регулярно возникающий нормальный психический процесс в период сна (главным образом "быстрого", "парадоксального" сна), сопровождающийся зрительными образами и субъективно переживаемыми представлениями. Основной функцией С. является стабилизация психики и организма. Как особое явление душевной жизни человека С. привлекали к себе внимание на протяжении всей истории человечества и получали различные толкования в фольклоре, мифологии, религии, философии, науке и пр. Содействовали возникновению многочисленных суеверий. Получили множество квазирациональных объяснений. В 20 в. стали предметом научных исследований и теоретических спекуляций в различных учениях психологического, физиологического, философского и религиозного толка. Особенно подробно изучаются в психоанализе и неофрейдизме. По Фрейду, С. являют собой форму своеобразного осуществления желаний и охраняют сон. Каждое С. имеет смысл и символику (почти исключительно сексуального характера), которая поддается соответствующей психоаналитической дешифровке и помогает познать бессознательные процессы психики человека. По Фромму, С. представляют собой умственную деятельность в состоянии сна. Согласно современным данным, отсутствие С. или их функциональная неполноценность влекут за собой возникновение неврозов, других психических расстройств и психосоматических заболеваний.
И.И. Овчаренко
СНОВИДЕНИЯ
СНОВИДЕНИЯ
Источник: Новейший философский словарь
СНОВИДЕНИЯ
субъективно переживаемые представления, преимущественно зрительные, регулярно возникающие во время сна и прямо не связанные с восприятием внешних объектов и событий. С. отличаются относительно связным сюжетом, вовлеченностью эмоциональной сферы, носят образный и чувственный характер. У взрослых в них, как правило, не включаются события прошедшего дня.
Интерес к С. характерен для всех эпох человеческой культуры, причем почти всегда преобладало стремление найти связь между С. и реальностью. В древности толкование С. носило магический характер, сами С. объяснялись контактом души с иным миром. В др.-греч. философии впервые были сделаны попытки рационального объяснения С. В частности, Аристотель рассматривал С. как продолжение деятельности.
Значительное внимание анализу С. уделял 3. Фрейд. По его мнению, в С. в символической форме происходит иллюзорное осуществление вытесненных желаний. Психоанализ указывает на связь С. с инфантильным, с мышлением архаическим, с фантазиями и т.п. В глубинной психологии особое значение придается анализу С. как методу проникновения в бессознательные психические процессы.
С. изучаются этнографией, историей культуры, медициной, психологией.
Современная психофизиология связывает возникновение С. с фазой т.н. быстрого сна, во время которой наблюдается активность коры головного мозга, преимущественно в правом полушарии, что обусловливает преобладание в С. пространственно-образного мышления, отсутствие критического отношения к содержанию С., даже если оно алогично. Сюжет С. в образной, символической форме отражает основные мотивы и установки субъекта. Считается, что одной из главных функций С. является эмоциональная стабилизация, они также составляют важное звено в системе психологической защиты, временно ослабляют напряженность психологического конфликта, способствуют восстановлению поисковой активности, положительно влияют на процессы творчества.
Анализу явления С. посвящены некоторые филос. работы, в частности Н. Малкольма, который применяет «грамматический анализ» Л. Витгенштейна к самому понятию «С.» и рассматривает такие вопросы, как критерии реальности С. и т.п.
Интерес к С. характерен для всех эпох человеческой культуры, причем почти всегда преобладало стремление найти связь между С. и реальностью. В древности толкование С. носило магический характер, сами С. объяснялись контактом души с иным миром. В др.-греч. философии впервые были сделаны попытки рационального объяснения С. В частности, Аристотель рассматривал С. как продолжение деятельности.
Значительное внимание анализу С. уделял 3. Фрейд. По его мнению, в С. в символической форме происходит иллюзорное осуществление вытесненных желаний. Психоанализ указывает на связь С. с инфантильным, с мышлением архаическим, с фантазиями и т.п. В глубинной психологии особое значение придается анализу С. как методу проникновения в бессознательные психические процессы.
С. изучаются этнографией, историей культуры, медициной, психологией.
Современная психофизиология связывает возникновение С. с фазой т.н. быстрого сна, во время которой наблюдается активность коры головного мозга, преимущественно в правом полушарии, что обусловливает преобладание в С. пространственно-образного мышления, отсутствие критического отношения к содержанию С., даже если оно алогично. Сюжет С. в образной, символической форме отражает основные мотивы и установки субъекта. Считается, что одной из главных функций С. является эмоциональная стабилизация, они также составляют важное звено в системе психологической защиты, временно ослабляют напряженность психологического конфликта, способствуют восстановлению поисковой активности, положительно влияют на процессы творчества.
Анализу явления С. посвящены некоторые филос. работы, в частности Н. Малкольма, который применяет «грамматический анализ» Л. Витгенштейна к самому понятию «С.» и рассматривает такие вопросы, как критерии реальности С. и т.п.
Источник: Философия: энциклопедический словарь
СНОВИДЕНИЯ
субъективно переживаемые психич. явления, периодически возникающие но время естественного сна. Интерес к С. характерен для всех эпox человеч. культуры (убеждение в том, что С. имеют жизненно практич. смысл и подлежат истолкованию), однако подход к ним существенно менялся на протяжении истории. В С. видели откровение богов или вторжение демонов, один из способов контакта с «невидимым» миром. Древнейший дошедший до нас сонник (ок. 2000 до н. э., Др. Египет) содержит истолкование 200 снов и описание магич. ритуалов для «защиты» спящего от вредоносных духов. Толкование С. с целью указания путей лечения играло большую роль в древнейшей медицине, еще не отделившейся от религ.-магич. практики (храмовый сон - т. н. инкубация).
Первые опыты рационального истолкования С. принадлежат др.-греч. философам (Демокрит и др.). Согласно Платону, С. могут служить источником творч. вдохновения. Основателем психологич. подхода в объяснении С. явился Аристотель, к-рый рассматривал их как продолжение деятельности в состоянии сна. Систематизатором греч., егип., вост. толкований символики С. выступил во 2 в. н. э. Артемидор; его «Онейрокритика» послужила источником бесчисленных позднейших сонников. В ср. века преобладало религ.-моралистич. истолкование С., восходившее к библейским представлениям. В эпоху Возрождения истолкование С. тесно переплеталось с оккультизмом; рост рационализма вытеснил интерес к С. на периферию культуры. В 19 в. этот интерес постепенно возрождался с развитием эмпирич. исследований в области психологии, особенно в связи с проблемой бессознательного. В то же время этнологи раскрыли большую роль С. в примитивных культурах, их связь с мифами, а также универсальный характер ряда образов и символов С. Начиная с эпохи романтизма, подчеркивалось значение С. в психологии творческого процесса. Первая попытка создать систематич. психологич. теорию С. была предпринята Фрейдом в 1900 («Толкование С.», рус. пер. 1913). Фрейдом и его школой психоанализа был накоплен большой клинический материал, характеризующий типы и закономерности протекания С., связь их с архаическим или инфантильным мышлением, с невротич. симптомами, фантазиями и т. д. Однако в истолковании сновидений Фрейд преувеличивал роль сексуальных мотивов, а также ранних детских воспоминаний. С., по Фрейду - это иллюзорное осуществление вытесненных (см. Вытеснение) желаний. В глубинной психологии, а также в психотерапии придается особое значение анализу С. как методу проникновения в бессознат. психич. процессы; при этом подчеркиваются компенсаторные функции С. как восполнения действит. жизни (А. Адлер), С. рассматриваются как предвестники будущих тенденций развития личности (Юнг), как отражение бессознат., коллективного «родового» опыта и т. п.
Целостной общепринятой теории С. пока не существует. Изучение С. ведется в разных направлениях - этнографией, историей культуры, медициной (С. как средство диагностики), экспериментальной психологией и др.
Первые опыты рационального истолкования С. принадлежат др.-греч. философам (Демокрит и др.). Согласно Платону, С. могут служить источником творч. вдохновения. Основателем психологич. подхода в объяснении С. явился Аристотель, к-рый рассматривал их как продолжение деятельности в состоянии сна. Систематизатором греч., егип., вост. толкований символики С. выступил во 2 в. н. э. Артемидор; его «Онейрокритика» послужила источником бесчисленных позднейших сонников. В ср. века преобладало религ.-моралистич. истолкование С., восходившее к библейским представлениям. В эпоху Возрождения истолкование С. тесно переплеталось с оккультизмом; рост рационализма вытеснил интерес к С. на периферию культуры. В 19 в. этот интерес постепенно возрождался с развитием эмпирич. исследований в области психологии, особенно в связи с проблемой бессознательного. В то же время этнологи раскрыли большую роль С. в примитивных культурах, их связь с мифами, а также универсальный характер ряда образов и символов С. Начиная с эпохи романтизма, подчеркивалось значение С. в психологии творческого процесса. Первая попытка создать систематич. психологич. теорию С. была предпринята Фрейдом в 1900 («Толкование С.», рус. пер. 1913). Фрейдом и его школой психоанализа был накоплен большой клинический материал, характеризующий типы и закономерности протекания С., связь их с архаическим или инфантильным мышлением, с невротич. симптомами, фантазиями и т. д. Однако в истолковании сновидений Фрейд преувеличивал роль сексуальных мотивов, а также ранних детских воспоминаний. С., по Фрейду - это иллюзорное осуществление вытесненных (см. Вытеснение) желаний. В глубинной психологии, а также в психотерапии придается особое значение анализу С. как методу проникновения в бессознат. психич. процессы; при этом подчеркиваются компенсаторные функции С. как восполнения действит. жизни (А. Адлер), С. рассматриваются как предвестники будущих тенденций развития личности (Юнг), как отражение бессознат., коллективного «родового» опыта и т. п.
Целостной общепринятой теории С. пока не существует. Изучение С. ведется в разных направлениях - этнографией, историей культуры, медициной (С. как средство диагностики), экспериментальной психологией и др.
Источник: Советский философский словарь
СНОВИДЕНИЯ
сходное с галлюцинацией состояние, возникающее во время сна. Описания сновидений варьируют от весьма ординарных и реалистических до фантастических и сюрреалистических. Человечество всегда придавало большое значение снам; однако представления об их источнике и значении радикально изменялись на протяжении столетий. В Древнем мире преобладала вера в то, что сны посылаются богами, что сновидения, особенно пророческие, вещие сны, могут предсказывать будущее и открывать способы борьбы с болезнями. Но уже Аристотель подходил к трактовке снов с более научных позиций, выделяя в механизме возникновения сновидений роль ощущений и эмоций. Однако только в 19 в. вера в сверхъестественную природу снов стала убывать. Современные теории снов подчеркивают, что сновидения являются продолжением состояния бодрствования. В 20 в. изучение сновидений стало концентрироваться на двух аспектах: физиологический процесс возникновения снов и их содержание. Исследователи выявили физиологические признаки, подтверждающие то, что человек видит сон. Осн. период видения снов, характеризуемый сочетанием быстрого движения глаз (БДГ), появления мозговых волн, аналогичных тем, которые наблюдаются в состоянии бодрствования, и возросшей физиологической активности, носит название "быстрого" сна, или сна со сновидениями. Испытуемые, разбуженные не в период "быстрого" сна, реже сообщали о наличии сновидений и испытывали большие трудности при их вспоминании. Экстремальные поведенческие проявления, такие, как ночной ужас, кошмары, энурез, хождение во сне, как было установлено, часто не связаны с обычными сновидениями. Фаза "быстрого" сна повторяется приблизительно каждые 90 минут в течение всего периода сна; длительность ее постепенно возрастает, начиная с 10 минут. В возрасте старше 10 лет и до середины шестого десятилетия жизни люди проводят в состоянии "быстрого" сна около четверти всего времени сна. Хотя наличие фазы "быстрого" сна указывает, с большой долей вероятности, на то, что человек видит сон, содержание сновидения непосредственно доступно только самому спящему. Для изучения содержания снов, т. о., исследователи должны полагаться на свидетельства человека после его пробуждения. Неприятные чувства во сне, по сообщениям испытуемых, имеют место в два раза чаще, чем приятные. По-видимому, содержание большинства снов напрямую связано с представлениями о людях и событиях, знакомых спящему. Очевидно, ощущение чего-то незнакомого в сновидении является результатом резких нарушений во времени и пространстве происходящих во сне событий. Различают следующие осн. формы сновидений, наблюдаемые при достаточно глубоком сне: 1) сон-желание, основывающийся на стремлениях к самосохранению и размножению, действующих в подсознательном; 2) сон-страх, основанный на боязни боли, страданий и т. п. и на (никогда полностью не исчезающем) чувстве страха перед жизнью или перед миром; 3) сонпрошлое, воспроизводящий сцены и эпизоды детства; 4) сон-mononeir (от греч. monos - единственный и oneiron - сон) - совершенно непонятные и бессмысленные образы, не имеющие на первый взгляд никакого отношения к спящему; они-то и являются истинным предметом толкования снов; особый интерес эти образы вызывают у сюрреалистов; 5) сон, носящий печать "коллективности"; здесь речь идет о таких переживаниях, которые не могут быть постигнуты сознанием бодрствующего индивида; в этих снах спящий приобщается к сокровищнице опыта своих предков или всего человечества (см. Архетип). Сновидения послужили источником для решения интеллектуальных и эмоциональных проблем и возникновения художественных идей. Подтверждением этого является знаменитый пример, связанный с научной деятельностью: нем. химик-органик Фридрих Август Кекуле (1829-1896) в период упорных поисков структуры молекулы бензола увидел во сне змею, которая кусала свой хвост. Проснувшись, ученый понял, что молекула бензола имеет кольцевую форму. Вероятно, когнитивный синтез осуществился подсознательно во время сна, что облегчило сознательное восприятие. Психоаналитическую модель теории снов разработал Зигмунд Фрейд в работе "Интерпретация снов" ("Die Traumdeutung", 1900). По теории Фрейда, события в сновидении (ясно проявляющиеся в его содержании) являются результатом т.н. снотворчества, назначение которого - выразить подсознательные желания (латентное содержание). Подобные желания обычно подавляются, поскольку выражают запретные импульсы, часто сексуального характера. Когда человек спит, сила вытеснения уменьшается, следовательно, подавляемые желания могут найти безопасное выражение. Но для предотвращения возникновения этих неприемлемых желаний в эксплицитной форме в сознании снотворчество трансформирует их в приемлемые замаскированные или символические образы, создаваемые на основе сенсорных стимулов и переживаний в бодрствующем состоянии, глубоко скрытых воспоминаний. Осн. терапевтическим методом, применяемым в психоанализе, служит интерпретация снов пациента как путь для понимания работы его подсознания.
Источник: Философский энциклопедический словарь
СНОВИДЕНИЯ (РАБОТА СНОВИДЕНИЯ, ТОЛКОВАНИЕ СНОВИДЕНИЙ)
спонтанное самоизображение действительной ситуации в бессознательном, представленное в символической форме. С. являются прежде всего продуктом психической деятельности самого видящего, они позволяют заглянуть в глубины и сокровенные уголки души, которые в бодрствующем состоянии остаются незамеченными. В образной, метафорической форме С. раскрывают скрытые наклонности, тайные желания, надежды и опасения человека.
Различают явное содержание С. - то, что непосредственно вспоминается после пробуждения, и латентное, по определенным мотивам скрытое содержание, которое требует аналитического истолкования. Процесс переработки и трансформации скрытого содержания С. в явное называется работой С., обратный процесс называется анализом. С. является заместителем того богатого чувствами и содержаниями хода мыслей, к которому можно прийти после анализа.
Всего легче поддаются анализу детские С.; они, как правило, представляют собой незамаскированные желания, связанные с жизнью в течение дня. Но большинство сновидений взрослых носят бессвязный характер, спутанны и бессмысленны. Между ними и затруднениями при сообщении скрытых мыслей С. есть многосторонняя закономерная связь.
Фрейд выделил несколько наиболее существенных механизмов работы С., ответственных за производство образов.
Наряду с превращением мыслей в ситуацию ("драматизацией"), одним из наиболее важных и своеобразных признаков работы С. является сгущение образов, в результате чего появляются составные и смешанные лица, при этом все явления имеют общую часть. Каждый элемент С. в избытке определяется скрытыми мыслями С. и обязан своим происхождением не одному элементу этих мыслей, а целому ряду их. В содержании С. каждый элемент оказывается по существу выражением всего разнообразного материала, каждая скрытая мысль С. выражается обыкновенно не одним, а несколькими элементами; ассоциативные нити не идут просто от скрытых мыслей к содержанию С., а многократно скрещиваются и переплетаются.
Смещение - другой важный признак работы С. - заменяет психическое напряжение, первоначальную значимость и аффективную наполненность мыслей живостью и насыщенностью образов. Вследствие этого в неясной части сна часто можно обнаружить самую непосредственную связь с наиболее существенной скрытой мыслью С. Чем темнее и спутаннее С., тем большее участие в его создании можно приписать процессу смещения. Когда в содержание С. попадает безразличное впечатление вместо волнующего и безразличный материал вместо интересного, то это можно рассматривать как результат работы смещения, т. к. С. никогда не интересуется тем, что не могло бы привлечь нашего внимания днем; эпизоды и мелкие детали, не волнующие нас днем, не в состоянии преследовать нас во сне. Восстанавливая и корректируя путем анализа произведенное в сновидении смещение, можно прийти к очевидным выводам относительно побудительных мотивов, лежащих в основе фабулы С. и его связи с бодрствованием видящего.
С. обнаруживает непреложную связь между всеми частями скрытых мыслей тем, что соединяет весь этот материал в рамках одной ситуации: оно выражает логическую связь сближением во времени и/или пространстве разных образов и предметов. Чаще всего С. одной ночи "обнаруживают при анализе свое происхождение от одного и того же круга идей и комплексов. Причинная зависимость в С. либо вовсе не выражена, либо замещается последовательностью во времени двух неодинаково длинных частей С., возможно также обратное замещение, т. е. начало С. соответствует следствию, а конец - предпосылке.
Каузальный, редукционистский подход в толковании С. ведет к единообразию интерпретации, приписывая элементам и символам фиксированное значение. Каждый элемент имеет однозначный смысл, что позволяет легко проводить соответствия и аналогии между явным и скрытым содержаниями даже в самых сложных и запутанных образах.
Телеологическая т. зр. постигает в образе С. выражение измененной психологической ситуации, не признавая фиксированного и однозначного значения символов, соотнося значение каждого элемента с контекстом.
Психологическая компенсация является фундаментальным принципом и для каузальной, и для телеологической т. зр., т. к. целью С. является устранение мешающих сну раздражителей в форме галлюцинаторного исполнения неудовлетворенных в бодрствующем состоянии сознания желаний. В том и в другом случае для обнаружения и анализа скрытого содержания желаний применяется метод свободных ассоциаций.
С. является развернутым комментарием как к личностным комплексам, так и к архетипам и символам коллективного бессознательного. Личные ассоциации отражают субъективный, поверхностный уровень, более доступный для анализа. Общекультурные ассоциации (амплификации), связанные с мифами, историей, представляют более фундаментальный объективный уровень. Ассоциации обеспечивают более широкий контекст интерпретации С., более полный уровень понимания.
В С. субъект ведет символический поиск среди бредовых бессвязных речей, абсурдных ситуаций, отчуждения, риска, азарта и утраты уверенности, пытаясь восстановить связь с бессознательными аспектами своей личности, достичь целостности и гармонии в своей душе. в мире внешних объектов и в обществе.
К. Ю. Багаев
Различают явное содержание С. - то, что непосредственно вспоминается после пробуждения, и латентное, по определенным мотивам скрытое содержание, которое требует аналитического истолкования. Процесс переработки и трансформации скрытого содержания С. в явное называется работой С., обратный процесс называется анализом. С. является заместителем того богатого чувствами и содержаниями хода мыслей, к которому можно прийти после анализа.
Всего легче поддаются анализу детские С.; они, как правило, представляют собой незамаскированные желания, связанные с жизнью в течение дня. Но большинство сновидений взрослых носят бессвязный характер, спутанны и бессмысленны. Между ними и затруднениями при сообщении скрытых мыслей С. есть многосторонняя закономерная связь.
Фрейд выделил несколько наиболее существенных механизмов работы С., ответственных за производство образов.
Наряду с превращением мыслей в ситуацию ("драматизацией"), одним из наиболее важных и своеобразных признаков работы С. является сгущение образов, в результате чего появляются составные и смешанные лица, при этом все явления имеют общую часть. Каждый элемент С. в избытке определяется скрытыми мыслями С. и обязан своим происхождением не одному элементу этих мыслей, а целому ряду их. В содержании С. каждый элемент оказывается по существу выражением всего разнообразного материала, каждая скрытая мысль С. выражается обыкновенно не одним, а несколькими элементами; ассоциативные нити не идут просто от скрытых мыслей к содержанию С., а многократно скрещиваются и переплетаются.
Смещение - другой важный признак работы С. - заменяет психическое напряжение, первоначальную значимость и аффективную наполненность мыслей живостью и насыщенностью образов. Вследствие этого в неясной части сна часто можно обнаружить самую непосредственную связь с наиболее существенной скрытой мыслью С. Чем темнее и спутаннее С., тем большее участие в его создании можно приписать процессу смещения. Когда в содержание С. попадает безразличное впечатление вместо волнующего и безразличный материал вместо интересного, то это можно рассматривать как результат работы смещения, т. к. С. никогда не интересуется тем, что не могло бы привлечь нашего внимания днем; эпизоды и мелкие детали, не волнующие нас днем, не в состоянии преследовать нас во сне. Восстанавливая и корректируя путем анализа произведенное в сновидении смещение, можно прийти к очевидным выводам относительно побудительных мотивов, лежащих в основе фабулы С. и его связи с бодрствованием видящего.
С. обнаруживает непреложную связь между всеми частями скрытых мыслей тем, что соединяет весь этот материал в рамках одной ситуации: оно выражает логическую связь сближением во времени и/или пространстве разных образов и предметов. Чаще всего С. одной ночи "обнаруживают при анализе свое происхождение от одного и того же круга идей и комплексов. Причинная зависимость в С. либо вовсе не выражена, либо замещается последовательностью во времени двух неодинаково длинных частей С., возможно также обратное замещение, т. е. начало С. соответствует следствию, а конец - предпосылке.
Каузальный, редукционистский подход в толковании С. ведет к единообразию интерпретации, приписывая элементам и символам фиксированное значение. Каждый элемент имеет однозначный смысл, что позволяет легко проводить соответствия и аналогии между явным и скрытым содержаниями даже в самых сложных и запутанных образах.
Телеологическая т. зр. постигает в образе С. выражение измененной психологической ситуации, не признавая фиксированного и однозначного значения символов, соотнося значение каждого элемента с контекстом.
Психологическая компенсация является фундаментальным принципом и для каузальной, и для телеологической т. зр., т. к. целью С. является устранение мешающих сну раздражителей в форме галлюцинаторного исполнения неудовлетворенных в бодрствующем состоянии сознания желаний. В том и в другом случае для обнаружения и анализа скрытого содержания желаний применяется метод свободных ассоциаций.
С. является развернутым комментарием как к личностным комплексам, так и к архетипам и символам коллективного бессознательного. Личные ассоциации отражают субъективный, поверхностный уровень, более доступный для анализа. Общекультурные ассоциации (амплификации), связанные с мифами, историей, представляют более фундаментальный объективный уровень. Ассоциации обеспечивают более широкий контекст интерпретации С., более полный уровень понимания.
В С. субъект ведет символический поиск среди бредовых бессвязных речей, абсурдных ситуаций, отчуждения, риска, азарта и утраты уверенности, пытаясь восстановить связь с бессознательными аспектами своей личности, достичь целостности и гармонии в своей душе. в мире внешних объектов и в обществе.
К. Ю. Багаев
Источник: Современный философский словарь