ценностных компонентов; 4) более тесная, чем в естествознании, связь с субъективными предпосылками, необходимость отражения в исследовании личности автора; 5) определяющая роль причинного объяснения по сравнению с законом, так как в методологии социальной науки знание законов не цель, а средство исследования, которое облегчает сведение культурных явлений к их конкретным причинам. Знание законов в этой сфере применимо настолько, насколько оно способствует познанию индивидуальных связей.
Несмотря на достаточно длительную историю попыток определения методологического различия между гуманитарными и социальными науками, с одной стороны, и естественными науками – с другой, определить четко эту границу весьма проблематично и для современного знания. Очевидно то, что естественные науки в большей мере опираются на математизацию и рассматривают ее как основание научности; кроме того, для естественнонаучного естественных наук большее значение имеют экспериментальные процедуры. Но, с другой стороны, естественно-научное знание несводимо ни к математическому знанию, ни к экспериментальным процедурам, так как оперирует понятиями, которые не могут быть достоверно верифицированы. Так, напр., физика пользуется понятиями «сила» или «энергия», а биология – понятием «жизнь», которые по своей сути метафизичны и которые представители этих областей научного знания используют в силу принадлежности к той или иной научной традиции, избегая давать им четкие определения.
С этой точки зрения многие естественнонаучные теории близки по своему характеру теоретическим построениям гуманитарного знания, являясь, по сути, теоретическими конструкциями. С другой стороны, социальные и гуманитарные науки также достаточно различны по своим методам. Так, напр., такие науки, как социология, лингвистика, экономика, имеют достаточно четко определенный предмет исследования, в отношении которого если и нельзя провести эксперимент в естественно-научном смысле этого слова, то, несомненно, методологические процедуры данных наук ограничивают произвол в его истолковании; в значительной мере эти науки используют математические и статистические методы анализа. Кроме того, данные науки претендуют на раскрытие социальных, экономических и языковых закономерностей. В отношении этих выявленных закономерностей признается возможность воспроизводства процедуры исследования, которая должна привести к тем же результатам, и, таким образом, в данных социально-гуманитарных науках в идеале исключается всякая субъективность в трактовке фактов, а выявленные закономерности претендуют на точность. В других науках, таких, как история и литературоведение, эти критерии точности ослаблены, элементы субъективной интерпретации доминируют. Следовательно, как в отношении естественных, так и в отношении социально-гуманитарных наук нужно признать, что ни одна из этих наук не существует в той идеальной форме, которая позволила бы определить ее как науку естественную или как социально-гуманитарную.
Таким образом, в настоящее время сами понятия «естественные науки» и «социальные науки» демонстрируют неопределенность границ своего существования, что приводит к тому, что линия демаркации между ними достаточно сильно размыта. Кроме того, нарастающие процессы интеграции научного знания приводят к проникновению методов одних наук в другие и заимствованию как методологического, так и понятийного аппарата разных наук, что делает различение социальных, гуманитарных и естественных наук на данном этапе развития научного знания еще более условным. Д. В . Котелевский

Источник: История философии науки и техники.

Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF
72.23 кб

Социально-гуманитарные науки: проблема оснований

Коротков Вадим Евгеньевич
Статья посвящена изучению проблемы оснований социальных и гуманитарных наук.
Читать PDF
21.40 мб

Социально-гуманитарные науки в обществе потребления

Карпова Л.М.
Рассматриваются проблемы социально-гуманитарных наук в контексте вызовов науке, идущих со стороны общества потребления. Важнейшим из подобных вызовов является втягивание науки в процессы коммерциализации.
Читать PDF
403.96 кб

Социально-гуманитарные науки в России: интеллектуальная стагнация и когнитивные прорывы

Лубский Анатолий Владимирович
Рассматриваются социально-гуманитарные науки в России в ракурсе интеллектуальной подражательности, стагнации, а также когнитивных прорывов, связанных с переходом от монистической интерпретации социальной реальности к плюралистичес
Читать PDF
433.26 кб

Науки документо-коммуникационной сферы в системе социально-гуманитарного научного знания

Полтавская Елена Игоревна
Рассматривается специфика наук документо-коммуникационной сферы, обусловленная их принадлежностью к социально-гуманитарному научному знанию.
Читать PDF
387.77 кб

Роль курса «История и философия науки» в социально-гуманитарном познании. Опыт преподавания

Веряскина В. П.
В статье представлен опыт преподавания дисциплины «История и философия науки» в Институте философии РАН.
Читать PDF
267.82 кб

2017.03.016-017. СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ ПЕРЕД ВЫЗОВАМИ АНТРОПОЦЕНА. (СВОДНЫЙ РЕФЕРАТ)

Долгов А.Ю.
Читать PDF
4.53 мб

День российской науки в Северо-Осетинском институте гуманитарных и социальных исследований им В. И.

Читать PDF
20.42 мб

Механизмы адаптации российской университетской гуманитарной науки в условиях социально-политического

Сидорчук Илья Викторович
Статья посвящена рассмотрению проблемы истории университетской науки в сложный и неоднозначно оцениваемый в научной литературе период.
Читать PDF
144.13 кб

2009. 02. 008. Захер Л. В. Социальные и гуманитарные науки в интегрирующейся Европе - формируя потен

Соколова М. Е.
Читать PDF
218.08 кб

О специфике социально-гуманитарных исследований периода «Аномальной» науки: диалог исследовательских

Внутских Александр Юрьевич, Оконская Наталия Камильевна
Статья включает две части. В первой части анализируются некоторые особенности современной науки, которую авторы рассматривают как науку «аномальную» (по Т. Куну), науку кризисную.
Читать PDF
206.14 кб

Междисциплинарный синтез и социально-гуманитарные науки: к вопросу о прояснении некоторых концептов

Орехов Андрей Михайлович
Статья посвящена проблеме уточнения и анализа концептов, выражающих различные версии междисциплинарного синтеза в сфере социально-гуманитарного знания.