Смертность человека

Найдено 1 определение
Смертность человека
(Mortality).
Едва ли нужно обращаться к силлогизму, известному со времен Аристотеля ("все люди смертны" и т.д.), чтобы убедиться в том, что человек смертен. Это самоочевидно. Невозможно оспорить тот факт, что мы родились; точно так же несомненно и то, что нам предстоит умереть. Нужно понять другое почему смерть неизбежна? В НЗ мы не найдем пространных рассуждений на эту тему, но встретимся с утверждениями: "...возмездие за грех  смерть..." (Рим 6:23); "...грех вошел в мир, и грехом смерть..." (Рим 5:12). Итак, наша подверженность смерти  не биологическая проблема, а теологическая. По вине человека нарушилась его связь с Богом, "животворящим мертвых и называющим несуществующее как существующее " (Рим 4:17), поэтому само существование человека лишилось корней, и он стал смертным. Лишь благодаря заместительной смерти и воскресению Иисуса Христа кончилась власть греха и христиане обрели избавление и исход из порочного круга греха и смерти (Рим 4:25; 5:6 и дал.; 1 Кор 15:3 и дал.; 2 Кор 5:14 и дал.; 1 Фес 5:10; Евр 2:9 и дал.; 1 Пет 3:18; Откр 1:1718). Отвергающие жизнь, дарованную Богом через Христа, обретают вместо нее "вторую смерть", т.е. такое состояние, в к-ром они пребывают, будучи навечно и неизбывно отлученными от Бога, Которого они презрели (Ин 8:21,24; 2 Фес 1:89; Евр 10:2627,31; Иуд 1213; Откр 20:1215).
Согласно теологическим взглядам адвентистов Седьмого дня, человек смертен, и только праведников после Второго пришествия Христа ожидает бессмертие, тогда как нераскаявшиеся грешники, включая Сатану, обречены на небытие, после того как они сгорят в огне в Судный день.
С точки зрения приверженцев "Христианской науки", неизбежностьсмерти  всего лишь иллюзия. Основательница этого движения, М. Бейкер Эдди, утверждала, что грех, страдания и смерть обретают мнимую реальность в глазах человека лишь по причине елабой веры и заблуждений его "смертного разума" до тех пор, пока Бог не разоблачит все это как иллюзии.
Э. Холмс, наиболее видный представительдвижения "Новая мысль", неотрицает реальности смерти, но не указывает какойлибо содержательной причины ее существования. Грех  это всего лишь слово, к-рое мы наделяем неверным смыслом; нет никаких грехов, есть только ошибки, и нет наказания  только последствия. Когда мы исправляем свои ошибки, то мы, по сути дела, прощаем сами себя.
К.Ранер, соглашаясь с тем, что смерть проистекает из человеческой греховности, тем не менее указывает, что отсутствие греха вовсе не означает вечного продолжения земной жизни. Она непременно должна иметь конец, но такого рода, чтобы окончательно завершилась личная жизнь в телесной форме без насильственного уничтожения физического состава человека через воздействие к.л. внешней силы. Такой конец, о к-ром говорит Ранер, был бы "смертью без умирания", чистым, активным утверждением цельного человека, к-рое осуществлялось бы изнутри и включало бы такую открытость всему космосу в целом, края ныне возможна лишь для тех, кто обрел спасение.
Из того, что человек смертен, можно сделать несколько важных выводов этического характера. Вопервых, хотя человек и не несет ответственности за сам факт своего существования, его неизбежный конец подразумевает определенные моральные обязательства. Право определять час рождения и смерти целиком принадлежит Богу. Когда заповедь Декалога предписывает "неубивай", это означает, что человек волен присвоить это право и навлечь смерть либо на самого себя, либо на своего ближнего. За это он несет ответственность.
Вовторых, конечность человека вносит нравственное содержание в ту жизненно важную сферу, края связана с произведением потомства. Мужчины и женщины, состоящие в браке и желающие иметь детей, должны отдавать себе отчет в том, что они порождают не только новую жизнь, но и существо, обреченное смерти. Это, безусловно, подразумевает моральную ответственность за жизнь ребенка. Христианские семьи должны понимать, что они отвечают и за христианское воспитание своих детей, крых необходимо подготовить к тому, что в конце жизни они неизбежно предстанут перед судом Божьим.
Втретьих, все вышесказанное включает в себя такие важные проблемы, как аборты, контроль над рождаемостью, эвтаназия, трансплантация органов человеческого тела, целый спектр вопросов, связанных с войнами, и многие другие.
F.R. Harm (пер. В. Р.) Библиография: W. Schmithals, NIDNTT, I, 43041; ?. В. Eddy. Science and Health with Key to the Scriptures; E. Holmes, The Science of Mind; F. R. Harm, How to Respond to the Science Religions; F.B. James, Truth and Health; K. Rahner, On the Theology of Death.
См. также: Условное бессмертие; Аннигиляционизм.

Источник: Теологический энциклопедический словарь