Соборование (Елеоосвящение)
Соборование (Елеоосвящение)
Одно из семи таинств, по учению православной церкви служащее духовным врачевством для недугов телесных, а также дарующее болящему оставление тех грехов, в которых он не успел раскаяться. «Таинство св. елея» учреждено И. Христом (Мф., X, 1, 8; Марк., VI, 13). Католическая церковь также признает это таинство со следующими отличиями от церкви восточной: 1) в то время как последняя и освящение елея, и елеопомазание больного предоставляет пресвитерам, церковь католическая освящение елея считает делом епископа и лишь елеопомазание – пресвитеров; 2) по учению католиков таинство елеопомазания служит лишь успокоительным напутствием для умирающих (почему оно и называется extrema unctio, unctio exeuntium). По правилам православной церкви это таинство может быть совершаемо только над больным, не лишившимся еще сознания, после приготовления через покаяние; оно не может быть совершаемо над младенцами, а также над здоровыми, которым предстоит опасность или даже необходимость (присуждение к смертной казни) лишения жизни. Таинство это может быть повторяемо над одним и тем же лицом, но не во время одной и той же болезни. Веществом для елеопомазания служит обыкновенное оливковое масло с присоединением к нему некоторого количества вина (Лк., X, 34); совершать его положено собором семи священников (отчего это таинство называется также соборованием), но в случае необходимости дозволяется совершать его и одному священнику. Ввиду существующих в народе относительно этого таинства суеверий, священнику предписывается внушать прихожанам, что с принятием соборования не соединяются никакие обеты (например отречение от хождения в баню, воздержание от супружеского сожития и т. п.).
Источник: Православный церковный словарь.