Слава

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [зарубежный] Время: [современное]

Слава
Признание нашей значимости большим числом тех, кто значит меньше и не оспаривает этого; высшая степень избранничества (слава достается лишь немногим) и одновременно демагогии (слава зависит от всех). В этом противоречии и проявляются пределы славы. Почему мы испытываем искушение славой, очень хорошо объяснили Декарт, Паскаль и Спиноза: наше самолюбие находит удовлетворение в лучах чужой хвалы, если мы верим, что являемся ее объектом. Стремиться к славе значит ставить человечество превыше всего, в чем нет ничего предосудительного, а себя – выше всех остальных. Любовь к славе гуманна, но ее гуманизм носит нарциссический характер.
Величие человека проявляется в его способности восхищаться; ничтожество – в потребности, чтобы им восхищались. «Величайшая низость человека, – пишет Паскаль, – его стремление к славе, но это как раз то, что более всего свидетельствует о его достоинстве; ведь какими бы богатствами он ни обладал на этой земле, как бы ни был здоров и наделен самым важным – нет ему радости, если люди его не ценят» («Мысли», 470–404). Мечта о славе дарит нам некое подобие спасения. Возможно, единственное благотворное воздействие славы на того, кому удалось добиться ее при жизни, заключается в том, что это исцеляет от желания прославиться. Говорят также, что слава спасает от смерти – на самом деле, истинно как раз обратное.

Источник: Философский словарь.

Слава
(Glory).
Основное слово, передающее это понятие в др.евр. языке,  kabod, в др.греч. doxa, отdokeo  "думать", "казаться". Эти два значения греческого слова обусловлены двумя сферами его употребления в тот период развития языка, крый принято считать классическим, когда слово doxa означало "мнение" (то, что человек думает сам) и "репутация" (то, что о нем думают другие), переходя в понятия славы, чести или похвалы.
В ВЗ. Поскольку слово kabod происходит отkabed  "быть тяжелым", возникло представление о том, что слава связана с обремененностью богатством (Быт 31:1), властью (Ис 8:7), общественным положением (Быт 45:13) и проч. Создателям Септ, показалось, что слово doxa лучше всего подходит для передачи понятия, обозначаемого словом kabod. Однако kabod обозначало и световые явления, посредством крых Бог открывал себя, будь то вспышка молнии или ослепительное сияние, крым часто сопровождалась теофания (богоявление). Той же природы было и божественное присутствие, сокрытое в облаке, к-рое вело Израиль через пустыню и помещено в скинии. В результате слово doxa как эквивалент kabod приобрело тот оттенок значения, крого у него не было. В некрых случаях употребление слова kabod было связано с понятием личности, или "я". Когда Моисей сказал Богу: "покажи мне славу Твою" (Исх 33:18), он имел в виду не облако, к-рое уже видел прежде, а конкретное проявление Бога, причем такое, чтобы невозможно было желать чегото большего (ср. Ин 14:8). Моисей хотел постичь Бога таким, каков Он сам по себе. Отвечая ему, Бог подчеркивает свою милость (Исх 33:19); здесь было бы вполне уместно понятие " нравственной красоты ", ибо без нее представление о вечном Боге, Которого созерцает человек, было бы поистине страшным. В описанном эпизоде  источник мысли о том, что слава Божья не ограничена к.л. внешним знаком, явлением, обраценным к чувственному восприятию; она выражает присущее Ему величие, к-рое может иметь, а может и не иметь внешнего выражения. Видение, описанное у Исаии (6:1 и дал.), передает не только внешние черты, воспринятые с помощью чувств, но и природу Бога, особенно Его святость (ср. Ин 12:41). Внутреннее достоинство Бога и Его невыразимое величие обусловливают предостережение: не хвалиться мудростью, силой и богатством (Иер 9:23), но хвалиться Богом, ибо Он дал человеку все эти дары, и даже еще больше. У пророков термин "слава" часто используется для того, чтобы выразить превосходство мессианского Царства, противопоставив его ограничениям нынешнего порядка вещей (Ис 60:13).
В НЗ. В НЗ сфера употребления слова doxa соответствует Септ. Оно обозначает честь как признание или одобрение (Лк 14:10), выраженное в словах благоговение твари перед Творцом и Судьей (Откр 14:7). По отношению к Богу doxa означает Его величие (Рим 1:23) и Его совершенство, особенно в связи с Его праведностью (Рим 3:23). Он назван Отцом елавы (Еф 1:17). Присутствие, к-рое выражается через метафору световых явлений, проявляется нечасто, как и в ВЗ (Лк 2:9), но в основном это свойство перенесено на Сына. Преображение  единственный пример в годы Его земного служения; поздние же проявления Его божественной природы включают откровение Савлу (Деян 9:3 и дал.) и Иоанну на ове Патмос (Откр 1:12 и дал.). Ап. Павел говорит о Боге в терминах богатства (Еф 1:18; 3:16) и силы (Кол 1:11), что показывает, насколько ВЗ оказывал влияние на его мысль. Могущество Бога Отца, проявившееся в том, что Он воскресил Сына из мертвых, названо славой (Рим 6:4).
Христос сияние божественной славы (Евр 1:3). Через Него совершенство природы Бога доступно познанию людей. Когда ап. Иаков говорит о Нем как о Господе славы (Иак 2:1), то вспоминается описанное в ВЗ откровение Бога в скинии. Там божественное присутствие было и милостивым снисхождением, и постоянным напоминанием о том, что Бог готов взыскать и осудить людские грехи. Ап. Иаков в своем Послании призывает остерегаться лицеприятия, ибо Господь  как и прежде, в древние времена,  среди своего народа.
Слава Христова как образ Бога была сокрыта от глаз грешников в те дни, когда Он был облечен плотью, но ее видели верные, собравшиеся вокруг Него (Ин 1:14).
До своего воплощения Сын, по Его собственным словам, обитал с Отцом в славе (ни один грех не умалял совершенства божественной жизни) (Ин 17:5); так и Его возвращение к Отцу уместно назвать вхождением в славу (Лк 24:26). Однако здесь подразумевается нечто большее, ибо Он не просто разделит с Отцом то, чем уже обладал. Теперь, поеле Его воскресения, Отец " дал ему елаву" (1 Пет 1:21) в какомто смысле в награду за верных, за полное исполнение воли Отца в деле спасения (Флп 2:911; Деян 3:13). Поэтому и вознесение Христана небо (1 Тим 3:16), и Его возвращение (Кол 3:4; Тит 2:13), когда Он придет " во славе Своей " как Судья и Царь (Мф 25:31), связаны с величием и сиянием, крых нередко нет, когда изображают Иисуса во дни Его унижения.
Хотя контраст между страданиями Христа и следующей за ними славой (букв, "славами",  1 Пет 1:11) очень велик, Ин, раскрывая глубинный смысл славы Христовой, показывает, что уже в самих Его страданиях можно увидеть Его прославление. Об этом говорит у Иоанна и сам Иисус: "пришел час прославиться Сыну Человеческому" (12:23). Слово "час" у Иоанна указывает обычно на смерть Христа. Иисус не пытался придать крестным мукам ореол возвышенности, чтобы создать "психологическое противоядие" стыду и мучительной боли. Слава неразрывно связана с делом, к-рое Отец дал Ему исполнить, ибо оно представляло совершенную волю Бога.
Эсхатологическая слава это надежда христианина (Рим 5:2). В грядущем состоянии христианин обретет новое тело, подобное "славному телу Его [Христа]" (Флп 3:21), к-рое будет куда более совершенным, нежели его нынешнее "уничиженноетело" (1 Кор 15:43). Христос для верующих в Него  "упование славы" (Кол 1:27) и основной источник света небесного (Откр 21:23).
"Слава" во мн.ч. обозначает "власти" (Иуд 8). Здесь не совсем ясно, кого имеет в виду апостол  ангелов или же благочестивых людей, пользующихся высокой репутацией в христианской общине. Дополнительное значение это слово имеет в славословиях, в крых воздается хвала Богу (напр., Рим 11:36). В некрых случаях оно употребляется в глагольной форме (kauchaomai ) со значением "хвалиться" (Гал 6:14).
E.F. Harrison (пер. В. Р.) Библиография :1. Abrahams, The Glory of Cod; A. von Gall, Die llerrlichkeit Gottes; G. B. Gray and J. Massic in HDB; E. С. E. Owen, "Doxa and Cognate Word". JTS 33:13250,26574; A. M. Ramsey, The Glory of God and the Transfiguration of Christ; G. von Radand G. Kittel, TDNT. II, 232 ff.; S. Aalen,N1D /V711,44 ;7? ff.
См. также: Хваление; Честь, Почет.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Похожие термины: