СЛАВЯНОФИЛЬСТВО И РПЦ
СЛАВЯНОФИЛЬСТВО И РПЦ
Славянофильство как религиозно-идеалистич. течение рус. общественной мысли сформировалось в середине 19 в. Его наиболее видными представителями были Хомяков А. С. (1804 - 1860), Киреевский И. В. (1806 - 1856), Аксаков К, С. (1817 - 1860) и Самарин Ю. Ф. (1817 - 1876), пытавшиеся доказать наличие у социально-историч, процесса религ. основы. Анализируя прошлое и настоящее России, они утверждали, будто лишь рус. народ является носителем истинных принципов обществ. жизни, детерминированных наличием крестьянской общины и господством православия. Поскольку славянофильство уделяло православию центральную роль в истории, процессе, оно привлекло к себе внимание руководителей и офиц. идеологов РПЦ. Однако для офиц. церк. инстанций и ортодокс, богословия той поры славянофильство оказалось слишком либеральным, так как допускало отход от нек-рых элементов правосл. традиции (признавало роль социальной активности людей, отвергало идею «богоустановленности самодержавия», пыталось примирить религию с наукой и т. п ). Поэтому руководство РПЦ, и прежде всего митрополит Филарет (Дроздов), осудили славянофильство, признав его несовместимым с православием. Лишь в кон. 19 - нач. 20 в., когда рус. православие вошло в полосу острого кризиса и стало нуждаться в обновлении, идеи славянофилов были поддержаны церк. ортодоксами и использовались в борьбе РПЦ против растущего свободомыслия и атеизма. Богословско-церк. круги Моск. патриархии, ставшие на путь модернизации рус. православия, широко используют идеологию славянофильства, создатели к-рой (напр., А. С. Хомяков) характеризуются теперь как «светские богословы» и крупнейшие церк. авторитеты, Современ. богословы РПЦ взяли на вооружение такие идеи славянофилов, как констатация «не подвластности религии разуму», признание необходимости «примирения науки с религией» при монополии последней на мировоззренч, выводы, требование воспринимать церковь как «развивающийся организм», призыв к поискам разнообр. форм межхрист, общения и т. п. Эти идеи используются РПЦ для обоснования преемственности между соврем. религ. модернизмом и обновленч. тенденциями вековой давности, у истоков к-рых стояло славянофильство.
Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7