(24 мая 1870 – 11 сент. 1950) – южноафриканский философ – объективный идеалист, политич. и воен. деятель, фельдмаршал и премьер-министр ЮАС (ныне ЮАР). Учился в ун-тах Лейдена, Кембриджа и Страсбурга. Один из основателей холизма (см. Организмические теории).
СМЭТС, Ян Христиан
(24.5.1870, Бовенплатс, Капская пров. - 11.9.1950, Ирене, близ г. Претория), философ-идеалист; южноафр. политич. деятель, брит. фельдмаршал. Премьермин. ЮАС в 1919-24 и в 1939- 1948. Один из авторов устава Лиги Наций. В политич. соч. пропагандировал реакц. расистские теории. В полемике с дарвинизмом разработал филос. концепцию холизма, согласно к-рой в основе эволюционных процессов лежит активность нематериальных и непознаваемых «целостностей». Усматривал в них источник высших моральных ценностей людей. Концепция С. близка к теориям «творческой эволюции» Бергсона и эмерджентной эволюции Ллойд Моргана и Александера.
Источник: Советский философский словарь
Философская концепция Смэтса возникла в полемике с дарвинизмом и основывалась на методологическом принципе холизма. Смэтс понимает целое как центральное понятие философии, «последнюю реальность универсума», выраженную формулой «целое больше, чем сумма его частей». Целое объединяет в себе объективное и субъективное, материальное и идеальное. В основе эволюционных процессов лежит активность нематериальных и непознаваемых «целостностей». «Мы верим в эволюцию, но это больше не механическая эволюция прошлого или позапрошлого поколения, а творческая эволюция», — писал Смэтс. В ходе эволюции формы материи обновляются и преобразуются, приобретая новые качества и порождая новые объекты. Закон сохранения материи при этом не действует, внутренне активная материя «исчезает», сводится к энергии: «...сама материя — не что иное, как концентрированная, структурная...». Высшей конкретной формой органической целостности является человеческая личность и именно в целостности заключен, по Смэтсу, источник моральных ценностей людей. Принцип целостности как органическая мировая субстанция нерасчленим и недоступен для научного изучения, в отличие от другой составляющей любого явления — механической структурности, являющейся предметом изучения науки.
Соч.: Holism and Evolution. N. Y, 1926; Plants for a Better World. L., 1942.
Блюхер
Источник: Новая философская энциклопедия