СМИРЕНИЕ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СМИРЕНИЕ
добродетель, проповедуемая буддизмом, христианством, исламом и др. религиями; связана с идеей божеств, провидения. С. практически означает самоунижение, самоумаление личности, добровольное рабство, покорность перед насилием. С. подавляет самостоятельность и веру в свои силы, гасит революц. энергию, иалравл. на соц. переустройство. Науч. атеизм, отвергая релит. С., утверждает веру в человека, в его силы.

Источник: Атеистический словарь

СМИРЕНИЕ
покорность-добродетель, которая может возникнуть от сознания, что совершенство (божество, нравственный идеал, возвышенная цель), к которому человек стремится, остается бесконечно далеким. Смиренное поведение по отношению к внешнему миру исключает неистинное смирение, представляющее собой собственно самоуничижение и рабскую покорность. Истинное смирение составляет нравственную гордость, смысл которой состоит в том, чтобы соизмерять свои силы с недостижимым.

Источник: Философский энциклопедический словарь

СМИРЕНИЕ
проявление духовной мощи в победе над эгоцентрической ориентацией, искажающей все стороны жизни, мешающей человеку увидеть мир в истинном свете; глубокое внутреннее состояние духа, направленное на борьбу с больным самомнением человека; героическое преодоление эгоизма в пользу теоцентризма, мировой жизни, осуществить которое может только сам человек; требует от человека видеть центр бытия не в себе самом, а в Боге; не тождественно покорности, поскольку ему всегда сопутствует духовная свобода.

Источник: Русская философия: терминологический словарь.

СМИРЕНИЕ

- одна из высших добродетелей в христианской этике, противополагаемая гордости (гордыне). Нередко по ошибке смирение отождествляют с бездумным и безответственным послушанием каким-то авторитетам не от Бога, или тупой покорностью навязываемым жизнью обстоятельствам, но в действительности смирение - жизнь в мире с Богом, свободное и мужественное согласие с Его волей, ученичество у Христа и готовность брать на себя проблемы, которые из этого проистекают, несение креста. "Смирение, которому учит христианство, - по существу величайшее дерзание; с точки зрения мудрости века сего - непростительная дерзость, верх оптимистического безумия. Всерьез признать себя малым и ничтожным перед Богом - значит всерьез поверить, что стоишь в неком реальном отношении к Богу" (С.Аверинцев).

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

СМИРЕНИЕ
(покорность) (Demut) — добродетель, которая может возникнуть от сознания, что совершенство (божество, нравственный идеал, возвышенная цель), к которому человек стремится, остается бесконечно далеким. Смиренное поведение по отношению к внешнему миру исключает неистинное смирение, которое представляет собой собственно самоунижение и рабскую покорност Согласно Ницше, смирение принадлежит к опасным и лживым идеалам, за которыми скрывается малодушие и слабость, а отсюда предание себя Богу. Истинное смирение составляет нравственную гордость, смысл которой состоит в том, чтобы соизмерять свои силы с недостижимым. В рамках философской сферы основная позиция подлинного философа перед действительностью характеризуется как «смирение перед бытием».
Buytendijk. Erziehung zur D., dt. 1928; H. Kanz. Über das Wesen der Seinsdçmut, in: Philos: Jahrbuch, 64 (1965).

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

СМИРЕНИЕ
моральное качество, характеризующее отношение человека к самому себе и выражающееся в принижении своего достоинства, в неверии в свои силы и умалении своих возможностей, в покорности по отношению к внешним силам, в готовности подчиниться судьбе, признать свое поражение, отказаться от надежд на лучшее будущее. Социально-историческими причинами, спосоо-ствующими распространению настроений С-, является действительное бессилие человека в эксплуататорском об-ве, где социальные закономерности выступают в виде слепых, не поддающихся контролю стихийно действующих сил. Проповедь С. в эксплуататорском об-ве имеет определенные идеологические цели; внушение массам мысли о невозможности создания лучшего об-ва, подавление их стремления к борьбе за социальную справедливость. Именно такую роль объективно играет требование С,, напр., в христианской религии. «Социальные принципы христианства,-пишет К. Маркс,-превозносят трусость, презрение к самому себе, самоунижение, смирение, покорность, словом -все качества черни, но для пролетариата, который не желает, чтобы с ним обращались, как с чернью, для пролетариата смелость, сознание собственного достоинства, чувство гордости и независимости -важнее хлеба» (т. 4, с. 204-205). Обоснование С. мы находим и в совр. этических учениях, напр. в неопротестантизме и экзистенциализме, где утверждается, что человеку «не дано стать богом», совершенством, к к-рому он стремится; неблагоприятные обстоятельства якобы не преодолеваются человеком, а принимаются им. Коммунистическая нравственность, основываясь на принципе оптимизма, опровергает идею С. Исходя из учения марксизма о безграничности исторических возможностей человека, она требует от людей неустанно стремиться к поставленной цели, не примиряться с враждебными человеку обстоятельствами, а преодолевать их, несмотря на трудности и временные поражения; искоренять недостатки в себе и быть требовательным к окружающим, непримиримым ко всякому злу.

Источник: Словарь по этике

Смирение
(Humility).
В миру к этой добродетели обычно относятся с предубеждением. Ее слишком часто путают с самоуничижением, самобичеванием или традиционным самообозначением грешников, называющих себя "смрадными и жалкими червями". В христианской же традиции смирение высоко ценится. У Варнавы оно входило в его "внутренний пост"; Златоуст называл его "основанием нашей философии"; Августин говорил: "Если вы меняспросите, каково первое наставление христианской веры, я отвечу: первое, второе и третье  смирение".
Фома Кемпийский и Бернар Клервоский считали, что подражание Христу невозможно без смирения. Лютер осуждал тех, кто "вместо того, чтобы быть смиренными, хотят прославиться смирением": "Если человек не всегда смиренен, доверяет себе, не опасается собственного разумения... страстей... и воли, то он не долго может воздерживаться от греха. Истина обходит его стороной". Смирение это "восприимчивость к благодати", сама суть веры.
Кальвин считал, что только смирение возвеличивает Бога. Оно предполагает самоотречение верующий перестает быть самоуверенным и самодовольным. (Кальвин настоятельно просил похоронить его в безымянной могиле.) Пуритане отстаивали смирение и видели в нем противоядие от самодовольства, требующее постоянной самопроверки. Дж. Эдварде говорил, что смирение  пробный камень религиозных чувств.
Подобное восприятие вызвано убежденностью в том, что грешный человек сотворен из праха, полностью зависит от Творца и может гордиться лишь тем, что Бог помнит и посещает его (Пс 8:56). Господь живет со смиренными (Ис 57:15) и требует, чтобы человек ходил перед Ним смиренномудро (Мих 6:8). Позднее это убеждение столкнулось с законническим учением о заслуге. То, как настойчиво ап. Павел осуждает превозношение, показывает, что христианство выбило почву изпод ног у фарисеев.
Иисус говорил, что в Царство Божье можно войти, лишь умалившись как дитя. Для этого необходима "чистая восприимчивость", готовность забыть о себе и смиренно принять милость, не думая о своих заслугах и ущербе своему самолюбию, полностью доверяя доброте Дающего. Чтобы это подтвердить, Христос умывает ноги ученикам, как раб. Он "уничижил Себя Самого... смирил Себя" (Флп 2:78). Поэтому кто хочет быть первым, должен быть всем рабом (Мк 10:43).
Смирение перед Богом влечет за собой смирение перед людьми ("...по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя",  Флп 2:3) и ск-ром ное мнение о себе ("...не думайте о себе более, нежели должно думать..."  Рим 12:3). Христианин знает: все, чем он владеет, он получил от Бога и без Христа не может творить ничего. Он помнит, что Бог противится гордым, а смиренным дает благодать, никогда не рассчитывает отплатить Богу за Его доброту, считает себя недостойным рабом и признает, что высшая добродетель не сознает себя (Мф 25:37). Он никогда не забывает, что избран, спасен и усыновлен Богом.
R.E.O. WH1TE(nep. А.К.)

Источник: Теологический энциклопедический словарь

СМИРЕНИЕ
нравственное качество, противоположное гордости и самомнению; одна из христианских добродетелей, характеризующих внутреннее состояние человека, при к-ром он не считает себя способным к самостоятельным добрым поступкам, а во всем уповает на Бога.
В античной классической лит-ре С. (греч. TaKeivocppauvri - смирение-смиренномудрие, ср. талаусосш; - смирение-унижение, ослабление; лат. humilitas) понималось в обыденно-житейском плане и преимущественно означало покорный образ мыслей, приниженность человека, убогость; С. граничило с робостью, слабостью. Даже при редком употреблении в одобрительном смысле (напр., для обозначения идеи подчинения законам божества у Платона или Плутарха) оно стояло в ряду таких понятий, как «скромность», «непритязательность» (Платон, Аристотель, Ксенофонт, Исократ), и рассматривалось в целом как психологическое качество.
В таком же ключе С. неоднократно раскрывалось в истории философии (напр., у Т.Гоббса, Б.Паскаля). Гоббс определяет С. как страсть, противоположную страсти к славе и проистекающую из сознания наших собственных недостатков; основанием С. как страсти служит представление о самом себе: если оно хорошо обосновано, то делает человека благоразумным, если плохо обосновано — подавляет его, порождая робость и пессимизм. И.Кант рассматривал С. как «... сознание и чувство ничтожности своей моральной ценности при сравнении с законом...»; при этом умаление достоинства своей личности оценивается негативно — оно противоположно «долгу перед самим собой». С. согласно Канту, приводит к двум противоположным морально негативным свойствам: с одной стороны, отказ от всяких притязаний на моральную ценность самого себя с целью обретения скрытой ценности ведет к нравственно ложному раболепию, с другой - стремление сравняться в С. с другими или превзойти их для создания себе большей внутренней ценности порождает высокомерие. Однако Кант не отвергает необходимость С. вообще, считая, что истинное С. должно неизбежно вытекать из нашего искреннего и точного сравнения с моральным законом, но из способности человека к такому «внутреннему законодательству» должно проистекать и «глубочайшее уважение к себе как чувство своей внутренней ценности». Понятие «С.» получает иное истолкование в христианской этике: его источником является истинная любовь к Богу, вера и надежда на него, обусловливающие признание человеком собственной греховности вообще — падения человеческой природы.
В Новом Завете это связано также со способностью признания и принятия Иисуса Христа как Искупителя. Согласно Св. Писанию, С. будучи противно амбициозности, честолюбию (Флп. 2:3), тщеславию и самоуверенности (Рим. 12:16—17), тесно связано с кротостью, долготерпением, снисхождением и прощением обид (Еф. 4:2; Кол. 3:12). Смиренномудрый почитает ближнего «высшим себя» (Флп. 2:3) и всегда «предупреждает его в почтительности» (Рим. 12:9—10). Для воспитания такого настроения человеку следует не признавать себя достойным чего-либо великого и не думать, что другой какой-либо человек был бы ниже его по достоинству, т.е. смиренный считает себя ниже всех.
В святоотеческой лит-ре (Иоанн Кассиан, Исаак Сирин, Василий Великий, Макарий Египетский и др.) понятие С. отождествляется со «смиренномудрием». Однако существует и различие данных понятий: если речь идет не только о «блаженном» состоянии человека, примиренного с землей и небом, т.е. о С. но об источнике данного состояния — «правильном образе мыслей» человека о себе и человечестве, внушенном Божественной Истиной, — тогда имеется в виду «смиренномудрие»; т.о., смиренномудрие является по преимуществу добродетелью ума. Но, как правило, оба понятия — «С.» и «смиренномудрие» — употребляются как синонимы (И.Брянчанинов).
В этико-психологическом плане христианское С. неразрывно связано с чувством любви человека к Богу — глубоким ощущением и сознанием того, что человек сам по себе ничтожен, беспомощен и слаб, а если и достигает чего-либо, то исключительно благодаря милости Божьей (по словам преп. Макария, истинные христиане испытывают горячую и неудержимую любовь к Богу, и чем более преуспевают в ней, тем более признают себя нищими, скудными и ничего не приобретшими). Проявление любви христианина к ближнему заключается в том, чтобы во многом отказывать себе самому, лишь бы помочь брату; все сделанное для брата кажется ему недостаточным, и он готов увеличить свои благодеяния, оказать услугу, какой бы унизительной она ни казалась с т.з. общепринятых представлений (Исаак Сирин). Отталкиваясь от наставления ап. Павла: «Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью» (Рим. 12:10), — Исаак Сирин рекомендует при встрече с ближним принуждать себя оказывать ему честь выше меры его, по разлучении же с ним говорить о нем только хорошее; если человек приобретает навык так поступать, то в нем запечатлевается «добрый образ», он приобретет высокое С. Проникнутая С. любовь к ближним распространяется на всех людей — без различия национальности, религиозных убеждений, поведения; подобное настроение связано также с жалостью не только ко всем людям, но и ко всему Творению (Исаак Сирин). Наиболее развернутое представление о С. дает Иоанн Лествичник, раскрывая красоту этого понятия и определяя его как высочайшее данное свыше «сокровище», качество к-рого невозможно изъяснить никакими словами, как «царицу добродетелей», «безыменную благодать души»; достичь смиренномудрия можно через «нестяжательность», уклонение от мира, утаение своей мудрости, простоту речи, прошение милостыни, скрытие благородия, изгнание дерзновения, удаление многословия. Лествичник усматривает признак глубочайшего С. в принятии человеком на себя такой вины (ради уничижения), к-рой за ним нет; человек смиренномудрый «...кроток, приветлив, удобоумилен, милосерд, паче же всего тих, благопокорлив, беспечален и... бесстрастен»; смиренный ненавидит всякую «...славу и похвалу человеческую, отгоняет от себя раздражительность и гнев». Лествичник называет смиренномудрие «искоренителем страстей», способным возвести душу человека «из бездны грехов на небо». С. служит отражением религиозно-нравственного стремления человека к совершенству: чем выше он поднимается нравственно, тем в большей степени осознает себя грешником.
В этом смысле С. является как бы «фундаментом и связью всех благ» и, в частности, «основанием» христианского «гносиса», христианского аскетизма и всего того, что определяется понятием христианского «любомудрия» (Иоанн Златоуст). Как христианская добродетель С. не является пассивно-созерцательным состоянием человека, ослабляющим и принижающим его самосознание, наоборот, оно характеризуется полным напряжением всех его сил, связанным с его устремленностью к религиозно-нравственному идеалу — жизнью человека по образу Божьему, единением его с Богом на основе любви; однако эта жизнь, постоянно «осуществляемая и никогда не осуществимая», приводит человека к действительному осознанию своей несостоятельности и несовершенства. Т.о., христианский идеал, определяющий высочайшее назначение человека - достижение им богоподобия, — в то же время способствует возникновению глубочайшего С; при этом человек постоянно осознает собственное недостоинство, тем самым подтверждая «бесконечное значение своей личности, как носящей в себе высшее сознание бесконечного идеала» — именно в этом, по СМ.Зарину, раскрывается высокое не только нравственное, но и метафизическое значение добродетели С. Наряду с осознанием ничтожности своей жизни и собственного служения христианин осознает высокую значимость служения Христу.
В этом смысле каждый момент жизни христианина высоко значим, поскольку совершается «силою Христа, для Христа, во славу Его». Образцом истинно христианского С. является ап. Павел, называвший себя «наименьшим из Апостолов», «недостойным называться Апостолом», но также говорившим о себе: «благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их [т.е. других апостолов] потрудился; не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1 Кор. 15:9—10). С. имеет, согласно Зарину, не только методологическое значение, способствуя продвижению христианина по пути религиозно-нравственного совершенствования, но и значение мистическое, раскрываемое наиболее углубленно Исааком Сириным. С. мистично и по своему источнику, и по своему значению; это «таинственная сила», к-рую получают через особую благодать совершенные святые вследствие своего подвижничества; С. важно, поскольку делает человека способным к восприятию тайн, раскрывающихся только «смиренномудрым», к-рые оказываются способными принять внутрь себя Духа откровений. Лит.: Брянчанинов И. Поучение в неделю о слепорожденном // Брянчанинов И. Собр.соч. Т. 4. М.: Правило веры, 1993; Зарин СМ. Аскетизм по православно-христианскому учению: Этико-богословское исследование [Гл. VII, VIII]. М.: Православный паломник, 1996; Лествичник И. Лествица, возводящая на небо 125]. М.: Правило веры; Моск. Сретенский монастырь, 1996; Хоружий С.С. К феноменологии аскезы. М.: Изд-во гуманитарной лит-ры, 1998. И. Я. Михее ва

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001



Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
255.15 кб

Смирение и протест в христианстве

Жилина У. В.
В статье рассматриваются представленные в христианстве этические проекты смирения и протеста.
Читать PDF
5.99 мб

Смирение и его формы

Жилина Ульяна Владимировна
Необходимость смирения с окружающими условиями сопровождает человека на протяжении всей жизни. Значимость роли смирения послужила основанием его оценки рядом мыслителей как добродетели.
Читать PDF
1.45 мб

Христианская добродетель смирение

А. А. Бронзов
Читать PDF
5.57 мб

Об отношении человека к природе: от смирения маркиза де Сада к дерзновению Иммануила Канта

Федяев Д.М.
Рассматриваются две версии отношения к природе в их крайних формах. Позиция подражания природе представлена творчеством маркиза де Сада. Пафос покорения природы вариациями буквального прочтения гносеологии Иммануила Канта.