СЛИНИН Ярослав Анатольевич

Найдено 1 определение
СЛИНИН Ярослав Анатольевич
(р. 31.1.1932) — спец. в обл. логики и истории филос; д. филос н., проф. Р. в Пскове. Окончил радиотехн. ф-т Ленингр. политехнического ин-та (1956). Окончил асп. филос. ф-та ЛГУ по кафедре логики (1963). До 1966 работал асе кафедры филос. Ленингр. политехнического ин-та. С сентября 1966 — асе. кафедры логики филос. ф-та ЛГУ. С 1984 — зав. этой кафедрой. В наст. вр. — проф. кафедры логики. Заслуженный работник высшей школы РФ. Докт. дисс — «Алетическая модальная логика и ее философское значение» (1980). Проф. с 1986. В публикациях С. показано, каким образом и в какой мере при помощи совр. модальных логич. исчислений удалось эксплицировать традиц. филос. категории необходимости, возможности и случайности. Настаивал на несводимости аристотелевской универсальной возможности к категории случайности и показал, что в качестве случайных в силлогистике Аристотеля выступают высказывания о просто присущем. Раскрыл процесс перехода от учения Платона о диалектич. знании к учению об отвлеченных идеях (формах) Аристотеля и схоластов. Обосновал положение о том, что наука Нового времени связана с аристотелевским учением о космосе своеобразным отношением преемственности через отрицание. Исследовал истоки и эволюцию трансцендентальной филос (Декарт, Кант, Гуссерль, Хайдеггер, Сартр). Высказал мысль о том, что феноменология Гуссерля является кульминационной точкой этой эволюции. С его т. зр., трансцендентальная феноменология и вытекающий из нее экзистенциализм представляют собой магистральный путь дальнейшего развития филос.
Соч.: Теория модальностей в современной логике // Логическая семантика и модальная логика. М., 1967; Об итерированных модальностях в современной логике // Неклассическая логика. М., 1970; Учение Э. Гуссерля о модальностях и современная логика // Вестник ЛГУ. Сер. «Экономика, философия, право». 1973. Вып. 1. № 5; Современная модальная логика. Л., 1976; Диалектика категориальных форм познания (Космос Аристотеля и наука Нового времени). (В соавт.). Л., 1987; Учение Платона о диалектическом знании // Логика и теория познания. Л., 1990; Природа и разум: античная парадигма. (В соавт.). Л., 1991; Учение Канта о вещи в себе в контексте развития современной философской мысли // Логика и развитие научного знания. СПб., 1992; Логика и христологическая проблема // Вестник СПбГУ 1992. Сер. 6. Вып. 4; Этика Иммануила Канта [предисловие] // Кант И. Критика практического разума. СПб., 1995; Возникновение философии Хайдеггера из феноменологии Гуссерля // Очерки феноменологической философии. СПб., 1997; Эдмунд Гуссерль и его «Картезианские размышления» [предисловие] // Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб., 1998; Декарт и трансцендентальная философия // Мысль. Ежегодник. СПб. ассоциации философов. Вып. 2. СПб., 1998; Философия Н. Мальбранша [послесловие] // Мальбранш Н. Разыскания истины. СПб., 1999; У истоков индуктивного метода // Вестник СПбГУ. 2000. Сер. 6. Вып. 2; Очерки истории классического немецкого идеализма. (В соавт.). СПб., 2000; На подступах к экзистенциализму: размышления Ж.-П. Сартра о воображении и воображаемом // Сартр Ж.-П. Воображаемое: Феноменологическая психология. СПб. 2001; Бытие и единое у Аристотеля и Платона // Логико-философские штудии. СПб., 2001; Онтология Николая Гартмана в перспективе феноменологического движения // Гартман Н. К основоположению онтологии. СПб., 2003; Феноменология интерсубъективности. СПб., 2004; Трансцендентальный субъект: Феноменологическое исследование. СПб., 2006; Метод Декарта // Рене Декарт Р. Сочинения. СПб., 2006; Богословие и логика в «Источнике знания» Иоанна Дамаскина // Св. Иоанн Дамаскин. Источник знания. СПб., 2006.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009