p. 1947) - нем. философ. В работе "Критика цинического разума" (1983), закрепивший за ним репутацию сторонника постмодернизма, С. утверждает, что слабость философии XIX в. заключалась в попытке связать категории любви и знания. Она говорила о любви к знанию, и о знании через любовь. Это привело на деле к силе без знания и к знанию без силы. С. полемизирует с концепцией Адорно и Хоркхаймера, изложенной в их "Диалектике просвещения". Основной изъян просвещения для С. заключается в субъективном аспекте критики идеологии, низводящей оппонента до уровня вещи и рассчитанной на уничтожение противника. Для разрешения конфликта между знанием и властью он предлагает "средний путь" - через создание иного разума, просвещения и субъективности. Для С. доминантой современной культуры, как на личностном, так и на институциональном уровне, является цинизм - или просвещенное ложное сознание, или обновленное несчастное сознание, в котором просвещение "работает" с успехом, но без толку. Это сознание усваивает уроки просвещения, но не хочет и не способно применять их на практике. Здоровое и ничтожное одновременно, это сознание не чувствует потребности в идеологии, его ложность уже рефлексивно амортизирована. Возможность преодоления цинизма С. усматривает в возрождении традиции кинизма от Диогена до Швейка, в этом "воплощении самого сопротивления", противоположному современному понятию стабильности, ориентированной на самосохранение и рационализацию капиталистической культуры. В этой традиции С. видит единственный ориентир для левой интеллигенции после неудач Франкфуртской школы и глубокого кризиса западного марксизма.
Literatur und Organisation von Lebenserfahrung. Autographien der Zwanziger Jahre. Munchen, 1978; Kritik der zynischen Vernunft. Bde. 1-2. Fr./M., 1983; Der Zauberbaum. Fr./M., 1985; Der Denker auf der Buhne: Nietzsches Materialismus. Fr./M., 1986; Kopernikanische Mobilmachung und ptolemaische Abrustung. Fr./M., 1987; Zur Welt kommen - zur Sprache kommen: Frankfurter Vorlesungen. Fr./M., 1988; Eurotaoismus: Zur Kritik der politischen Kinetik. Weltfremdheit. Fr./M., 1994.
СЛОТЕРДАЙК Петер
СЛОТЕРДАЙК (Sloterdijk) Петер
Источник: Современная западная философия: словарь
СЛОТЕРДАЙК Петер
(р. 1947) — нем. философ, историк культуры, полит. аналитик; один из «внешкольных» академ. философов современности, к-рый считается ярким представителем философии постмодернизма. Проф. Высшей шк. дизайна в г.Карлсруэ. Осн. соч.: «Литература и организация жизненных стремлений. Рукописи за 20 лет» (1978), «Критика цинического разума» (В 2 т. 1983), «Мыслитель на сцене: материализм Ницше» (1986), «Евродаосизм: к критике политической кинетики» (1989), «Чуждость миру» (1993), «Если вдруг Европа проснется. Размышления о программе мировой власти в конце эпохи ее политического отсутствия» (1994), «В одной лодке: Опыт о гиперполитике» (1995), «Сферы I. Пузыри» (1998), «Сферы II. Глобусы» (1999), «Солнце и смерть. Диалогические исследования» (совм. с Х.-Ю.Хайнрихсом, 2001). Начав академ. деятельность с анализа культуры Веймарской республики (1919—33), С. вышел на более масштабные проблемы, опыт осмысления к-рых предложил в своей наиболее изв. кн. «Критика цинического разума» («Kritik der zynischen Vernunft »). Развивая инициированную Франкфуртской шк. и постструктуралистами критику «проекта Просвещения», он повернул ее от социол. и семиологической проблематики к личностно акцентированной экзистенциально-этической рефлексии. Согл. диагностике С., гл. следствием Просвещения и доминантой совр. соц. и культ.-интеллектуальной жизни явл. цинизм, к-рый есть либо «просвещенное ложное сознание» (сила без знания), либо «возрожденное несчастное сознание» (знание без силы). Первичными проявлениями цинизма явл. цинизм военный, полит., сексуальный, мед., религ., науч.; их производными выступают «минимальная аморальность» (исповедальная страсть, юмор, бытовая порочность, мелочное преступление), информационный цинизм прессы, цинизм «маленького человека» (ссылка на тяготы жизни) и др. Сознание совр. европ. интеллектуалов, с одной стороны, насыщено моральным ригоризмом классич. культуры (прежде всего, кантианства), а с др. стороны — нонконформистскими идеалами «бунтующего поколения» 1960-х гг.; в силу этого оно относится к категории «несчастного сознания», обреченного безвольно созерцать и бессильно порицать тотальную власть цинизма. Выход их этого тупика С. видит в возрождении «здорового жизненного кинизма», воплощениями к-рого выступают разл. персонажи мировой культуры — от Диогена Синопского до солдата Швейка. Суть истинного кинизма — сопротивление проектам рационализации и стабилизации жизни в пользу самой жизни. В 1990-х гг., осмысляя последствия полит. воссоединения Германии и формирования «единой Европы», С. диагностирует выход «нац. форм цинизма» на арену глобализации: коль скоро политика вообще цинична, то глобальная «гиперполитика» — гиперцинична. Соч.: Критика цинического разума. Екатеринбург, 2001. Е.В.Гутов
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь