СКУЛЬПТУРА
Скульптура
sculptura) – один из видов пространственных искусств, создающий объемные изображения из глины, воска, камня, дерева, бронзы, гипса и т.д.
Источник: Словарь по культурологии
СКУЛЬПТУРА
(от лат. sculpo — высекаю, вырезаю) — вид изобразительного искусства, специфика которого заключена в объемном претворении художественной формы в пространстве; искусство создания объемных художественных произведений путем резьбы, высекания, лепки или отливки, ковки, чеканки.
Скульптура
лат. sculptura, от sculpo – вырезаю, высекаю) – ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластичных материалов. Различают круглую статую и рельеф, а также монументальную и станковую. Материалы – металл, гипс, дерево, глина и др. Методы обработки – лепка, высекание, вырезание, литье, ковка, чеканка и др.
СКУЛЬПТУРА
вид изобразительного искусства, произведения которого дают объемно-пространственное изображение материальных предметов. Основными художественными средствами в скульптуре выступают осязательный, реальный объем и фактура, цвет же применяется очень ограниченно и условно. В целом художественные средства подчинены здесь передаче богатства человеческого образа. Как и живопись, скульптура в зависимости от назначения делится на станковую, декоративную и монументальную, реализующуюся в крупных монументах и их комплексах, в грандиозных многофигурных рельефах и т. д. Существует скульптура малых форм, которая преимущественно изготовляется художественной промышленностью и рассчитана на личное, бытовое потребление (жанровые статуэтки, всевозможные игрушки и т. д.) Основные материалы, применяемые в скульптуре – глина, гипс, камень, дерево, металл и др.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
СКУЛЬПТУРА
лат. вырезаю, высекаю) - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму.
Как правило, объект изображения скульптуры - человек, реже - животные и еще реже - вещи, пейзаж.
Различают две основные разновидности скульптуры: круглую и рельеф. По назначению скульптура подразделяется на станковую, монументальную и декоративную.
Возникновение скульптуры относится к эпохе палеолита. В дальнейшем была широко распространена почти во все времена и у всех народов.
Ведущая роль принадлежала скульптуре в эпоху античности. В ней получил самое яркое воплощение идеал гармонически развитой личности, выработанный греческой культурой. Высокими достижениями отмечена в области скульптуры эпоха Возрождения. Однако в последующее время начинают преобладать декоративные тенденции - скульптура используется лишь как элемент оформления зданий или парков.
Только с XV(( века скульптура утверждается окончательно как вид искусства, равный живописи. С последней трети XV((( века основным жанром становится скульптурный портрет.
Большое значение скульптурный портрет приобретает и в русском искусстве конца XVШ века.
Как правило, объект изображения скульптуры - человек, реже - животные и еще реже - вещи, пейзаж.
Различают две основные разновидности скульптуры: круглую и рельеф. По назначению скульптура подразделяется на станковую, монументальную и декоративную.
Возникновение скульптуры относится к эпохе палеолита. В дальнейшем была широко распространена почти во все времена и у всех народов.
Ведущая роль принадлежала скульптуре в эпоху античности. В ней получил самое яркое воплощение идеал гармонически развитой личности, выработанный греческой культурой. Высокими достижениями отмечена в области скульптуры эпоха Возрождения. Однако в последующее время начинают преобладать декоративные тенденции - скульптура используется лишь как элемент оформления зданий или парков.
Только с XV(( века скульптура утверждается окончательно как вид искусства, равный живописи. С последней трети XV((( века основным жанром становится скульптурный портрет.
Большое значение скульптурный портрет приобретает и в русском искусстве конца XVШ века.
Источник: История и теория культуры
СКУЛЬПТУРА
от лат. scutpo — высекаю, вырезаю), или ваяние, пластика (от греч. plastike — лепка) — вид изобразительного искусства, специфика к-рого — в объемном претворении худож. формы в пространстве; представляет преимущественно фигуры людей, реже — животных, иногда — пейзаж и натюрморт. Сложились две осн. разновидности С.: круглая (статуя, группа, торс, бюст), рассчитанная на осмотр с мн. т. зр., и рельеф, где изображение располагается на плоскости, воспринимаемой как фон. Типологически С. по своему содержанию, подходу к трактовке образов и форм, функциям делится на монументальную (включая монументально-декоративную), станковую и т. наз. С. малых форм, к-рые развиваются в тесном взаимодействии, но имеют и свою специфику, исторически конкретизирующуюся. С. как произв. монументального искусства обычно бывает значительных размеров (памятник, монумент, украшение здания) и рассчитана на сложное взаимодействие с архитектурной или пейзажной средой, обращена к массам зрителей, активно участвует в синтезе искусств. Развивающаяся с XV—XVI вв. станковая С. имеет камерный характер, предназначена для интерьера. Ее жанры — портрет, бытовой, ню, анималистический, С. малых форм является промежуточной между станковой и декоративно-прикладным искусством. К ней же относится медальерное иск-во и резьба по камню — глиптика. В построении худож. формы С. большое значение имеет выбор материала и техника его обработки. Для лепки служат мягкие вещества (глина, воск, пластилин), когда пластическая форма создается путем накладывания материала слой за слоем и закрепления их на к.-л. основе. Твердые вещества (разные породы камня и дерева) требуют высе-кания или резьбы, т. е. удаления частей материала для выявления формы. Ряд материалов, способных переходить из жидкого состояния в твердое (металл, гипс, бетон, пластмасса), служат для отливки произв. С. по специальным моделям. Для достижения худож. выразительности С. ее поверхность, как правило, подвергается дополнительной обработке (окраске, полировке, тонировке и т. п.). Поскольку эстетическое восприятие скульптурного произв. осуществляется за счет зрения, очень важно предусмотреть реакцию материала на свет, передать ощущение его весомости и объемности, осн. композиционные ритмы. Возникнув в первобытную эпоху, С. достигла высокого развития в иск-ве крупных эпох, нередко наиболее полно выражая их эстетические идеалы, мировоззренческие установки и худож. стиль (С. Древн. Египта и Греции, римского иск-ва и готики. Ренессанса и барокко, классицизма и иск-ва XX в.). Сила воздействия образов С.— в их наглядной убедительности, в способности наглядно представить как конкретные, так и отвлеченные (аллегория, символ) явления. История С. отразила процесс углубления образной характеристики человека в мировом иск-ве. Авангардизм XX в., стремившийся гротесково изменять пластические формы, нередко отступал перед С. или же стремился заменить ее отвлеченными конструкциями (Конструктивизм). С, в социалистическом иск-ве служит утверждению передовых социальных идеалов; становление ее связано с ленинским планом монументальной пропаганды.
Источник: Эстетика: Словарь