СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ НАУКИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Социальные функции науки
многообразные социальные цели науки: 1) увеличение материального могущества общества, его экономического потенциала; 2) обеспечение высокого уровня образования и просвещения; 3) формирование у населения научной формы мировоззрения; 4) обеспечение безопасности общества и его защиты извне; 5) распространение и утверждение в обществе таких фундаментальных ценностей науки, как свобода, ответственность, демократия, толерантность, открытость, обновление, истина, польза, консенсус, рациональность, гармония.

Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016

СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ НАУКИ
раскрывают роль и значение науки как одной из сфер человеческой деятельности для жизни общества в целом. Функция (лат. function – исполнение, соответствие, совершение, отображение) – это обязанность, круг деятельности, назначение, поэтому под социальными функциями науки и следует понимать ту роль, которую наука играет в обществе. Наука оказывает влияние на многие стороны жизни общества: экономику, политику, идеологию, быт, культуру и здоровье человека. Ни одна сфера духовной культуры не оказывает столь существенного влияния на развитие современного типа общества, как наука. Задача науки как особого вида познавательной деятельности состоит в выработке объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире, а главное – в выявлении законов, в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в ответ на запросы и потребности человеческой деятельности. Именно поэтому установление истины является важнейшей социальной функцией науки. Крупный английский историк науки Дж. Бернал в работах «Наука в истории общества», «Наука и общество», «Социальные функции науки» пишет о том, что наука должна способствовать удовлетворению потребностей людей, формированию научной картины мира и научного мировоззрения, обеспечивать познание того, что еще не познано. Он считает, что наука прямо и косвенно влияет на уровень развития общества. Прямое влияние науки на общество состоит в том, что научные открытия, способствующие появлению новой и совершенствованию старой техники, а также внедрению ее в быт людей и производство, приводят к изменению условий труда и жизни человека (напр., открытие электромагнитных волн и изобретение на их основе радио привело к радикальному изменению образа жизни всего человечества). Научные знания необходимы для функционирования и развития производительных сил общества. Под воздействием экономических факторов наука стимулирует появление новой техники и оказывает воздействие на производственные отношения.
Косвенное влияние науки на общество заключается в том, что наука, являясь продуктом действия политических и экономических сил, в свою очередь, становится важным элементом политической и экономической жизни общества. Следует подчеркнуть, что изменения внутри самой науки происходят под влиянием политических и экономических процессов, происходящих в обществе, а важнейшие преобразования в обществе осуществляются благодаря развитию науки. Более того, Дж. Бернал, напр., приходит к выводу о том, что политические формы современности являются в определенной степени результатом материальнотехнических последствий развития науки. Он рассматривает роль науки не как нечто застывшее, а как то, что меняется в связи с развитием самой науки. Наука играет важную социальную роль и в познании мира, в формировании представлений о мире и месте человека в нем. Например, теория естественного отбора Ч. Дарвина, с одной стороны, была использована для оправдания эксплуатации и дискриминации, а с другой – легла в основу понимания человеческой эволюции как социально направленного процесса.
Согласно второму подходу человек с помощью общества должен преодолеть биологические границы эволюции животных и встать на путь сознательно направляемой эволюции. Такое понимание учения Ч. Дарвина трансформирует взгляды на место и роль человека и общества в мире. Как правило, представители самой науки считают, что она способствует непрерывному улучшению условий жизни и является созидательной силой. Однако многочисленные войны, экономические кризисы показывают, что наука и научные открытия могут быть использованы и в разрушительных целях (изобретение разного рода смертоносного оружия и др.) . Поэтому все чаще люди задаются вопросом, является ли наука добром или злом. Достаточно убедительный ответ еще в 50-х гг . XX в. дал французский ученый и философ Г. Башляр, который сказал, что считать науку злом и делать ее ответственной за разрушительные последствия и глобальные кризисы современности то же самое, что переносить преступление с убийцы на орудие преступления.
Цели, к достижению которых стремятся люди, характер и масштабы человеческой деятельности все в большей степени зависят от тех средств, которые созданы наукой. Бурный научно-технический прогресс явился причиной таких явлений, как загрязнение атмосферы, истощение природных ресурсов планеты и многое другое. Наука причастна к серьезным изменениям, которые происходят в среде обитания человека, но именно науке отводится и ведущая роль в решении глобальных проблем человечества. Наука не только обслуживает человека результатами своих поисков, но и требует от него решительных действий для достижения безопасного будущего. В связи с этим проблема социальной ответственности ученых стала неотъемлемой составляющей существования и развития науки. Роль науки в обществе становится все более многообразной, ученым приходится активно участвовать в социальной жизни, поскольку изолироваться от интересов и проблем общества становится практически невозможно. Научно-исследовательская работа представляет собой сферу долгосрочных капиталовложений. При этом важно учитывать, что нельзя отдавать предпочтение только прикладным исследованиям, дающим быстрый социальный эффект, поскольку пренебрежение фундаментальными исследованиями может привести любое государство к научно-техническому отставанию и потере потенциальных преимуществ как в социальной, так и в экономической сфере. В этом смысле наука всегда оказывается социально обусловленной. Даже если результаты той или иной исследовательской программы не определяются напрямую социальными нуждами, тем не менее выбор и построение программы может зависеть от той выгоды, которую получит общество в обозримом будущем. На современном этапе развития общества необходимо органическое соединение ценностей научно-технического мышления с социальными ценностями, представленными философским постижением мира, искусством, нравственностью, религией. О. Н. Томюк

Источник: История философии науки и техники.