СОЦИАЛИЗМ И РЕЛИГИЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

»СОЦИАЛИЗМ И РЕЛИГИЯ»
статья В. И. Ленина, впервые опубликованная в газ. «Новая жизнь» (№ 28, 3/16 декабря 1905). В. И. Ленин разрабатывает теоре-тич. основы политики коммунистич. партии по отношению к религии, развивает марксист, учение о сущности религии и ее соц. роли. Определяя религию как «один из видов духовного гнета», В. И. Леню» указывает на соц. истоки религиозности трудящихся: «Гнет религии над человечеством есть лишь продукт и отражение экономического гнета внутри общества» (т. 12, с. 146). В работе дается классич. формулировка клас. корней религии. В. И. Ленин подвергает критике оппортунистич. взгляд на религию как на частное дело не только по отношению к гос-ву, но и к коммунистич. партии, разрабатывает марксист, понимание свободы совести. Отделение церкви от гос-ва, подчеркивает он, не означает отказа от воспитания трудящихся в духе материалистич. мировоззрения, идейн. борьба с религией является обще-парт. делом. Выдвигая на первый план уничтожение социальных корней религии, В. И. Ленин формулирует один из важнейших принципов политики коммунистических партий по отношению к религии, церкви и верующим: требование подчинять борьбу с религией задачам классовой борьбы, добиваться объединения трудящихся, независимо ог их отношения к религии.

Источник: Атеистический словарь

"СОЦИАЛИЗМ И РЕЛИГИЯ"
статья В. И. Ленина, впервые напечатанная в газете «Новая жизнь» (№ 28 от 3(16) дек. 1905). В этой статье В. И. Ленин дает четкое изложение отношения марксизма к религии, развивает марксист, учение о религии применительно к новым условиям, дает обоснование програм. положениям пролетарской партии об отношении к религии, церкви, верующим. В статье содержится определение социальных корней религии в совр. мире: «Бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами так же неизбежно порождает веру в лучшую загробную жизнь, как бессилие дикаря в борьбе с природой порождает веру в богов, чертей, в чудеса и т. п.», В. И. Ленин подверг острой критике оппортуннстич. тезис о том, что религия должна быть частным делом по отношению к рабочей партии. Борьба против религии - это «не частное, а общепартийное, общепролетарское дело». Разъяснение программы партии с необходимостью включает и «разъяснение истинных исторических и экономических корней религиозного тумана», т. е. пропаганду атеизма. Борьбу с религией нельзя отрывать от насущных задач клас. борьбы, нельзя выдвигать религ. вопрос на место, ему отнюдь не принадлежащее, допускать раздробление революц. сил из-за отношения к религ. предрассудкам. В статье сформулированы осн. принципы свободы совести: «Государству не должно быть дела до религии, религиозные общества не должны быть связаны с государственной властью. Всякий должен быть совершенно свободен исповедовать какую угодно религию или не признавать никакой религии, т. е. быть атеистом... никакие различия между гражданами в их правах в зависимости от религиозных верований совершенно не допустимы,..» (т. 12, с. 143). Все эти содержащиеся в статье ленинские програм. положения являются научным фундаментом политики КПСС и Сов. гос-ва в отношении к религии, церкви и верующим. Они вошли органич. частью а декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», в Конституцию СССР, в Программу КПСС.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

"СОЦИАЛИЗМ И РЕЛИГИЯ"
статья В. И. Ленина, впервые напечатанная в газ. «Новая Жизнь» (№ 28 от 3/16 дек. 1905). В этом выдающемся произведении научного атеизма В. И. Ленин развивает учение марксизма о сущности и реакц. роли религии, о путях ее преодоления, дает теоретич. разработку и обоснование программных положений Коммунистич. партии об отношении к религии и церкви. «Религия есть один из видов духовного гнета, лежащего везде и повсюду на народных массах, задавленных вечной работой на других, нуждою а одиночеством» (Соч. Изд. 5. Т. 12, с. 142). Религия - это «род духовной сивухи» для тех трудящихся, к-рые не поднялись еще на освободит. борьбу против капитала, не осознали своей силы и способности ликвидировать эксплуатат. социальные порядки.
В работе «С. и р.» дано классич. определение реакц. классовой .роли религии: «Того, кто всю жизнь работает и нуждается, религия учит смирению и терпению в земной жизни, утешая надеждой на небесную награду. А тех, кто живет чужим трудом, религия учит благотворительности в земной жизни, предлагая им очень дешевое оправдание для всего их эксплуататорского существования и продавая по сходной цене билеты па небесное благополучие» (там же, с. 142—143). Одна из осн. идей статьи - требование подчинять борьбу с религией задачам классовой борьбы пролетариата. Путь освобождения от веры в загробную жизнь лежит через объединение, сплочение рабочих для борьбы за лучшую земную жизнь. В условиях рев. подъема перед первой русской революцией В. И. Ленин подчеркивал важность объединения всех пролетариев, независимо от их отношения к религии, для борьбы против эксплуататоров. Рабочие, к-рые еще не освободились от религ. предрассудков, но встают па путь рев. борьбы, в ходе ее быстрее и легче могут освободиться от этих предрассудков, чем путем одного лишь просвещения. Обосновав коренные марксистские положения об отношении к религии, В. И. Ленин дал уничтожающую критику оппортунистич. взглядов по этому вопросу. Оппортунисты утверждали, что религия является частным делом не только но отношению к гос-ву, по и по отношению к рев. партии пролетариата. Рев. пролетариат требует полного отделения церкви от гос-ва, но по отношению к партии социалистич. пролетариата религия не может быть частным делом. «Партия пата, - подчеркивал В. И. Ленин, - есть союз сознательных, передовых борцов за освобождение рабочего класса. Такой союз не может и не должен безразлично относиться к бессознательности, темноте или мракобесничеству в виде религиозных верований» (там же, с. 145). Требование полного отделения церкви от гос-ва, вопреки утверждениям оппортунистов, не означает отказа от антирелиг. воспитания масс; оно предполагает непримиримую борьбу с религией идейными средствами.
Эта идейная борьба является не частным, а общепарт., общепролет. делом. Решающим условием успешной борьбы с религ. предрассудками является борьба за устранение экономич. рабства - истинного источника религ. дурмана. Ленинские программные положения о путях преодоления религии нашли свое реальное выражение в деятельности КПСС. Они были осуществлены в результате Великой Окт. социалистич. революции. «Партия использует средства идейного воздействия для воспитания людей в духе научно-материалистического миропонимания, для преодоления религиозных предрассудков, не допуская оскорбления чувств верующих», - говорится в новой Программе КПСС (Материалы XXII съезда КПСС. М., 1961, с. 412). Для каждого коммуниста решит. борьба с религ. предрассудками является одной из уставных обязанностей члена партии.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.



Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
467.35 кб

Национал-социализм как политическая религия (историографический аспект)

Корнева Лидия Николаевна
В статье рассматриваются подходы немецких авторов к освещению национал-социализма как политической религии.
Читать PDF
211.23 кб

«Под сенью церкви православной»: религиозная риторика «Полицейского социализма» С. В. Зубатова

Кононова Ольга Алексеевна
В проекте С.В. Зубатова 1901-1903 гг., вошедшем в историю под назва нием «полицейский социализм», активно использовалась религиозная рито рика.
Читать PDF
433.40 кб

«Заветы» социализма: трансформация религиозного праздника на селе Центрального Нечерноземья в середи

Кометчиков Игорь
Праздники являлись одной из ключевых составляющих религиозности деревни Центрального Нечерноземья.
Читать PDF
229.96 кб

Христианский социализм в мировоззрении и практике религиозных групп Нижней Волги в 1920-1930-х годах

Пономарев Максим Владимирович
Предпринята попытка осмысления роли идей христианского социализма в мировоззрении и практике различных религиозных групп Нижневолжского региона в 1920-1930-х годах.