эстетическая теория, согласно которой искусство — это одна из «форм общественного сознания», средство воспитания, пролетарское по содержанию и национальное по форме Сталин). Социалистический реализм, возникший в СССР и развивавшийся также в других странах народной демократии, противостоит теориям искусства для искусства, формализму, абстрактному искусству, сюрреализму и импрессионизму.
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ
Источник: Философский словарь
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ
творческий метод литературы и искусства, получивший развитие в СССР и других социалистических странах.
Принципы его были сформированы партийным руководством СССР в 20 - 30-е годы. А сам термин появился в 1932 году.
В основе метода социалистического реализма лежал принцип партийности искусства, что означало строго определенную идейную направленность произведений литературы и искусства. Они должны были отображать жизнь в свете социалистических идеалов, интересов классовой борьбы пролетариата.
Разнообразие творческих методов, свойственное авангардным течениям начала ХХ века - 20-х годов, более не допускалось.
По сути, было установлено тематическое и жанровое единообразие искусства. Принципы нового метода становились обязательными для всей художественной интеллигенции.
Метод социалистического реализма нашел отражение во всех видах искусства.
После второй мировой войны метод социалистического реализма стал обязательным и для искусства ряда европейских социалистических стран: Болгарии, Польши, Германии, Чехословакии.
Принципы его были сформированы партийным руководством СССР в 20 - 30-е годы. А сам термин появился в 1932 году.
В основе метода социалистического реализма лежал принцип партийности искусства, что означало строго определенную идейную направленность произведений литературы и искусства. Они должны были отображать жизнь в свете социалистических идеалов, интересов классовой борьбы пролетариата.
Разнообразие творческих методов, свойственное авангардным течениям начала ХХ века - 20-х годов, более не допускалось.
По сути, было установлено тематическое и жанровое единообразие искусства. Принципы нового метода становились обязательными для всей художественной интеллигенции.
Метод социалистического реализма нашел отражение во всех видах искусства.
После второй мировой войны метод социалистического реализма стал обязательным и для искусства ряда европейских социалистических стран: Болгарии, Польши, Германии, Чехословакии.
Источник: История и теория культуры
Социалистический реализм
художественный метод, сущность к-рого состоит в правдивом, исторически конкретном отражении действительности, взятой в ее революционном развитии. Зародился в начале 20 в. в условиях кризиса капитализма, подъема классовой борьбы пролетариата и подготовки социалистической революции в России (роман «Мать» и пьесы Горького, стихи Д. Бедного и др. пролетарских поэтов). Впервые в мировом искусстве героями художественных произведений стали представители рабочего класса. Являясь закономерным продолжением и развитием лучших реалистических традиций искусства прошлого, С. р. представляет собой новый этап в художественном развитии человечества. Сущность С. р. — жизненная правда, какой бы суровой она ни была, выраженная в художественных образах с позиций коммунистического мировоззрения; это положение еще раз было подчеркнуто на встрече руководителей партии и правительства с деятелями советского искусства в декабре 1962 и марте 1963 и на июньском (1963) Пленуме ЦК КПСС. Ведущими идейно-эстетическими принципами С. р. являются: коммунистическая идейность, народность и партийность, его органическая связь с борьбой трудящихся масс, социалистический гуманизм я интернационализм, исторический оптимизм, неприятие всяких проявлений формализма и субъективизма, натуралистического примитивизма. Быть на высоте задач С. р. — значит обладать глубокими знаниями жизни людей, их чувств и мыслей, проявить проникновенную чуткость к их переживаниям и умение изобразить это в совершенной художественной форме. Благодаря атому искусство С. р. — могучий инструмент коммунистического воспитания людей. Основываясь на марксистско-ленинском мировоззрении, С. р. способствует широкому проявлению творческой инициативы художников в выборе разнообразных форм и стилей в соответствии с индивидуальными склонностями каждого.
Источник: Философский словарь. 1963
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ
художеств. метод литературы и искусства, представляющий собой эстетич. выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и созидание социалистич. общества. Изображение жизни в свете идеалов социализма обусловливает и содержание, и основные художественноструктурные принципы иск-ва С. р.
Начальные тенденции лит-ры и иск-ва нового типа относятся к сер. и 2-й пол. 19 в.: революц.-пролет. литpa в Великобритании (чартистская поэзия, Э. Ч. Джонс), в Германии (Г. Гервег, Ф. Фрейлиграт, Г. Веерт), во Франции (литpa Парижской Коммуны, «Интернационал» Э. Потье). Возникновение метода С. р. в нач. 20 в. (в творчестве М. Горького, а также А. Барбюса, M. АндерсенаНексе и др.) и eго развитие связаны с распространением социалистич. идей в разных странах, с развитием революционного рабочего движения. Сам термин «С. р.» в сов. печати впервые появился в 1932 («Лит. газета», 23 мая). Он возник в связи с необходимостью противопоставить рапповскому тезису, механически переносившему филос. категории в область лит-ры («диалектико-материалистический творческий метод»), определение, отвечающее осн. направлению развития художеств. сов. литературы. Решающим при этом явилось признание роли классических традиций и понимание новых качеств реализма (социалистический), обусловленных как новизной жизненного процесса, так и социалистич. миропониманием сов. писателей. К этому времени писателями (Горький, В. В. Маяковский, А. Н. Толстой, А. А. Фадеев) и критиками (А. В. Луначарский, А. К. Воронский) был предпринят ряд попыток определить художеств. своеобразие сов. лит-ры; говорилось о реализме пролетарском, тенденциозном, монументальном, героическом, романтическом, социальном, о сочетании реализма с романтикой. Понятие С. р. сразу же получило широкое распространение и было закреплено 1-м Всесоюзным съездом сов. писателей (1934), на к-ром Горький говорил о новом методе как о творч. программе, направленной на реализацию революц. гуманистич. идей.
Продолжая гуманистич. традиции предшествующего иск-ва на основе нового, социалистич. содержания, С. р. представляет собой новый тип художеств. сознания. Его новизна связана с тем вкладом, к-рый внес марксизм в материалистич. философию - утверждением роли революционнопреобразующей деятельности, что послужило истоком идеи изображения действительности в ее революц. развитии. Основой метода С. р. служит концепция революционнодейственного, социалистич. гуманизма, что составляет важнейшую и универсальную отличительную особенность иск-ва С. р.
Говоря об иск-ве будущего, Ф. Энгельс видел его особенности в «полном слиянии большой идейной глубины, осознанного исторического содержания... с шекспировской живостью и богатством действия...» (Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., т. 29, с. 492). Мысль Энгельса об осознанном историч. содержании художеств. творчества получила развитие в принципе партийности лит-ры и иск-ва, сформулированном В. И. Лениным и требующим соединения глубины объективного познания с пафосом субъективной активности.
С. р. интернационален, представляет собой исторически единое движение иск-ва в эпоху социалистич. переустройства мира. Эта общность проявляется в многообразии нац. путей, форм развития нового метода. Принципиальное значение для мирового художеств. развития имеет в этой связи опыт сов. лит-ры и иск-ва. В СССР С. р.- объединяющее начало сов. лит-ры в целом при всем различии нац. литр, их историч. традиций и др. индивидуальных особенностей. Характер развития С. р. и его этапы были разнообразны в зависимости от конкретных нац.-историч. условий, в к-рых он находил опору для своего художеств. своеобразия, приобретая все новые формы и стилевые проявления.
С. р. необходимо понимать исторически, как изменяющийся и вместе с тем внутренне единый творческий процесс. Эстетика С. р. охватывает ныне весь многонац. опыт иск-ва стран социализма, революц. иск-ва бурж. Запада, культур «третьего мира», развивающегося в сложном противоборстве разных влияний. С. р. постоянно расширяет границы, обретая значение ведущего художеств. метода совр. эпохи. Это расширение, в силу обусловливающих его принципов, противостоит т. н. теории «реализма без берегов» Р. Гароди, направленной в сущности на разрушение идейных основнового иск-ва, на размывание рубежей, отделяющих реализм от модернизма. Вместе с тем широчайшие возможности, заключенные в междунар. опыте социалистич. иск-ва, делают бесплодными попытки догматич. определений творч. приемов С. р. Он рассматривается как новый тип художеств. сознания, не замкнутый в рамках одного или даже неск. способов изображения, а представляющий собой исторически открытую систему художественно правдивого изображения жизни, вбирающую в себя передовые тенденции мирового художеств. процесса и находящую новые пути для их выражения. Поэтому понятие С. р. неразрывно связано с понятием художеств. прогресса, отражающего поступат. движение общества ко все более многомерным и полноценным формам духовной жизни.
Начальные тенденции лит-ры и иск-ва нового типа относятся к сер. и 2-й пол. 19 в.: революц.-пролет. литpa в Великобритании (чартистская поэзия, Э. Ч. Джонс), в Германии (Г. Гервег, Ф. Фрейлиграт, Г. Веерт), во Франции (литpa Парижской Коммуны, «Интернационал» Э. Потье). Возникновение метода С. р. в нач. 20 в. (в творчестве М. Горького, а также А. Барбюса, M. АндерсенаНексе и др.) и eго развитие связаны с распространением социалистич. идей в разных странах, с развитием революционного рабочего движения. Сам термин «С. р.» в сов. печати впервые появился в 1932 («Лит. газета», 23 мая). Он возник в связи с необходимостью противопоставить рапповскому тезису, механически переносившему филос. категории в область лит-ры («диалектико-материалистический творческий метод»), определение, отвечающее осн. направлению развития художеств. сов. литературы. Решающим при этом явилось признание роли классических традиций и понимание новых качеств реализма (социалистический), обусловленных как новизной жизненного процесса, так и социалистич. миропониманием сов. писателей. К этому времени писателями (Горький, В. В. Маяковский, А. Н. Толстой, А. А. Фадеев) и критиками (А. В. Луначарский, А. К. Воронский) был предпринят ряд попыток определить художеств. своеобразие сов. лит-ры; говорилось о реализме пролетарском, тенденциозном, монументальном, героическом, романтическом, социальном, о сочетании реализма с романтикой. Понятие С. р. сразу же получило широкое распространение и было закреплено 1-м Всесоюзным съездом сов. писателей (1934), на к-ром Горький говорил о новом методе как о творч. программе, направленной на реализацию революц. гуманистич. идей.
Продолжая гуманистич. традиции предшествующего иск-ва на основе нового, социалистич. содержания, С. р. представляет собой новый тип художеств. сознания. Его новизна связана с тем вкладом, к-рый внес марксизм в материалистич. философию - утверждением роли революционнопреобразующей деятельности, что послужило истоком идеи изображения действительности в ее революц. развитии. Основой метода С. р. служит концепция революционнодейственного, социалистич. гуманизма, что составляет важнейшую и универсальную отличительную особенность иск-ва С. р.
Говоря об иск-ве будущего, Ф. Энгельс видел его особенности в «полном слиянии большой идейной глубины, осознанного исторического содержания... с шекспировской живостью и богатством действия...» (Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., т. 29, с. 492). Мысль Энгельса об осознанном историч. содержании художеств. творчества получила развитие в принципе партийности лит-ры и иск-ва, сформулированном В. И. Лениным и требующим соединения глубины объективного познания с пафосом субъективной активности.
С. р. интернационален, представляет собой исторически единое движение иск-ва в эпоху социалистич. переустройства мира. Эта общность проявляется в многообразии нац. путей, форм развития нового метода. Принципиальное значение для мирового художеств. развития имеет в этой связи опыт сов. лит-ры и иск-ва. В СССР С. р.- объединяющее начало сов. лит-ры в целом при всем различии нац. литр, их историч. традиций и др. индивидуальных особенностей. Характер развития С. р. и его этапы были разнообразны в зависимости от конкретных нац.-историч. условий, в к-рых он находил опору для своего художеств. своеобразия, приобретая все новые формы и стилевые проявления.
С. р. необходимо понимать исторически, как изменяющийся и вместе с тем внутренне единый творческий процесс. Эстетика С. р. охватывает ныне весь многонац. опыт иск-ва стран социализма, революц. иск-ва бурж. Запада, культур «третьего мира», развивающегося в сложном противоборстве разных влияний. С. р. постоянно расширяет границы, обретая значение ведущего художеств. метода совр. эпохи. Это расширение, в силу обусловливающих его принципов, противостоит т. н. теории «реализма без берегов» Р. Гароди, направленной в сущности на разрушение идейных основнового иск-ва, на размывание рубежей, отделяющих реализм от модернизма. Вместе с тем широчайшие возможности, заключенные в междунар. опыте социалистич. иск-ва, делают бесплодными попытки догматич. определений творч. приемов С. р. Он рассматривается как новый тип художеств. сознания, не замкнутый в рамках одного или даже неск. способов изображения, а представляющий собой исторически открытую систему художественно правдивого изображения жизни, вбирающую в себя передовые тенденции мирового художеств. процесса и находящую новые пути для их выражения. Поэтому понятие С. р. неразрывно связано с понятием художеств. прогресса, отражающего поступат. движение общества ко все более многомерным и полноценным формам духовной жизни.
Источник: Советский философский словарь
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ
творч. метод социалистич. литературы и искусства, сущность к-рого определяется в Уставе ССП как "правдивое, исторически конкретное изображение действительности в ее революционном развитии". Это – метод художеств. освоения жизни в период поступат. развития общества к социализму и коммунизму. Иск-во С. р. стремится проникнуть в суть совр. социально-историч. процессов, показать в своей образной концепции мира и человека осуществимость новых идеалов, отобразить остроту конфликтов современности, передать убыстряющиеся темпы историч. движения и грандиозные масштабы событий, вовлекающих в свою орбиту судьбы миллионов людей. Перед иск-вом С. р. открывается возможность художеств. изображения жизни, как она есть и какой должна быть, синтеза реального и идеального, этического и эстетического. На этой основе в иск-ве С. р. возникает органическое единство критического, аналитического и утверждающего начал художеств. образа. При характеристике традиций, на к-рые опирается С. р., необходимо исходить из положения, что социалистич. культура призвана освоить все богатства человеческой культуры, предшествующего художественного творчества и эстетич. мысли. Открытия нового метода опираются на опыт искусства Возрождения и Просвещения, романтизма и критического реализма (см. Реализм в иск-ве). С. р. – явление международное; богатство его традиций и разнообразие его конкретных форм определяются прежде всего многообразием нац. путей (и социальных, и художественных) его формирования и развития. Историч. основы рождения нового худож. метода были охарактеризованы В. И. Лениным в ст. "Партийная организация и партийная литература" (1905): "Это будет свободная литература, оплодотворяющая последнее слово революционной мысли человечества опытом и живой работой социалистического пролетариата..." (Соч., т. 10, с. 31). Открытия иск-ва С. р., его историзм и гуманизм были связаны с трактовкой "жизни как деяния" (М. Горький), а нового человека как "политического человека" (И. Бехер); это позволило взглянуть на социальные противоречия с позиций историч. оптимизма, увидеть в искусстве "мастерскую человечьих воскрешений" (В. Маяковский), поставить вопрос об ответственности человека за ход истории и истории за человека (М. Шолохов). Завоеванием иск-ва С. р. стало создание образа положительного героя – борца, строителя, ведущего за собой массы. Для становления метода С. р. большое значение имел опыт пролетарской революц. литературы 19–20 вв., достижения таких художников, как Т. Драйзер, А. Барбюс, Р. Роллан, М. Андерсен-Нексе, Лу Синь и др. Новый метод формируется в творчестве Горького до Октябрьской революции ("Мать", "Враги") и получает широкое распространение после 1917. С. р. прошел ряд этапов в своем развитии, общих по существу, но не совпадающих хронологически для лит-р, находящихся в разных историч. и нац. условиях. С. р. с его оптимистич. верой в человека и его будущее, осмыслением историч. судеб народов в борьбе за их свободу и счастье противостоит различным направлениям совр. бурж. иск-ва, с характерными для них пессимистич. представлениями о бессмысленности человеч. существования. Открытия художников С. р. оплодотворяют иск-во 20 в., и даже не принимающие этих открытий писатели иных направлений вынуждены считаться с тем, что сделано Маяковским, Арагоном, Незвалом, Галчиньским, Нерудой, Шостаковичем и др. представителями С. р. Термин "С. р." возник в нач. 1930-х гг. в период подготовки 1-го съезда сов. писателей (впервые появился на страницах сов. печати в "Лит. газете" от 29 мая 1932). Он возник в связи с необходимостью выдвинуть на смену пропагандировавшемуся критикой РАПП догматич. определению метода сов. лит-ры по аналогии с методом в философии как "творческого диалектико-материалистического метода" широкую формулировку, отвечающую осн. направлению худож. развития сов. лит-ры, определившемуся в конце 20-х – нач. 30-х гг. Решающим при этом являлось признание роли классич. традиций (реализм) и понимание новых качеств реализма (с о ц и а л и с т и ч е с к и й), обусловленных как новизной жизненного процесса, так и социалистич. миропониманием сов. писателей. В сов. критике к тому времени уже накопилось немало попыток, принадлежавших и писателям (М. Горькому, В. В. Маяковскому, А. Н. Толстому, А. А. Фадееву и др.) и критикам (А. В. Луначарскому, А. К. Воронскому, В. П. Полонскому и др.), определить худож. своеобразие сов. лит-ры и иск-ва: говорилось о неореализме, о преображенном реализме, о реализме пролетарском, тенденциозном, монументальном, героическом, романтическом, синтетическом, социальном, о новой реалистич. школе, о сочетании реализма с романтикой, реалистич. социальной романтике и др. Понятие "С. р.", более четко выражавшее черты новой сов. лит-ры, сразу же получило широкое распространение и было закреплено 1-м Всесоюзным съездом сов. писателей (1934). В сер. 30-х гг. развернулась дискуссия о методе и мировоззрении художника (журн. "Лит. критик"), показавшая невозможность их отождествления и противоречивый характер взаимоотношения между ними. Получили разработку проблемы художеств. правды, народности, партийности, традиций и новаторства в иск-ве, создания образа положительного героя и др. (А. В. Луначарский, М. Горький, а также В. Я. Кирпотин, B. В. Ермилов). В 40–50-е гг. подчеркивается оптимистич. направленность С. р., изучается соотношение романтич. и реалистич. моментов в нем (А. Фадеев, Б. Бялик), разъясняется несостоятельность теории бесконфликтности и ложной идеализации в иск-ве. С конца 50-х гг. развивается конкретно-историч. анализ иск-ва С. р., закономерностей его возникновения и развития в разных странах. Исследуется вклад С. р. в художеств. развитие человечества (И. Анисимов, Б. Сучков, Т. Мотылева), нац. специфика С. р. (Б. Бурсов, Г. Ломидзе), соотношение творч. методов и лит. направлений между собой (конференция по актуальным проблемам С. р. в 1966). Лит.: В спорах о методе. Сб. ст., Л., 1934; В борьбе за C. р., Сб. ст., М., 1959; С. р. и классич. наследие. [Сб. ст.], М., 1960; Проблемы С. р. [Сб. ст.], М., 1961; С. р. в лит-рах народов СССР, М., 1962; Иванов В., О сущности С. р., М., 1965; Генезис С. р. в лит-рах стран Запада. [Сб. ст.], М., 1965; Гей Н. К., С. р. как закономерность лит. развития, в кн.: Теория лит-ры, М., 1965; С. р. и художеств. развитие человечества. [Сб. ст.], М., 1966; Анисимов И. И., Новая эпоха всемирной лит-ры, М., 1966. Н. Гей. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ
творческий метод социалистического иск-ва, зародившийся в начале XX в. как отражение объективных процессов развития худож. культуры в эпоху социалистической революции. Историческая практика создала новую действительность (неизвестные до сих пор ситуации, конфликты, драматические коллизии, нового героя — революционного пролетария), к-рая нуждалась не только в политическом и философском, но и в худож.-эстетическом осмыслении и воплощении, потребовала обновления и развития средств классического реализма. Впервые новый метод худож. творчества нашел воплощение в творчестве Горького, на волне событий первой российской революции (роман «Мать», пьеса «Враги», 1906—07). В советской лит-ре и иск-ве С. р. занял ведущее положение на рубеже 20—30-х гг., теоретически еще не осознанный. Само понятие С. р. как выражение худож.-концептуальной специфики нового иск-ва вырабатывалось в ходе бурных дискуссий, напряженных теоретических поисков, в к-рых принимали участие мн. деятели советской худож. культуры. Так, писатели первоначально по-разному определяли метод формирующейся социалистической лит-ры: «пролетарский реализм» (Ф. В. Гладков, Ю. Н. Ли-бединский), «тенденциозный реализм» (Маяковский), «монументальный реализм» (А. Н. Толстой), «реализм с социалистическим содержанием» (В. П. Став-ский). Итогом дискуссий и явилось определение этого творческого метода социалистического иск-ва как «С. р.». В 1934 г. он был закреплен в уставе Союза писателей СССР в виде требования «правдивого, исторически конкретного изображения жизни в ее революционном развитии». Наряду с методом С. р. в социалистическом иск-ве продолжали существовать и др. творческие методы: критический реализм, романтизм, авангардизм, фантастический реализм. Однако на почве новой революционной действительности они претерпели определенные изменения и влились в общий поток социалистического иск-ва. В теоретическом плане С. р. означает продолжение и развитие традиций реализма предшествующих форм, однако в отличие от последнего он опирается на коммунистический общественно-политический и эстетический идеал. Именно этим прежде всего и определяется жизнеутверждающий характер, исторический оптимизм социалистического иск-ва. И не случайно С. р. предполагает включение в худож. мышление романтики (Романтика революционная) — образной формы исторического предвосхищения в искусстве, мечты, основанной на реальных тенденциях развития действительности. Объясняя изменения в об-ве общественными же, объективными причинами, социалистическое иск-во видит свою задачу в раскрытии новых человеческих отношений еще в рамках старой социальной формации, их закономерное поступательное развитие в дальнейшем. Судьбы об-ва и личности выступают в произв. С. р. в тесной взаимосвязи. Присущий С. р. историзм образного мышления (Мышление художественное) способствует объемному изображению эстетически многогранного характера (напр., образ Г, Мелехова в романе «Тихий Дон» М. А. Шолохова), худож. раскрытию созидательного потенциала человека, идеи ответственности личности перед историей и единства общеисторического процесса при всех его «зигзагах» и драматизме: препятствия и поражения на пути прогрессивных сил, наиболее трудные периоды исторического развития осмысляются как преодолимые благодаря обнаружению жизнеспособных, здоровых начал в об-ве и человеке, оптимистической в конечном счете устремленности в будущее (произв. М. Горького, А. А. Фадеева, разработка в советском иск-ве темы Великой Отечественной войны, освещение злоупотреблений периода культа личности и застоя). Историческая конкретность обретает в иск-ве С. р. новое качество: время становится «трехмерным», что позволяет художнику отражать, говоря словами Горького, «три действительности» (прошлое, настоящее и будущее). В совокупности всех отмеченных проявлений историзм С. р. непосредственно смыкается с коммунистической партийностью в искусстве. Верность художников этому ленинскому принципу мыслится как залог правдивости иск-ва (Правда художественная), что отнюдь не противоречит проявлению новаторства, а, напротив, нацеливает на творческое отношение к действительности, на худож. постижение ее реальных противоречий и перспектив, побуждает пойти дальше уже добытого и известного как в области содержания, сюжета, так и в поисках изобразительно-выразительных средств. Отсюда многообразие видов искусства, жанров, стилей, худож. форм. Наряду со стилевой ориентацией на жизнеподобие формы в социалистическом иск-ве многообразно используется и вторичная условность. Маяковский обновил средства поэзии, творчество создателя «эпического театра» Брехта во мн. определило общее лицо сценического искусства XX в., постановочная режиссура создала поэтический и философско-притчевый театр, кинематограф и т. д, О реальных возможностях для проявления в худож. творчестве индивидуальных склонностей свидетельствует факт плодотворной деятельности таких разных художников, как А. Н. Толстой, М. А. Шолохов, Л. М. Леонов, А. Т. Твардовский,— в лит-ре; Станиславский, В. И. Немирович-Данченко и Вахтангов — в театре; Эйзенштейн, Довженко, Пудовкин, Г. Н. и С. Д. Васильевы — в кино; Д. Д. Шостакович, С. С. Прокофьев, И. О. Дунаевский, Д. Б. Кабалевский, А. И. Хачатурян — в музыке; П. Д. Корин, В. И. Мухина, А. А. Пластов, М. Сарьян — в изобразительном иск-ве. Социалистическое иск-во по своей природе интернационально, Его народность не ограничивается отражением национальных интересов, а воплощает конкретные интересы всего прогрессивного человечества. Многонациональное советское иск-во сохраняет и приумножает богатства национальных культур. Произв. советских писателей (Ч. Айтматова, В. Быкова, И. Друцэ), работы режиссеров. (Г. Товстоногова, В. Жялакявичюса, Т. Абуладзе) и др. художников воспринимаются советскими людьми разных национальностей как явления своей культуры. Будучи исторически открытой системой худож.-правдивого воспроизведения жизни, творческий метод социалистического иск-ва находится в состоянии развития, впитывает в себя и творчески перерабатывает достижения мирового худож. процесса. В иск-ве и лит-ре последнего времени, озабоченных судьбами всего мира и человека как родового существа, делаются попытки воссоздания действительности на основе творческого метода, обогащенного новыми чертами, базирующегося на худож. осмыслении глобальных социально-исторических закономерностей и все больше обращающегося к общечеловеческим ценностям (произв. Ч. Айтматова, В. Быкова, Н. Думбадзе, В, Распутина, А. Рыбакова и мн. др.). Познание и худож. открытие совр. мира, порождающего новые жизненные конфликты, проблемы, человеческие типы, возможно лишь на основе революционно-критического отношения иск-ва и его теории к действительности, способствующего ее обновлению и преобразованию в духе гуманистических идеалов. Не случайно поэтому в период перестройки, затронувшей и духовную сферу нашего об-ва, вновь оживились дискуссии о насущных проблемах теории С. р. Они вызваны закономерной потребностью с совр, позиций подойти к осмыслению 70-летнего пути, пройденного советским иск-вом, пересмотреть неверные, авторитарно-субъективистские оценки, данные нек-рым значительным явлениям худож. культуры во времена культа личности и застоя, преодолеть несоответствие между худож. практикой, реалиями творческого процесса и теоретическим его истолкованием.
Источник: Эстетика: Словарь