СМЕХОВАЯ КУЛЬТУРА
СМЕХОВАЯ КУЛЬТУРА
одна из главенствующих форм народной культуры, получившая свое наибольшее развитие в определенные исторические эпохи (напр., в античности, в западноевропейском и русском средневековье). Отличительной особенностью С. к. является то, что она существует в оппозиции к господствующей официальной культуре данного общества, и в этом смысле «смех созидает мир антикультуры» (Д.С. Лихачев), осознаваемый как «вторая жизнь народа, организованная на начале смеха» (М.М. Бахтин). С. к. выражает определенное мироощущение, основанное на понимании относительности общепринятых ценностей, неистинности и неправедности господствующей власти, правил поведения и нравственных норм. С точки зрения Бахтина, общими отличительными чертами этого смехового мироощущения являются его праздничность, всенародность, универсальность, т.е. направленность смеха и на самих участников праздника, и амбивалентность. За многовековую историю народного творчества С. к. выработала свои своеобразные формы, жанры, образы и язык. Ведущей формой западноевропейской С. к. является карнавал, включающий в себя различного вида площадные сценки и шествия, разнообразные имитации официальных церемоний и религиозных обрядов с обязательным участием шутов, дураков и ряженых. В древнерусской С. к. выработались свои характерные формы, к которым относятся пародия и балагурство, а среди наиболее самобытных словесно-площадных зрелищных явлений выделяются образы юродивых и юродство, которое занимало в древнерусском обществе промежуточное положение между С. и церковной видами культуры. Древнерусский народный смех был основан на мировоззрении, для которого «вселенная делится на мир настоящий, организованный, мир культуры — и мир не настоящий, не организованный, отрицательный, мир «антикультуры». В первом мире господствуют благополучие и упорядоченность знаковой системы, а во втором — нищета, голод, пьянство и полная спутанность всех значений» (Д.С. Лихачев). Общей особенностью С. к. является то, что она не только отрицает, развенчивает и разрушает, но и несет в себе созидательное начало, хотя бы на время утверждая всестороннее обновление мира. С. к. стала самобытным и значительным явлением в истории человеческого общества, превратившись в неотъемлемую часть городской культуры и глубоко повлияв на повседневную жизнь, мировоззрение людей и искусство целых исторических эпох. В отечественной науке фундаментальная и концептуальная разработка проблем средневековой С. к. была осуществлена в след. кн.: Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965; Лихачев Д.С., Панченко А.М. «Смеховой мир» Древней Руси. Л., 1976; Даркевич В.П. Народная культура средневековья. М., 1988.