СОЧУВСТВИЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Сочувствие
Способность страдать при виде чужого страдания. Сочувствие близко к жалости, однако лишено свойственного последней оттенка снисходительности. Я бы назвал сочувствие жалостью равного к равным. Например, Спиноза определяет сострадание (commiseratio) как «неудовольствие, сопровождаемое идеей зла, приключившегося с другим, кого мы воображаем себе подобным» («Этика», часть III, определение аффектов, 18). Интересно сравнить это определение с определением сочувствия, приводимым тем же автором: «Сочувствие есть любовь, поскольку она действует на человека таким образом, что он чувствует удовольствие при виде чужого счастья, и наоборот – неудовольствие при виде его несчастья» (там же, определение 24). Таким образом, Спиноза практически не делает разницы между состраданием и сочувствием, указывая лишь, что «сострадание относится к отдельным случаям аффекта, а сочувствие – к постоянному расположению к нему» (там же, определение 18, объяснение). Я бы сказал, что сострадание – это чувство печали, тогда как сочувствие – добродетель, способная приносить и чувство радости. Достаточно вспомнить слезы Будды при виде страдания и его улыбку, когда он учит нас освобождаться от страдания. Сочувствие – величайшая добродетель буддистского Востока, похожая на христианское милосердие, но более реалистичная и доступная.

Источник: Философский словарь.

СОЧУВСТВИЕ
одна из форм проявления человеколюбия (Гуманизм); отношение к др. человеку, основанное на признании законности его потребностей и интересов; выражается в понимании чувств и мыслей др. человека, оказании моральной поддержки его устремлениям и готовности содействовать их осуществлению. Способность к С. является одним из элементарных и вместе с тем фундаментальных свойств, человека как общественного существа. Возникнув одновременно с личными интересами и в,противовес им, это социальное чувство определенным образом ограничивало частный эгоизм людей, позволяя каждому поставить себя на место др. человека и увидеть в нем себе подобного. Такое отношение в какой-то, мере компенсировало частнособственнические и антагонистические взаимоотношения, хотя и не могло развиться в полной мере в условиях классово-эксплуататорского об-ва. Этим была обусловлена односторонняя интерпретация С. в господствующей идеологии этого об-ва. Религиозная мораль, к-рая исходит из того, что все люди «грешны» и осуждены на страдания, понимает С. как проявление сострадания к «ближнему», снисходительности к его слабостям и упование на милость бога и на конечное «спасение» всех в «царстве божьем» (Трех). Либеральные гуманисты свое С. по отношению к угнетенным массам также обычно выражают лишь в сострадании, видят спасение «бедных и обездоленных» в милосердии господствующего класса, в общественной опеке над ними и частной благотворительности. В. противоположность пассивному и чисто соетра-дательному пониманию С. коммунистическая нравственность требует оказания действенной помощи людям, обусловленной пониманием их действительных интересов. Марксизм учит, что трудящиеся сами должны освободить себя, не надеясь на человеколюбие власть имущих. С. к интересам трудящихся, следовательно, должно практически выражаться и том, чтобы стать на нх сторону в борьбе против эксплуатации и социальной несправедливости. Такое С. основано не на милости, а на признании прав человека, не на снисходительности, а на высокой требовательности к человеку. Оно не унижает, а утверждает достоинство личности.

Источник: Словарь по этике

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
250.82 кб

СОЧУВСТВИЕ ПРИРОДЕ В КОНТЕКСТЕ ЭТИЧЕСКОГО И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Рудановская С.В., Черняк А.З.
Сочувствие природе неотъемлемый компонент экологического сознания и знак этического отношения к ней.
Читать PDF
825.24 кб

Зеркала сочувствия: мышление и личность Н. Н. Страхова в истолкованиях Ф. Э. Шперка и Ю. Н. Говорухи

Мотовникова Е.Н.
В статье исследуются основания и главные содержательные моменты отношения к творчеству Николая Николаевича Страхова Ю. Н. Говорухи-Отрока и Ф. Э. Шперка.
Читать PDF
3.10 мб

Феноменология интерсубъективности и сочувствия Макса Шелера. Предисловие к переводу работы Макса Шел

Дорофеев Даниил
В статье подчеркивается важное значение Макса Шелера, одного из лидеров «мюнхенской феноменологии», для феноменологического движении ХХ века.