Славословие
Славословие
В богослужении слова, содержащие в себе славу, прославление Бога: «Слава Отцу и Сыну и Св. Духу!», «Слава тебе, Господи, слава тебе!» и т. п. Кафизма (см.) состоит из трех частей, из которых каждая называется славою, потому что по прочтении каждой части поется: аллилуйя (трижды), слава тебе, Боже, Господи помилуй (трижды), Слава Отцу и Сыну и Св. Духу. Самой древней и употребительной песней в христианской церкви первых веков было так называемое малое С., древняя формула которого читалась так: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и во веки веков». Иногда его произносили так: «слава Отцу и Сыну со Св. Духом» или «слава Отцу в Сыне и во Св. Духе».
Источник: Православный церковный словарь.
Славословие
(Doxology). Эта калька с греческого (doxa "слава" )обозначает прославление трех лиц Пресвятой Троицы. Самая распространенная форма славословия, известная по начальным словам "Слава Отцу" (Gloria Patri) и называемая "Малым славословием", звучит так: "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков". Славословие в конце псалмов относят к IV в. Добавление это служит символом того, что псалмам мы придаем христианский характер, и в то же время "связывает единство Божества как известное евреям и триединство как известное христианам"(Tutorial Prayer Book).
Т.н. "Великоеславословие" "Слава в вышних Богу" (Gloria inExcelsis). Слова, крыми оно открывает ся, взяты непосредственно из текста НЗ (Лк 2:14), и потому его называют Ангельским славословием. Оно возникло в IV в., и пели его сначала как утренний гимн. Позже оно вошло в состав католической мессы и стало произноситься в начале службы. В Англиканской церкви в 1552г. этот гимн перенесли в конец службы, несомненно исходя из евангельского описания того, как проходила Вечеря Господня: "И воспевши пошли..." (Мф 26:30). Помещенный в конец службы, этот гимн надлежащим образом завершает христианскую жертву хвалы и благодарения.
Большинство исследователей НЗ пришло к выводу, что славословие в конце Молитвы Господней не входило в первоначальный текст (Мф 6:913). Вероятно, эта вставка была древним литургическим добавлением к молитве, к-рое приняла Греческая церковь, но не Рим.
F. C0LQUH0UN (пер. В. Р.) См. также: Церковное богослужение.
Т.н. "Великоеславословие" "Слава в вышних Богу" (Gloria inExcelsis). Слова, крыми оно открывает ся, взяты непосредственно из текста НЗ (Лк 2:14), и потому его называют Ангельским славословием. Оно возникло в IV в., и пели его сначала как утренний гимн. Позже оно вошло в состав католической мессы и стало произноситься в начале службы. В Англиканской церкви в 1552г. этот гимн перенесли в конец службы, несомненно исходя из евангельского описания того, как проходила Вечеря Господня: "И воспевши пошли..." (Мф 26:30). Помещенный в конец службы, этот гимн надлежащим образом завершает христианскую жертву хвалы и благодарения.
Большинство исследователей НЗ пришло к выводу, что славословие в конце Молитвы Господней не входило в первоначальный текст (Мф 6:913). Вероятно, эта вставка была древним литургическим добавлением к молитве, к-рое приняла Греческая церковь, но не Рим.
F. C0LQUH0UN (пер. В. Р.) См. также: Церковное богослужение.
Источник: Теологический энциклопедический словарь