(р. 12.3.1958) — спец. по истории филос; д. филос. н. Р. в Москве. Окончил соц.экон. ф-т Ин-та стран Азии и Африки при МГУ, заочную асп. ИФ АН СССР (1989). С 1989 работает в ИФ РАН (прежнее название — ИФ АН СССР): ст. н. с, с 1998 — вед. н. с. (Центр восточных филос). С 2006 — зам. директора ИФ РАН, чл.-корр. РАН. Канд. дисс. — «Философия Ибн Араби (1165-1240)» (1989), докт. дисс. — «Процедуры формирования смысла в средневековой арабомусульманской философии» (1998). Осн. проблематика иссл. — логич. основания историко-филос. процесса, логика единства и развития филос. мысли, в том числе на примере арабской цивилизации. С. разработана концепция (названная им «логика смысла»), согласно к-рой процедура смыслополагания, осуществляемая на пути от означающего к означаемому, сводится к формированию логико-смысловой конфигурации и имеет стандартный (нормативный) характер, а потому м. б. строго описана. Согласно С, процедуры смыслополагания совершаются объективно, но нерефлективно, не осознаются без эксплицитного на них указания. Логико-смысловые процедуры различны в разных культурах, и «собственное лицо» культуры («морфология культуры» по Шпенглеру) в значительной степени определяется характерной для нее логикой смыслополагания. Развитие логико-смысловой теории С. органично связано с его исследованиями по сравнительной филос: расхождения между сравниваемыми системами (философов западных, рус. и арабо-мусульм.) трактуются как следствие логико-смысловых различий, для выявления к-рых используются разработанные С. методы «контрастного понимания», «взаимной переформулировки» и т. д. Результаты логико-смысловой теории применены С. при разработке концепции историкофилос. процесса в класс, арабо-мусульм. цивилизации. Согласно С, филос. обретает самосознание в осмыслении собственной истории, понятой универсально, а история филос. есть процесс осуществления интенций осмысления Универсума, дающих импульс развития соответствующей культуре.
Соч.: Путь к Истине: Ибн Араби и Николай Бердяев // Параллели (Россия — Восток — Запад): Альманах философской компаративистики. Вып. 1. М., 1991; Философия Николая Кузанского и Ибн Араби: два типа рационализации мистицизма // Бог, человек, общество в традиционных культурах Востока. М., 1993; Великий шейх суффизма (опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби). М., 1993; Существует ли «всемирная история», или проблема преодоления чуждости чужого // Историкофилософский ежегодник-1994. М., 1995; Введение, перевод с арабского, комментарии // Аль-Кирмани, Хамид ад-Дин. Успокоение разума. М., 1995; Справедливость (опыт контрастного понимания) // Средневековая арабская философия: Проблемы и решения. М., 1998; Соизмеримы ли основания рациональности в разных философских традициях? Сравнительное исследование зеноновских апорий и учений раннего ислама // ВФ. 1999. № 3; Логика смысла. Теория и ее приложения к анализу классической арабской философии и культуры. М., 2000; Классическая арабо-мусульманская этическая мысль // История этических учений. М., 2003; Логико-смысловые основания арабо-мусульманской философии. М., 2005; История классической арабской философии // Вестник Рос. гуманит. науч. фонда. 2006. № 1.
СМИРНОВ Андрей Вадимович
СМИРНОВ Андрей Вадимович
Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009