совокупность социального опыта социального субъекта, кристаллизованного в рациональных (в широком понимании) формах. В контексте нашего исследования С.З. рассматривается как системообразующая субстанция культуры, самоорганизация которой лежит в основе культурной самоорганизации. С.З. характеризуется: максимально широким спектром и объемом: оно включает в себя "все то, что считается "знанием" в обществе" (Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания.- М., 1995.- С. 31), фактически распространяясь на всю сферу более или менее рационализированного социального опыта. В его основе лежит общеупотребительное повседневное знание - "опыт обыденного сознания людей, живущих своей повседневной жизнью среди себе подобных и связанных с ними разнообразными отношениями интеракции" (Шюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова.- М., 1994.- С. 485). С.З. представляет собой "фабрику значений" (Бергер, Лукман. Ук. соч. С. 31), т.е. существует в процессе постоянного движения и самоорганизации, в котором знание как результат здесь не дифференцируется от самого познавательного процесса. Для С.З. характерно то, что в качестве "первичного" и главного объекта его отображения выступает социальная реальность - "мир культурных объектов и социальных институтов, в котором все мы родились, внутри которого мы должны найти себе точку опоры и с которым мы должны наладить взаимоотношения" (Шюц. Ук. соч. С. 485). Наконец, С.З. свойствен синкретический, нерафинированный характер: в контексте знания такого рода "исследование объекта не есть изолированный акт; оно происходит в определенном контексте, на характер которого влияют ценности и коллективно-бессознательные волевые импульсы" (Манхейм К. Диагноз нашего времени.- М., 1994.- С. 10).