польский просветитель, математик, астроном, брат А. Снядецкого. Учился в университетах Кракова, Геттингена, Лейдена, Утрехта, Парижа. Работал в Кракове и Вильне. Один из организаторов астрономической школы в Вильне, ректор Виленского университета (1806-1825). Написал ряд сочинении по философии с позиций естественнонаучного материализма и критики кантианства. В Польше, в Беларуси и Литве оказал влияние на просвещение и организацию науки. С. в работе "О философии" (1819) критикует Канта и его последователей с позиций сенсуализма. Его критика нередко не улавливает собственно метафизических проблем, однако, ее естественнонаучный пафос был для многих убедителен. Ряд работ написал по литературе и эстетике (эрудированная защита классицизма). Подвергся критике со стороны своих же студентов-романтиков (А. Мицкевич и др.). Его авторитет и эрудиция оказали влияние на его современников - философов, например, на Довгирда. Ему принадлежат работы: "Рассуждения о начале математических наук", "О Копернике" (1802), "О метафизике" (1814), "Философия человеческого мышления" (1821), "О литературе", "О произведениях классицизма и романтизма" и др.
Э.К. Дорошевич, В.Л. Абушенко
СНЯДЕЦКИЙ Ян
СНЯДЕЦКИЙ (Smadecki) Ян (1756-1830)
Источник: Новейший философский словарь
СНЯДЕЦКИЙ Ян
?niadecki), (29 авг. 1756 – 21 нояб. 1830) – польск. ученый-энциклопедист, идеолог польск. Просвещения; сотрудник Г. Коллонтая. В 1781–1803 – проф. Краковской Академии, в 1806–1825 – проф., а в 1807–15 – ректор ун-та в Вильно; с 1807 – чл.-корр. Петербургской Академии наук. С. принимал деят. участие в Польск. нац.-освободит. восстании 1794, поддерживал программу радик. обществ. реформ, в частности наделения крестьян землей. В дальнейшем С. занял более умеренные позиции – выступал против шляхетского революц. движения. Филос. взгляды С. – деиста и наследника идей Ф. Бэкона, Локка и франц. материалистов 18 в. – изложены гл. обр. в работах: "О метафизике" ("О metafizyce", 1814), "О философии" ("О filozofii", 1819; рус. пер. в кн.: Избр. произв. прогрессивных польских мыслителей, М., 1956), "Философия человеч. разума" ("Filozofia umys?u ludzkiego", 1822). Эти работы посвящены критике кантианства с позиций непоследовательного сенсуализма, хотя С. и принимал дуализм "вещи в себе" и явления. В своей критике философии С. выступил как предшественник позитивизма; в традициях просветительского рационализма он боролся против теологии, схоластики и нарастающих влияний романтизма. Ин-т философии АН ПНР. Идеи С. получили известность в России. Пер. ст. "О философии" (опубл. в "Вестнике Европы", 1819, No 11 и "Укр. Вестнике", 1819, июнь) вызвал критику в "Казанских известиях" (1820, No 99 и 101), на к-рую отвечал Каченовский в "Вестнике Европы" (1820, No 1). На критику своей статьи "О философии" С. отвечал в "Записках львовских" (1819, окт.) статьей "Прибавление к ст. о философии" (рус. пер. "Вестник Европы", 1822, No 23, 24; 1823, No 2), к-рая подверглась критич. разбору В. Андроссовым ("Вестник Европы", 1823, No 3, 4 и 6). С изложением идей С. выступил Ф. Булгарин (см. вжурн. "Соревнователь просвещения и благотворения", 1821, No 10; ср. В. Г. Базанов, Вольное об-во любителей российской словесности, Петрозаводск, 1949, с. 356). Статья С. "О творениях классических и романтических" была опубл. в "Вестнике Европы", 1819, No 7–8. Соч.: Pisma filozoficzne, t. 1–2, [Warsz.], 1958. Лит.: Рус. биогр. словарь, [т. 19], СПБ, 1909; Chamc?wna M., Jan Sniadecki, Kr., 1963. З. Каменский. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.