СМЫСЛ ЖИЗНИ
регулятивное понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, которое оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает, во имя чего необходима предписываемая ими деятельность.
Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance
Смысл жизни
субъективная оценка, во многом зависящая от морали, которой придерживается человек. Фактически смысл жизни отражает вершину, которую может достигнуть при своей оптимизации главный или глобальный критерий жизни человека. Последний может совершенно не осознаваться человеком.
Смысл жизни несет собой для человека наивысший интерес. Чаще всего смыслом жизни людей является любовь. Ее потеря для человека чревата иногда полной потерей интереса в жизни.
Смысл жизни общества характеризует Духовная Этика.
Источник: Краткий критериологический словарь
Смысл жизни
/D/ Eitenzsinn; /Е/ Meaning; /F/ Raison;
/Еsр./ Razon de seг.
Идеальное представление человека о своем предназначении в мире, цели своей жизнедеятельности, возможности самореализации по образцам общественного или личностного идеала. Смысл жизни человека является личностной мировоззренческой установкой, определяющей направление его деятельной активности. В зависимости от направленности установки на прошлое, настоящее или будущее человеческое бытие обретает эмоциональную и социальную наполненность и тональность.
Источник: Философия, практическое руководство
Смысл жизни
предназначение, конечная цель, ценность жизни личности. Человек – единственное существо, которое при жизни задумывается о смысле жизни, размышляет, для чего живет. Ответ на этот вопрос зависит от многих факторов, в т. ч. от мировоззрения. Человек религиозный живет и действует в надежде на спасение и продолжение безмятежной, счастливой и вечной жизни в граде Божьем – его истинном отечестве (Августин). Человек атеистического, естественнонаучного мировоззрения стоит перед более трудным выбором в решении проблемы смысла жизни. Эти представления весьма разнообразны и даже противоречивы: от бесцельного прожигания жизни до понимания своего предназначения, представления о том, что жизнь надо прожить так, чтобы оставить добрый след (а не «наследить») в благодарной памяти близких, общества и пр.
Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017
СМЫСЛ ЖИЗНИ
понятие, обозначающее цель жизни, назначение человека. В различные историч. эпохи представления о С. ж. приобретали разное содержание, обусловленное потребностями и интересами обществ, классов и соц. слоев. Проблема С. ж. приобретает особую остроту в переломные периоды историч. развития, в революц. эпохи, когда формируются новые и переоцениваются старые соц. идеалы. В бурж. этич. теориях С. ж., как правило, связывается с индивидуалистич. устремлениями личности. В релит, этике решение вопроса о С. ж. ставится в зависимость от отношения человека к божеству, ибо целью существования человека объявляется достижение личного спасения в потустороннем мире. Тем самым практически обесценивается сама реальная жизнь. Марксист, этика связывает вопрос о С. ж. со всей совокупностью обществ, отношений. Этим определяются особенности представлений людей о цели своего существования в различных конкр.-историч. условиях, на разных этапах обществ, развития. Человек осознает свое истин, назначение в борьбе против мира угнетения, за счастье всех людей. Новое содержание и высокий смысл получает жизнедеятельность личности в условиях социализма, направленная на построение коммунистич. общества.
Источник: Атеистический словарь
Смысл жизни
- идеальное представление человека о своем предназначении в мире, цели своей жизнедеятельности, возможности самореализации по образцам общественного или личностного идеала. Смысл жизни человека является личностной мировоззренческой установкой, определяющей направление его деятельной активности. В зависимости от направленности установки на прошлое, настоящее или будущее человеческое бытие и его смысл приобретают соответствующую эмоциональную и социальную наполненность и тональность.
Уже в древней философии вопрос о смысле жизни был одним из главных. Ответ на него был своеобразным жизненным ориентиром. Практически все философы этого периода рекомендовали самые различные способы воспитания собственной души путем разумного и нравственного поведения. Сделать свою жизнь более разумной, более совершенной и более полной – в этом ее подлинный смысл.
Средневековая философия сосредоточила акцент не на смысле индивидуального бытия человека, а на смысле жизни человека в мире. Прожить жизнь праведно – с позиции христианской морали означает посвятить свою жизнь другому человеку, людям, Богу. Любовь к Богу и другим людям – высшая духовная ипостась человека, смысл жизни, путь спасения и обретения счастья.
Источник: Философия, практическое руководство
СМЫСЛ ЖИЗНИ
высшая ценность человеческого существования, выраженная в форме конечной цели, которой подчинены все частные интересы и потребности человека. Среди многих подходов к решению этой сложной проблемы можно выделить три главных: 1) Смысл жизни изначально присущ жизни в ее глубинных религиозных основаниях; 2) Смысл жизни - в содействии прогрессу, участии в переустройстве мира на началах добра и справедливости; 3) Смысл жизни созидается самим субъектом. Важно отметить, что всем трем подходам присуще стремление к человеческой солидарности и заинтересованность в становлении человеческого в человеке. Представления о смысле жизни несут в себе общечеловеческие компоненты, отражают особенности конкретных культур (с характерными для них философскими и этическими установками), а также индивидуальные черты отдельных личностей. Поэтому определение смысла жизни предстает как выбор конкретного человека. Такой выбор будет далее определять выдвижение жизненных целей, влиять на поведение личности. Наиболее часто смысл жизни усматривался: а) в спасении души; б) в достижении земного счастья, успеха, славы; в) в наслаждении; г) в служении долгу и высшим целям (например, классу, государству, обществу, науке, искусству); д) в самореализации человека, максимальном развитии его творческих сил и способностей (именно такой подход имеет наибольшее число приверженцев). Имеются концепции, отрицающие осмысленность человеческого существования (А. Камю считал, что жизнь абсурдна, перед лицом смерти все усилия и стремления человека теряют смысл).
Источник: Тематический философский словарь
СМЫСЛ ЖИЗНИ
наиболее ценное в жизни, выступающее как высшая цель человеческого бытия, которой должны быть подчинены частные цели. Пределом стремлений, в зависимости от мировоззренческих установок, могут быть освобождение от воплощений, нирвана, сохранение традиционных устоев, соответствие космической гармония, наслаждение, душевный покой и удовлетворенность, спасение души, личное самосовершенствование, успех, процветание нации, благо человечества, прогресс и т.д. Достижение этой цели или приближение к ней значимо для человека как следование добру, как исполнение его жизненного предназначения и основание счастья. Отношением к смыслу жизни определяется личное достоинство, поскольку оно является ценностной характеристикой данного индивидуального существования в целом. Отсутствие смысла в жизни закрывает человеку путь к истинному счастью и, как показывает известный психолог В. Франки, делает нежизнеспособным в экстремальных условиях. Смертность, конечность человека открывает ему ценность времени жизни и заставляет искать ее смысл, выбирать главное в ней. Для русской мысли, особенно философски-религиозной, смысложизненные вопросы являются первостепенными. Смысл жизни, согласно Л. Н. Толстому, состоит в содействии благу мира, любви ко всему сущему, для чего надо осознать божественную природу души, отказаться от своей конечной животной индивидуальности к приобщиться бесконечному началу. Евгений Трубецкой усматривает абсолютный смысл в Божественном всеедином Уме, обращение к которому открывает личности смысл ее существования. Н. А. Бердяев считает, что наибольшее благо жизни, ее смысл - сверх-бытие, духовность, поднимающая к Богу. С. Л. Франк видит высший смысл в разумном и свободном участии в божественной жизни, просветляющем и обогащающем человеческую. Признание осмысленности бытия и возможности исполнения человеком своего предназначения характерно для оптимистического мировоззрения, сомнение в этом - для скептицизма, отрицание - пессимизма.
Источник: Краткий философский словарь 2004
Смысл жизни
понятие аксиологии, категория философии и этики и нравственно- мировоззренческие представления, посредством которых человек соотносит себя и свою деятельность с определенной системой ценностей, что позволяет ему оправдывать или не оправдывать себя и свою жизнь в своих собственных глазах, перед лицом других людей, перед «лицом» вечности, что побуждает его корректировать жизненный процесс, корректировать свои желания, потребности, мотивы, вырабатывать определенную жизненную позицию. Вопрос о смысле жизни имеет длительную философскую и религиозную традицию и относится к числу коренных проблем философии и культуры. В обыденной жизни поиск смысла жизни обычно происходит в связи с важными, рубежными для человека периодами жизни, в кризисных ситуациях, в результате влияния духовных авторитетов и т.д. Для одних он решается через усиление профессиональной деятельности, для других заключается в постановке творческих задач, третьи видят его в улучшении материальной сферы жизни, ряд людей соотносят его с религией и религиозной деятельностью. В теоретическом плане, анализируя проблему смысла жизни, философия пришла к выводу о том, что смысл жизни не соотносится с решением сиюминутных обыденных задач, с эгоистической самоудовлетворенностью, с атомарной индивидуальностью. Данная проблема требует выхода в универсум, к другим людям, в перспективу будущего. Следовательно, решение этого вопроса лежит в области дилеммы: эгоизм – гуманизм (альтруизм) и варьируется в различных подходах. В противоположность этике счастья, видящей смысл жизни в удовлетворении ею, этика долга видит смысл жизни в служении другим людям и, в конечном итоге, человечеству в целом. «Оптимисты» в этом вопросе считают эту проблему нейтральной в аксиологии и антропологии, определяют её как главную духовную ценность и усматривают пути достижения и осуществления смысла жизни. «Скептики» высказывают сомнение в необходимости постановки такой проблемы, делая вывод о том, что сама жизнедеятельность уже включает смысл и является смыслом, а «пессимисты» вообще отрицают в жизни всяческий смысл и считают эту проблему полностью надуманной, абсурдной, не имеющей никакого решения.
Источник: Философия: основные понятия и определения. Учебно-методичесое пособие.
«СМЫСЛ ЖИЗНИ»
главное сочинение Трубецкого, поводом к написанию которого послужило мучительное переживание бессмыслицы мировой войны и революции. Впервые издано в Москве в 1918. Трубецкой утверждает, что все суждения о «смысле-истине» антиномичны. «Смысл-истина» и трансцендентна, сверхиндивидуальна, сверхвременна, безусловна, и имманентна; она есть содержание индивидуального сознания. Отсюда делается вывод, что либо истина есть акт безусловного сознания, либо истины вовсе нет. «Безусловное сознание» есть подлинно сущее и действенное. Субъект может постичь истину лишь посредством приобщения к «безусловному сознанию». «Абсолютное сознание» не есть отвлеченная мысль, это духовно-чувственное созерцание или видение, т. е. оно конкретно, это «мировое око». Вера в смысл жизни связана с верой в человека как носителя этого смысла. Человек обладает царственным достоинством — достоинством обладателя «смысла истины», «безусловного сознания». Но здесь возникает вечная коллизия между целями государства и достоинством человека. Государству зачастую нужны недостойные люди. Оно стремится стать «смертным богом» для человека, что ведет к «утрате человека» и культуры. Биологизм проник в философию, согласно ему зверь есть конечная сущность человека. Мировая война обнажила звериный образ человека, и люди ужаснулись ему. Однако сам факт отвращения и ужаса свидетельствует о чуждости звериного образа подлинной природе человека, который создан по образу и подобию Божию. Спасение — только в подъеме к безусловному всеединому сознанию, о котором свидетельствует совесть. В христианстве заключена не скорбь мира, покинутого Богом, но радость воскресения, в которую превращается крестная мука. Адский вихрь всеобщего разрушения, охвативший Россию, есть следствие «крайнего практического безбожия», ведущего к разъединению частей целого и столкновению их друг с другом. Гонения на Церковь обнаруживают адский характер действующих сил. Национального инстинкта оказалось недостаточно, он оказался побежден интернационализмом, чуждым интересам России. Надежда коренится лишь в связи с Безусловным.
Совр. изд.: М., 1994; «Смысл жизни». Антология, общ. ред. и составление Н. К. Гаврюшина. М., 1994; Трубецкой E. ff. Избранное. М„ 1995.
С. М. Половинкин
Источник: Новая философская энциклопедия
СМЫСЛ ЖИЗНИ (человека)
регулятивное понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, к-рое оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает, во имя чего необходима предписываемая ими деятельность. Подвергая теоретическому анализу представления массового сознания о С. ж., мн. философы исходили из признания некой неизменной “человеческой природы”, конструируя на этой основе некий идеал человека, в достижении к-рого и усматривался С. ж., основное назначение человеческой деятельности. Отсюда вытекали их представления о возможности преобразовать мир (в соответствии с этими идеальными представлениями) чисто духовными средствами. Претендуя на универсальность, эти теоретические истолкования С. ж. фактически обосновывали такие цели и идеалы, в к-рых выражались интересы господствующих классов. В ряде совр. социальных теорий С. ж. по-прежнему усматривается либо в реализации внеисторических задач, либо в достижении определенных потребительских стандартов и индивидуального благополучия, или же провозглашается бессмысленность и абсурдность любой деятельности ввиду отсутствия у нее к.-л. объективной направленности. Распространены и теории, отрицающие возможность научно достоверного ответа на вопрос о С. ж. Согласно марксистской т. зр., существование человека определяется социальными условиями; он является активной силой, существенным образом влияет на социальное развитие, ускоряя или замедляя его. Единство противоположностей личного и общественного, вернее, их мера, изменяющаяся на разных этапах истории и в разных общественно-экономических формациях, и определяет смысл человеческой жизни, ее ценность. Она не является надличной или надобщественной, но диалектически объединяет цели и С. ж. человека и об-ва, к-рые могут находиться в непримиримом противоречии или все более совпадать по мере движения об-ва к разумному и гуманному состоянию. Это движение связано с постоянным изменением меры личного и общественного, со все более глубокой индивидуализацией личности и вместе с тем ее единением с об-вом, его целями и смыслом его существования и развития. Эта устремленность в будущее придает смысл и ценность человеческой жизни как на индивидуальном, так и на социальном уровне. Т. обр., подлинный С. ж., “тайна бытия” человека заключены в содействии разрешению назревших задач общественного развития, в созидательном труде, в ходе к-рого формируются предпосылки для всестороннего развития личности. Лишь такая форма жизнедеятельности человека обладает объективной ценностью и смыслом.
Источник: Философский энциклопедический словарь
СМЫСЛ ЖИЗНИ
понимание человеком содержания и направленности жизни, своего места в мире, предназначения всего человечества. «Без знания того, что я такое и зачем я здесь, нельзя жить» Л. Н. Толстой. Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, образа жизни, миропонимания, конкретно-исторической ситуации. Если в обществе создаются благоприятные условия для свободного развития человека, то он склонен видеть смысл жизни в достижении счастья и благополучия. Если же мир оказывается враждебным и жестоким, то земная жизнь может утратить свою ценность и рассматриваться лишь как подготовка к другой, «истинной», неземной жизни, ради которой и нужно жить. В крайних ситуациях ощущение неистребимости зла и собственного бессилия перед ним может подвести человека к выводу о бессмысленности жизни вообще. Уяснение смысла жизни предполагает выбор целей и средств их достижения, предпочтение тех или иных ценнос тей, ориентацию на определенные нравственные идеалы, понимание собственных способностей и возможностей, постоянную оценку своего поведения, поступков других людей, пересмотр и переоценку существующего порядка вещей и происходящего в нем. Чем острее человек чувствует свою связь с другими людьми и в то же время осознает себя свободной личностью, индивидуальностью, чем активнее содействует утверждению в мире добра, чем бескомпромисснее борется со злом, тем полнее, осмысленнее его жизнь Бессмысленной жизнь может лишь казаться. Проблема смысла жизни формулируется следующим образом: имеется ли для нас нечто более высокое и важное, чем наша непосредственная жизнь? Само появление вопроса и его экзистенциальная острота связаны с принадлежностью человека к двум мирам: миру непосредственного бытия и миру духовного поиска, устремленного к вечным и безусловным ценностям. Без этого второго мира внутри нас жизнь превратилась бы в «суету сует» (Экклезиаст), беличье колесо. Жизнь, лишенная смысла, есть неподлинная жизнь, потому что, будучи поглощенным непосредственным, человек движется по траектории, предзаданной ему внешней необходимостью. С.ж. есть проблема экзистенциально-метафизическая, а не только (и даже не столько социальная. Человек, обретший смысл и живущий в соответствии с ним, укоренен в бытии, бесконечно важном для себя. Именно тогда суета не властна над ним. Поиски и обретения С.ж. вовсе не означают какого-либо игнорирования непосредственной жизни, вечного конфликта с ней как источником вместилищем страдания (ср. с Востоком: брахманизм. буддизм). Более того. именно наша непосредственная жизнь является критерием истинности выбранного нами смысла. Движение нашей, точнее – моей жизни. подчиненное смыслу, должно возвышать, раскрепощать, делать меня свободным, углублять мое единение с миром, который теперь есть мой мир, а я – его свободное творческое начало, независимо от того, нахожу ли я С.ж. в идее, любимой работе. любимом человеке или в чем-либо другом. Если это не так, если моя жизнь унижает и подавляет меня, то выбранный мною С.ж. – ложь, а самая жизнь – трагедия. Для русского самосознания. идеалом которого является святость, весьма актуальна проблема жертвенности. Принесение себя в жертву является правом, а иногда и долгом свободного человека. Но самопожертвование не может рассматриваться как смысл, цель жизни, ибо жертвенность и деспотизм есть стороны одного и того же отношения. Бесспорно, всякая эпоха, всякая культура стремятся к выработке неких смысловых вариантов. но выбор смысла всегда происходит в сфере глубоко интимной, экзистенциальной. А потому смыслы не задаются, смыслы прозреваются.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
СМЫСЛ ЖИЗНИ
регулятивное понятие, присущее любой развитой мировоззренческой системе, к-рое оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные нормы, показывает, во имя чего необходима предписываемая ими деятельность. Социальное положение индивидов, групп, классов, их потребности и интересы, стремления и ожидания, принципы и нормы поведения определяют содержание массовых представлений о С. ж., к-рые при каждом общественном строе имеют специфический характер, хотя и обнаруживают известные моменты повторяемости. Подвергая теоретическому анализу представления массового сознания о С. ж., представители домарксистской этики исходили из «человеческой природы», абстрактной, неподвижной и потусторонней по отношению к реальному историческому существованию человека, истолковывая ее либо как сверхчувственную сущность, либо антропологически и конструируя на этой основе идеал человека, в достижении к-рого усматривалось назначение человеческой деятельности, С. ж. Они полагали, что идеальные представления о значимости и направленности человеческой жизнедеятельности сами собой способны определить ее объективную ценность, и что можно преобразовать мир в соответствии с этими представлениями чисто духовными средствами. Претендуя на универсальность, эти теоретические интерпретации фактически обосновывали и защищали такие цели и идеалы, в к-рых выражались интересы господствующих классов. В совр. буржуазных этических теориях С. ж. людей усматривается в реализации вне-исторических задач (религиозная этика), в достижении определенных потребительских стандартов и индивидуального благополучия (натуралистические теории - гедонизм, утилитаризм; самореализации этика) или же провозглашается бессмысленность и абсурдность любой жизнедеятельности в силу отсутствия у нее к.-л. объективной направленности (экзистенциализм и др. пессимистические доктрины). Распространены и теории, отрицающие возможность научно достоверного ответа на вопрос о С. ж. По существу, подобную т. зр. разделяют также буржуазный конформизм, и моральный скептицизм. Марксистская этика, основываясь на материалистическом понимании общественного развития, утверждает, что представления о С. ж. зависят от всей совокупности общественных отношений. Но человек является активной силой, к-рая решающим образом влияет на социальное развитие, ускоряя или замедляя, облегчая или затрудняя общественный прогресс. Подлинный С. ж., «тайна бытия» заключены в Содействии назревшим задачам общественного развития, в созидательном труде и социально-преобразующей деятельности, в ходе к-рых формируются предпосылки для всестороннего развертывания интеллектуальных, эмоциональных и др. способностей самого человека. Лишь такая жизнедеятельность обладает объективной ценностью, смыслом. Относительность и изменчивость жизненных установок и предпочтений людей марксистская этика ставит в зависимость от особенностей исторических задач на каждом этапе общественного прогресса. Развитие общественного производства, познания и общения увеличивает объективную значимость деятельности людей и обостряет субъективную потребность в исторически обоснованной ее ориентации. Но в условиях частнособственнических отношений человеческая деятельность выступает не как собственная, свободная, а как отчужденная (Отчуждение) от людей сила. Это обстоятельство и порождает скептические, пессимистические, религиозные представления о С. ж. Только в борьбе за революционное преобразование мира, в к-рой происходит самопознание и самоизменение человека, он выявляет всю меру значимости и ответственности своей исторической миссии, находя в этой борьбе подлинный смысл своего существования и силы для разрешения возникающих у него нравственных противоречий. Освободив людей от всех видов социальной зависимости, социализм создает такие общественные условия, в к-рых трудовая, политическая и духовная жизнедеятельность людей обогащается новым содержанием.
Источник: Словарь по этике
СМЫСЛ ЖИЗНИ
понятие, раскрывающее самоценное значение человеческой жизни, ее нравственную оправданность. Смысложизненная проблематика связана с поиском «истины бытия» (смысл — от «с-мысл», т.е. «быть с мыслью»), к-рая одновременно выступает как «благо бытия», обладает безусловной обязывающей силой. Тема С.ж. всегда присутствовала в моральных рассуждениях: как разумное содержание «искусства жить» — у Сократа, идея высшего блага — у Платона, безусловная цель целей совершенной деятельности — у Аристотеля, атараксия — у Эпикура, божественное совершенство — у Иисуса Христа. Осмысление основополагающих норм и законов поведения (как, напр., золотое правило нравственности) также было связано с ответом на вопрос о том, какая жизнь является наилучшей. Однако особым термином и острой теоретической проблемой С.ж. становится только в Новое время. Это было обусловлено как социокультурными, так и гносеологическими причинами. Первые заключались в кризисных состояниях общественного сознания, порождавшихся переходом от приоритета религиозного культа к культу разума, а также последующим разочарованием в культе разума и идеалах Просвещения.
В гносеологическом плане поздняя проблематизация и терминологическое оформление темы С.ж. обусловлено тем, что она в структуре этики имеет итоговый, синтетический характер — ее адекватная постановка возникла после и на основе рефлексии критериев достойной, добродетельной жизни индивида (в античности) и высшего предназначения человека (в средние века), т.е. в результате совмещения рефлексии имманентного и трансцендентного, индивидуального и надындивидуального планов человеческой жизни. Поиск возможности такого совмещения при постоянном различении самих уровней бытия составляет нерв этических размышлений Нового времени. Р.Декарт исходил из самодостаточности разума и предлагал доверять его представлениям о С.ж, действуя так, как если бы жизнь действительно имела смысл: сегодняшний С.ж. имеет перспективу стать полным в результате развития человеческого разума до его абсолютного господства. Пафос понимания С.ж. Б.Спинозой состоял в утверждении задачи максимального слияния субъективной воли и объективной необходимости (в свободе), или познании жизни с т.з. вечности. По Т.Гоббсу, ДжЛокку и др. представителям эмпиризма, «конечная цель» и «высшее благо» — результат общественного согласия: С.ж. сводился к балансу «естественности» и цивилизованности, к технике общения и жизни в сообществе, предотвращающей «войну всех против всех». Все большая «приземленность» трактовок С.ж. свела его к правильно понятому интересу. Чистый принцип нравственности как фундамент смысложизненного отношения человека к миру выявляет И.Кант. На место «жизни» встает нравственная автономия воли, и С.ж. оказывается понятием, не прошедшим горнила критической процедуры разума, но сохраняющим практическое регулятивное значение. «Быть достойным счастья» — квинтэссенция С.ж. и результат безусловного уважения к нравственному закону. С.ж. связывается с сознательно родовым поведением, возможность к-poro, в свою очередь, обусловлена «трансцендентальным царством целей» по ту сторону эмпирического опыта. Посюсторонность С.ж. утверждал Г.В.Ф.Гегель; для него это «субстанциальная цель разума», требующая «сращения особенной и всеобщей воли».
В этом случае человек реально, до глубины души, обновляет свою жизнь, соединяет цель и содержание жизни, обнаруживая свое метафизическое «единобытие» с другими людьми, «тождество субъективных душ». С.ж. и назначение человека, по Гегелю, состоит в том, чтобы свободно жить содержанием и целями Субстанции. Для Л.Фейербаха субстанцией жизни выступает деятельная родовая сущность человека, стремящегося к счастью и устанавливающего не абстрактную, а практически реальную межчеловеческую гармонию. Основанием такой гармонии является «сердце», любовь, к-рая соединяет Я и Ты и, одновременно, возвращает человеку его собственную сущность. Существенные изменения в понимании С.ж. произошли в 19 в., когда философия вступает в т.н. постклассический период, связанный с резким поворотом в сторону мировоззренческого пессимизма и акцентированного персонализма. Более того, проблематизация С.ж., когда было поставлено под сомнение само его наличие, является одним из важных признаков, обозначающих границу между философской классикой и современностью. Наиболее рельефно это изменение обнаружилось в философии А.Шопенгауэра и С.Кьерксгора.
С т.з. Шопенгауэра, мир в своей основе есть слепая воля к жизни, дробящаяся на поверхности (в представлении) на множество объективации.
В случае человека, наделенного разумным познанием, объективация воли оборачивается беспредельным эгоизмом. Его уделом оказывается вечная неудовлетворенность, поскольку страдание неотвратимо, а счастье иллюзорно. Шопенгауэр называл существующий мир «наихудшим из возможных», обозначив тем самым разрыв с предшествующей эпохой, исходившей из убеждения, что мир является в своей основе разумным, «наилучшим из возможных» (Г.В.Лейбниц). Кьерксгор резко выступил против панлогизма и объективизма Гегеля, за человеческую личность в ее конкретности и неповторимой индивидуальности, к-рая раскрывается в отношении личности к Богу. Новое понимание С.ж., обязывавшее человека брать на себя всю ответственность за свое осмысленное существование, лишавшее его в этом отношении возможности спрятаться за объективные основания, по сути дела предельно его этизировало. При таком подходе смысложизненная проблематика становится по преимуществу вопросом моральной решимости. Эту позицию можно понять так, что человек сам должен наполнить жизнь смыслом, к-рого она лишена в своих объективных измерениях. Наиболее цельно ее выразил А.Камю своей философией абсурда, заявив, что «абсурд имеет смысл, когда с ним не соглашаются». Проблематика С.ж. имела особое значение для рус. философии кон. 19 - нач. 20 в., к-рая стремилась осуществить целостный когнитивно-ценностный подход к жизни человека, различая при этом се эмпирический и метафизический уровни; напр., С.Л.Франк в сверхэмпирическом и абсолютном в человеке усматривал то «неизъяснимое высшее начало», к к-рому, собственно, и приложимо специфическое рус. слово «правда». Рус. философы рассматривали смыслополагание и целеполагание как органически близкие жизненные задачи человека, а по критерию абсолютности выделяли цели естественные (первозданные) и искусственные, относительно и абсолютно ценные цели. Суть вопроса о высшей цели жизни состояла не столько в том, что она собой представляет (здесь преобладала негативная оценка гедонистической и утилитаристской трактовок С.ж.), сколько в том, где она находится: в самой жизни или вне ее? Связь трансцендентного и имманентного планов С.ж. мыслилась как основная, определяющая все содержание нравственности (Е.Н.Трубецкой, В.С.Соловьев, Л.Н.Толстой, Н.О.Лосский, Франк и др). Ю.Ш.Стрелец Как ценностная форма сознания С.ж. отличается от «жизненных впечатлений», поскольку в представлении о С.ж. отражаются не переживания человека от событий в собственной жизни или ожидания в отношении возможного благополучия и счастья. Понятие С.ж. отличается и от «объяснения» жизни, поскольку в объяснении устанавливаются причины происходящего и достигается понимание жизни.
В С.ж. отражается образ не реально случившейся и осуществляющейся, но должной жизни.
В моральной философии, начиная с Демокрита и Сократа, С.ж. связывается с представлением не просто о должной, но о необходимо достойной жизни, отвечающей высшим (духовным) ценностям. Развивая эту традицию, Соловьев опровергал эстетическую трактовку С.ж. Ф.Ницше, согласно к-рому смысл заключается в жизни, воплощающей силу и величественную красоту. Последнее, по Соловьеву, приемлемо лишь при допущении, что и сила, и красота сопряжены с добром; С.ж. заключается именно в добре. И хотя в религиозных этиках последнее в конечном счете выражается в разного рода сотериологиях (учениях о спасении), с собственно моральной т.з. (ср. Аскетизм, Совершенство), С.ж. заключается в воплощении человеком идеала во всем разнообразии своих отношений с другими людьми, с отечеством и с миром. Вместе с тем разработанная Ницше методология генеалогического изучения морали, получившая косвенное продолжение в психологии 20 в., в частности, в постфрейдистском психоанализе, позволила прояснить социально-психологические механизмы формирования у индивида представления о С.ж. как выражения особого рода ориентировочной потребности потребности в С.ж. Эта потребность формируется под влиянием: а) тех условий, в к-рых проходит изначальная активность ребенка: действия ребенка должны соответствовать не только конкретным практическим целям, но тем требованиям, к-рые предъявляют ребенку взрослые; б) ожиданий самого индивида в отношении результатов конкретных видов своей деятельности, обобщаемых со временем на основе практического опыта в представления о желаемом успехе; в) требований и ожиданий окружения, группы; г) а также договоренностей с конкретными другими людьми; д) личного стремления быть полезным другим ради них самих; е) требования личности к самой себе: быть совершенной - совершенной в соответствии с высшим стандартом. Такой подход к С.ж. дает возможность раскрыть в этом представлении внутреннюю ценностную динамику и тем самым показать, что помимо фундаментальной оппозиции осмысленности и бессмысленности (абсурдности) жизни, выявляемой в экзистенциальном противопоставлении жизни и смерти, продуктивным оказывается и анализ процесса осмысления жизни с т.з. степени ее нравственного совершенствования и духовного возвышения. Лит.: Лббаньяно Н. Мудрость, философия и проблемы нашей жизни. СПб.: Алетейя, 1998; Аристотель. Никомахова этика //Аристотель. Соч. в 4т. Т. 4. М.: Мысль, 1984; Кант И. Метафизика нравов // Кант И. Соч. в 6 т. Т. 4 (2). М.: Мысль, 1965; Камю А. Миф о Сизифе: Эссе об абсурде // Камю А. Бунтующий человек. М.: Политиздат, 1990; КьеркегорС. Страх и трепет. М : Республика. 1993; Лосский И.О. Условия абсолютного добра. М.: Республика, 1991; Мур Дж. Принципы этики. М.: Прогресс, 1984; Обуховскии К. Психология влечений человека [IXJ. М.: Прогресс, 1972; Смысл жизни в русской философии: Конец XIX - начало XX века. СПб.: Наука, 1995; Смысл жизни. Антология. М.: Прогресс-Традиция, 1994; Толстой Л.Н. Путь жизни. М.: Республика, 1993; Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М.: Республика, 1994; Франка В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990; Фромм Э. Здоровое общество [III] // Фромм Э. Мужчина и женщина. М.: ACT, 1998, Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М.: Прогресс, 1992.
Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001