СНЯТИЕ
СНЯТИЕ
одно из важнейших понятий гегелевской философии, означающее отрицание, упразднение старого с удержанием всего жизнеспособного в нем.
Снятие
философская категория закона отрицания отрицания, утверждающая, что отрицание как момент связи, преемственности между старым и новым, между двумя ступенями развития, всегда происходит таким образом, что в ходе отрицания, т. е. при переходе на более высокую ступень развития, сохраняются жизнеспособные элементы старого в новом.
СНЯТИЕ
диалектико-логическая операция, ведущая к появлению нового качества и исчезновению (относительному) старого качества. В диалектике Гегеля снятие является третьим, завершающим звеном развития и завершения противоречия - движущей силы изменения объекта (см. диалектика). Снятие означает превращение предмета или процесса в новое, более развитое, по сравнению с предыдущим состоянием, содержательное единство.
Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)
СНЯТИЕ
термин, введенный Гегелем и обозначающий преобразование, в котором наличные формы устраняются, отрицаются, но вместе с тем и сохраняют, удерживают все самое ценное, что есть в их наличной сейчас форме. Полагаемое в тезисе снимается (отрицается) в антитезисе, а затем уже отрицается в синтезе. Термин употребляется при исследовании преемственности в развитии и для характеристики связи, отношения низшего явления к высшему.
Источник: Тематический философский словарь
СНЯТИЕ
нем. das Aufheben) — понятие философской системы Гегеля. Ее смысл раскрывается в контексте концепции развития, первый этап которого обосновывается тезисом, который затем снимается в антитезисе; такое снятие не означает абсолютного упразднения — последующая ступень развития вбирает в себя то позитивное, что содержалось в тезисе. Затем снимается и антитезис, позитивные элементы которого также сохраняются на более высокой ступени — в синтезе обеих предшествующих ступеней тезиса и антитезиса, так что снятие на этой последней ступени выступает как отрицание отрицания. Т. о., снятие является одновременно как сохранением, так и упразднением: «...оно означает сберечь, сохранить и вместе с тем прекратить, положить конец» (Гегель. Соч., т. 5, с. 99).
Т.Б.Длугач
Т.Б.Длугач
Источник: Новая философская энциклопедия
Снятие
(нем. Aufhebung — отмена, упразднение и сохранение) — термин, широко применявшийся в философии Гегеля. Означает одновременное уничтожение и сохранение ч.-л. Гегель применял термин «С.» для характеристики движения абстрактных категорий логики. Согласно триаде высшая категория (синтез) «снимает», т. е. уничтожает, в движении мысли антитезис. Однако высшая категория сохраняет все положительное содержание предшествующих категорий, но в переработанном виде. С. носит у Гегеля абстрактно-логический характер и служит средством для построения системы категорий. Оно выступает в качестве формального приема «разрешения» противоречий и фактически примиряет их. В диалектическом материализме термин «С.» употребляется при описании преемственности в развитии и для характеристики связи, отношения к.-л. низшего явления к высшему (напр., говорят о том, что механическое движение включено в биологическую форму движения материи в «снятом» виде).
Источник: Философский словарь. 1963
СНЯТИЕ
нем. Aufhebung — отмена, упразднение и сбережение) — термин, широко применяющийся в философии Гегеля, а также в марксистском истолковании отрицания отрицания. Означает одновременное уничтожение и сохранение ч.-л. Гегель применял термин “С.” для характеристики движения абсолютной идеи. Каждое данное ее состояние “снимается” высшим, чем и объясняется связь ступеней развития. Так, в триаде высшая категория (синтез) не только уничтожает в движении мысли антитезис, но и сохраняет в переработанном виде все содержание предшествующего развития. В идее С. Гегель уловил объективную закономерность развития материального мира и особенности человеческой (теоретической и практической) деятельности. Вместе с тем С. у него носит абстрактно-логический характер. В диалектическом материализме термин “С.” употребляется при исследовании преемственности в развитии и для характеристики связи, отношения к.-л. низшего явления к высшему (напр., положение о том, что механическое движение включено в биологическую форму движения материи в “снятом” виде).
Источник: Философский энциклопедический словарь
СНЯТИЕ
нем. Aufheben), преобразование, в к-ром наличные формы или принципы устраняются, отрицаются, но вместе с тем сохраняют, удерживают свое значение как подчиненные моменты новой целостности или системы. С. - одно из важнейших понятий философии Гегеля, связанное с его диалектич. концепцией развития. Указывая на двоякий смысл термина Aufheben (сохранить, удержать и в то же время устранить, прекратить, положить конец), Гегель подчеркивал, что снятое есть всегда нечто опосредствованное процессом развития. С., по Гегелю - это низведение нек-рого реального основания (предмета, системы, структуры) до момента более развитого целого. Т. о., С. характеризует возникновение нового единства, более высокую ступень развития. Указанное толкование Гегель относил прежде всего к сфере духа и познания; в его идеалистич. трактовке духовная субстанция осуществляет и преодолевает себя, сохраняя преодоленные формы как орудия своей деятельности.
В марксистской филос. лит-ре термин «С.» употребляется как характеристика развивающегося объекта в рамках отрицания отрицания закона и отождествляется с понятием диалектич. отрицания.
В марксистской филос. лит-ре термин «С.» употребляется как характеристика развивающегося объекта в рамках отрицания отрицания закона и отождествляется с понятием диалектич. отрицания.
Источник: Советский философский словарь
СНЯТИЕ
нем. Aufheben) – одна из центр. категорий философии Гегеля; осн. смысл С. выявляется в связи с концепцией развития как борьбы противоположностей: С. выступает как результат этой борьбы, благодаря к-рому данное противоречие примиряется и т.о. появляется новое качество. С. определяет и характер этой борьбы: появление нового качества происходит путем отрицания предыдущего. Однако это отрицание не есть синоним упразднения; С. имеет "...двоякий смысл: оно означает сберечь, сохранить и вместе с тем прекратить, п о л о ж и т ь к о н е ц" (Гегель, Соч., т. 5, М., 1937, с. 99). Заключая в себе момент отрицания, С. не сводится к нему: С. утверждает связь, единство вещей и явлений. В этом смысле С. есть отрицание отрицания и отличается от него лишь тем, что последнее фиксирует сам процесс, а С. – его результат. С помощью снятия Гегель преодолел метафизич. абсолютизацию противоречия, характерную, в частности, для Канта. В диалектич. материализме категория С. играет подчиненную роль по отношению к законам единства и борьбы противоположностей и отрицания отрицания закону. В теории познания категория С. позволяет вскрыть механизм абстрагирования, к-рое есть, по сути дела, С. чувств. материальности в процессе познания; именно в снятом виде действительность становится содержанием мышления. В. Костеловский. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.