СМЫСЛ и ЗНАЧЕНИЕ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ
понятия, задающие разные формы содержания и понимания. Очень часто С. и З. понимаются как синонимы, но в современной логике и методологии науки их различают. З. знака — обозначаемый им объект бытия (предмет), а С. знака — идеальное содержание такого обозначения, позволяющее понять этот знак. Знаки естественного языка имеют свойство естественной интерпретации, т.е. каждый владеющий естественным языком интуитивно понимает его С. и З. Для формальных языков для получения С. и З. необходима интерпретация.

Источник: Философский словарь инженера. 2016

ЗНАЧЕНИЕ И СМЫСЛ
две характеристики оригинала, представляемые языковым выражением в качестве его знака. Значением является предмет или класс предметов, обозначаемый языковым выражением. Смысл — это указание на признаки предмета или класса предметов. Так, значением выражения «первый космонавт на Земле» является конкретный человек, Ю.А. Гагарин. Смысл приведенного выражения состоит в том, что Гагарин, во-первых, был космонавтом, во-вторых, тем космонавтом, который первым совершил космический полет. Современное понимание терминов 3. и с. восходит к идеям Г. Фреге.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

ЗНАЧЕНИЕ И СМЫСЛ
в широком плане функции вещей, явлений, событий и т.д., к-рые они выполняют в деятельности людей. Для производственной и познавательной деятельности человека чрезвычайно существен вопрос о значении (смысле) различных языковых выражений (входящих как в естественные, так и искусственные языки). В философии, логике и языкознании под значением (смыслом) выражений, в частности, понимаются обозначенный предмет, мысль о предмете, совокупность операций, совершаемых с определенным предметом, и т. д. Диалектический материализм рассматривает значение (смысл) выражений языка в неразрывной связи с отражением объективной реальности в сознании людей. В ряде научных дисциплин (напр., в логической семантике, структурной лингвистике и т. д.) проводится четкое разграничение понятий 3. и с. Под значением понимается предмет (или класс предметов), к-рый обозначается данным языковым выражением, а под смыслом (смысловым значением) — мысленное содержание, несомое данным знаком или выражением. Напр., выражения «Столица СССР» и «Самый большой город в СССР» обозначают один и тот же предмет, т. е. имеют одно значение, однако смысл, мысленное содержание их различны. В логической семантике исследуются взаимоотношения 3. и с. различных языковых выражений, в частности устанавливаются критерии равенства смыслов и т. д. Логическая проблематика 3. и с. исследовалась в трудах Милля, Фреге, Пирса, Рассела, Карнапа и др. Разработка теории 3. и с. в 20 в. стимулируется составлением программ для электронно-вычислительных машин, моделированием интеллектуальной деятельности и т. д.

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

Значение и смысл.
 1. Значение к.-л. вещи есть то, чем она является для общественной практики, зависит от функций, к-рые она выполняет в деятельности людей. Это значение определяется действительной объективной сущностью вещи, ибо она выполняет лишь те функции, к-рые определяются ее собственной природой. 0 практическом значении вещи люди информируют друг друга при помощи различных языковых знаков. В языке практическое значение вещей фиксируется, закрепляется и сохраняется в значении слов. Смысл — это конкретизация значения в соотнесении его со значением др. слов или с предметной ситуацией. Соотношение, взаимосвязь значений, порождающая их смысл, определяется либо объективными факторами действительности и объективной логикой рассуждения, либо субъективными факторами: желаниями, стремлениями, общественными (в т. ч. и классовыми) и личными целями и намерениями человека, и т. п. И только общественная практика приводит тот или иной смысл объективных значений в соответствие с сущностью реальных вещей и явлений. Она отбрасывает субъективистские искажения и закрепляет то смысловое многообразие, к-рое воспроизводит реальное многообразие конкретного. 2. В науке о языке под значением (лексическим значением) понимают смысловое содержание (смысл) слова. Характерной особенностью слов является, как правило, наличие у них различных значений, а также изменчивость их смыслового содержания. В силу этих причин значение слов сильно зависит от контекста и ситуации, в к-рой употребляются слова. 3. Понятия 3. и с. языковых выражений, обозначающих к.-л. объекты, уточняются в логической семантике. Под значением языкового выражения обычно понимают тот предмет или класс предметов, к-рый обозначает (называет) данное выражение, а под смыслом выражения — его мысленное содержание, т. е. ту заключенную в данном выражении информацию, благодаря к-рой происходит отнесение выражения к тому или иному предмету. Напр., значением выражений «Вечерняя звезда» и «Утренняя звезда» является один и тот же предмет — планета Венера, в то время как их мысленное содержание, их смысл различен. В совр. логике различение 3. и с. восходит к Фреге. Изучение вопросов, связанных с критериями равенства смыслов (синонимии) языковых выражений, составляет одну из задач логической семантики (Имя).

Источник: Философский словарь. 1963

ЗНАЧЕНИЕ И СМЫСЛ
1.) 3. предмета есть та объективная его функция, к-рую он выполняет в деятельности людей, в процессе их общения. Т. к. исторические способы предметной деятельности есть одновременно и способы общения людей, то все разнообразные предметы деятельности (и — соответственно — познания) выполняют роль общезначимого средства общения и тем самым обладают 3. Следовательно, 3. к.-л. предмета (как и сама его объективная функция в процессе общественно-исторической деятельности людей) определяется его объективной сущностью, он выполняет лишь те функции, к-рые соответствуют его собственной природе. В языке 3. предметов деятельности сохраняется в 3. слов. С.— это конкретизация 3. предмета в речевом или непосредственно деятельностном соотнесении его со 3. слов или .с предметной ситуацией. Соотношение 3., порождающее особый их С., определяется либо объективными факторами действительности и объективной логикой рассуждения, либо субъективными факторами: желаниями, стремлениями, общественными (в т. ч. и классовыми) и личными целями и мотивами; Теоретическое понятие о предмете, воспроизводящее в своем развитии реальные противоречия породившего его процесса, прежде всего общественная практика как осуществление этого понятия в действительности, приводят тот или иной С. в соответствие с сущностью реальных вещей и явлений, помогают отбросить субъективистские искажения и закрепляют то смысловое многообразие, к-рое воспроизводит реальное многообразие конкретного. 2.) В науке о языке под 3. (лексическим 3.) понимают смысловое содержание (С.) слова. Характерной особенностью слов является, как правило, наличие у них различных 3., а также изменчивость их смыслового содержания. В силу этих причин 3. слов сильно зависит от контекста и ситуации, в к-рой употребляются слова. 3.) Понятие 3. и с. языковых выражений, обозначающих к.-л. объекты, уточняется в логической семантике. Под 3. языкового выражения обычно понимают тот предмет или класс предметов, к-рый обозначает (называет) данное выражение, а под С. выражения — его мысленное содержание, т. е. ту заключенную в данном выражении информацию, благодаря к-рой происходит отнесение выражения к тому или иному предмету. Напр., 3. выражений “Вечерняя звезда” и “Утренняя звезда” является один и тот же предмет — планета Венера, в то время как их мысленное содержание, их С., различно. В совр. логике различение 3. и с. восходит к Фреге. Изучение вопросов, связанных с критериями равенства С. (синонимии) языковых выражений, составляет одну из задач логической семантики (Имя).

Источник: Философский энциклопедический словарь

СМЫСЛ и ЗНАЧЕНИЕ
понятия, задающие разные формы осуществления основной языковой связи "знак - означаемое" в процессах понимания и в системе языка. Содержание этих понятий в логике (логической семантике), лингвистике и семиотике различно. В логической семантике, в традиции, идущей от Фреге, 3. языкового выражения (предметным 3.) называют его денотат, т.е. тот предмет (или класс предметов), который обозначается этим выражением. С. же называют то мысленное содержание, которое выражается и усваивается при понимании языкового выражения. В классической формальной логике понятиям 3. и С. соответствуют понятия "объема" и "содержания". В лингвистике распространена другая различительная схема (т.наз. "треугольник Огдена-Ричардса"), где понятие 3. конкретизируется как лексическое 3. слова (языковое употребление), а С. - как субъективный образ, возникающий при понимании текста (речевое употребление). В различных философских подходах понятия С. и 3. также интерпретируются по-разному, а иногда и отождествляются. Так, в феноменологии акцент делается на интенциональной природе сознания, что обращает к феноменальности С. На феноменальном уровне С. и 3. естественно неразличимы и отождествляются с активностью самого сознания и формой его существования. В лингвистической философии (в традиции Витгенштейна) распространена трактовка 3. как "способа употребления" знаков в коммуникативных контекстах "языковых игр". В герменевтике С. и 3. рассматриваются в неразрывной связи с определенными историческими способами "истолкования" и "интерпретации". Особый подход к проблеме С. и 3. разрабатывался О.И.Генисаретским и Г.П.Щедровицким в рамках системо-мыследеятельностной (СМД) методологии. Предложенные ими понятийные схемы С. и 3. ориентированы, с одной стороны, на соссюровское различение речи и языка (синтагматики и парадигматики), а с другой стороны, на системодеятельностные представления и принципы. Идея деятельности рассматривалась Щедровицким как главный объяснительный принцип в отношении языковых и семиотических явлений, процессов коммуникации и понимания. В этом контексте проблема С. и 3. выступала как проблема объяснения знака как целостного образования в деятельности, и одновременно как популятивного объекта, имеющего множественные формы существования в процессах коммуникации и трансляции. В принятых в СМД-методологии системных различениях, С. - это структурное представление процессов понимания. С. есть структурный коррелят самого понимания, задающий, однако, согласно принципам системодеятельностного подхода, особую форму существования знаков, отличную от их существования в феноменальной процессуальности понимания. На уровне актов коммуникации эта форма существования реализуется неявно, через знание о С., т.е. через знание коммуницирующих людей о том, что С. - это общая соотнесенность и связь всех относящихся к понимаемой ситуации явлений. Это знание организует понимание таким образом, что человек может фиксировать функциональные характеристики элементов ситуации относительно друг друга и относительно ситуации в целом, и может устойчиво воспроизводить эти характеристики во вторичных текстах. Именно это обычно имеют в виду, когда говорят о том, что "понят смысл текста" или "ситуация осмысленна", т.е. речь идет о переводе структуры С. в набор функциональных характеристик текста и относящихся к ситуации предметов. Эта особенность С. осуществляться через знание о нем, открывает широкое поле для различных герменевтических стратегий, использующих разные наборы рамочных "знаний о С." для организации понимания в определенных культурно-исторических формах. Использование схем С. в коммуникации значительно изменяет организацию интеллектуальных процессов, что является основой для разработки различных коммуникативных и интеллектуальных технологий. Если С. задает форму существования знаков и языковых выражений в актуальной коммуникации, то 3. задает их форму существования в процессах трансляции, в системе культуры или, в терминах Соссюра, в системе языка. 3. - это искусственные знаковые конструкции, выступающие как дополнительные культурные средства организации понимания. 3. закрепляют нормативное содержание знаков и языковых выражений, фиксируемое в парадигматике. Возникая в системе трансляции культуры и языка, 3. получают одновременно и вторичную форму существования в "знаниях 3.", фиксирующих различные способы их употребления, и в таком качестве присутствуют в актуальной коммуникации. В целом, между С. и 3. устанавливаются сложные отношения взаимного рефлексивного поглощения и имитации - 3. имитируют фрагменты и связки структур С., при этом сами конструкции 3. подлежат пониманию, порождая тем самым "вторичные" и "оискусствленные" С. С другой стороны, по отношению к 3., С. выступают как их "оестествление" и реализация в ситуациях коммуникации. С., в отличие от 3., всегда ситуативны, связаны с феноменальным процессом понимания, поэтому помимо нормативного содержания 3., они определяются множеством иных факторов: ситуацией, с которой связано понимание, самоопределением человека, его установками, ценностями и целями, знаниями, структурами деятельности и многим другим. В рамках современной философии постмодерна проблема С. и 3. артикулируется в радикально ином ключе, что связано с базовой для постмодерна презумпцией "метафизики отсутствия" по отношению к тексту, подлежащему реконструкции "трансцендентного означаемого" (см. также Знак, Нарратив, "Смерть субъекта", Пустой знак, Означивание, Означаемое, Означающее, Трансцендентальное означаемое).

Источник: История Философии: Энциклопедия