(Scofield, Cyrus Ingerson, 1843 1921).
Конгрегационалистский священнослужитель и теолог, Скоуфилд родился в шт. Миссисипи 19 авг. 1843 г. и был воепитан в шт. Теннесси. Он безупречно служил в армии конфедератов, а затем изучал юриспруденцию. Президент Грант назначил его федеральным прокурором по шт. Канзас. Обращение Скоуфилда произошло в 1879 г., когда он услышал свидетельство сотрудника Ассоциации молодых христиан Т.Макфитерса. В1882 г. Скоуфилд стал конгрегационалистским пастором в Далласе (шт. Техас). Изучая теологию, он руководствовался советами Дж. Брукса, пресвитерианского священнослужителя, высоко почитавшего Дж. Н. Дарби и других Плимутских братьев. Скоуфилд сразу воспринял премилленаризм и диспенсационализм; его последующие проповеди и книги отмечены влиянием этих учений. Его пасторское служение как в Далласе в 188295 гг., так и в ИстНортфилде (шт. Мэн) в 18951902 гг. (в ИстНортфилд его пригласил Д. JI. Мооди) способствовало проявлению его духовных даров и росту его популярности. Людей привлекали его благочестие и достойная внешность. В эпоху модернизма и духовного упадка он стал стойким глашатаем подлинно евангельской теологии. Свое презрение к теологическим компромиссам он выразил такими словами: "Я скорее соглашусь провести воскресное утро в кабаке, чем в церкви, где проповедует какойнибудь сторонник высокой критики". Накануне конференции вСиКлиффе(1906)онписал: "Пусть Бог поможет нам со всей серьезностью отнестись ко времени, в которое мы живем. Мы видим отступничество Церкви, недоедание, гибель мира и приближение Суда". С 1902 по 1907 г. он снова служил в далласской церкви, края затем освободила его от служения, предоставив ему возможность учить и писать.
Проповеди Скоуфилда имели большой резонанс, но особое впечатление произвели его книги. Его труд "Правильно разделяя Слово истины" (Rightly Dividing the Word of Truth), вышедший в 1885 г., выразил основную тенденцию его учения и, многократно переизданный, стал настольной книгой значительной части американских фундаменталистов. Суть этого труда проясняли две последующие публикации. " Всеобъемлющий курс по соответствиям в Библии" (The Comprehensive Bible Correspondence Course), вышедший в 1896 г., стал основой для изучения Св. Писания в церквях и библейских школах. Однако еще важнее "Справочная Библия Скоуфилда" (The Scofield Reference Bible). На ее подготовку ушло девять лет, а затем, когда ее опубликовало в 1909 г. издательство "Оксфорд юниверсити пресс ", она разошлась более чем в двух миллионах экземпляров. Семь редакторовконсультантов составили для этого проекта специальный план. Сам текст Св. Писания печатался по Библии короля Иакова, однако те места, где перевод неверен, исправлялись. Считая Библию "книгой, которая сама себя истолковывает", Скоуфилд, чтобы помочь читателю, разработал "новую систему сносок". Были даны определения ключевым библейским терминам таким,как искупление, оправдание, освящение, Царство, Церковь. В тексте отражена структура каждой из библейских книг, а также диспенсационалистское разделение. В примечаниях речь идет об исполненных и неисполненных пророчествах и других важных предметах. В 1917 г. Скоуфилд выпустил переработанное издание своей Библии, проставив в ней даты по Ашеру.
В 1967 г. вышла подготовленная комитетом из девяти редакторов "Новая справочная Библия Скоуфилда" (The New Scofield Reference Bible). Скоуфилдовекая система сохранена, но пересмотрены вступительные статьи к библейским книгам, устранены языковые анахронизмы, изменено определение "диспенсации" и опущены ранние даты по Ашеру.
Скоуфилдовская система основывается на диспенсационализме, премилленаризме и претрибуляционализме. Диспенсации (их семь) это эпохи, каждая из крых определяется неким принципом. Принципы эти невинность, осознание, человеческое управление, обетование, закон, благодать и Царство. Скоуфилд рассматривал диспенсации в свете Божьего замысла, цель крого искупление человечества. Проводя различие между диспенсацией закона и диспенсацией благодати, Скоуфилд писал: "Сейчас суть свидетельства уже не призыв к соблюдению закона ради спасения, а призыв к выбору принять или отвергнуть Христа. Добрые дела лишь плод спасения ". По мнению Скоуфилда, диспенсации являют нам "величественные, нарастающие усилия Бога по спасению человечества, восходящий путь, соединяющий века, начинающийся с появлением человека и устремленный в вечность". "Новая справочная Библия Скоуфилда" допускает, что диспенсации могут перекрываться, и достаточно гибко их толкует.
Обретя популярность, учение Скоуфилда нередко подвергалось критике. Нападки либералов (Дж.У.Боуман и др.) достаточно резки, но обычно обходят суть проблемы. Самый четкий ответ на эти нападки дал С.Э. Мэйсон. Характерная реформатская реакция на диспенсационализм представлена в книге О.Т. Оллиса "Пророчество и Церковь" (Prophecy and. the Church, 1945).
Следует отметить активные миссионерские усилия Скоуфилда. Изучая теологию с Бруксом, он одновременно проводил миссионерскую работу среди железнодорожников и механиков, с энтузиазмом поддерживал миссии за рубежом и, в частности, основал Центральноамериканскую миссию. В эпоху, когда миссии различных деноминаций увлекались либерализмом, бесчисленные выпускники библейских школ, отправляясь работать во многие страны мира, брали с собою книги Скоуфилда. В наши дни библейские школы во всем мире ориентируют свою теологическую программу на его учение.
W.N Kerr (пер. А. Г.) Библиография: L.S. Chafer, ? Dr. C.I. Scofield", BS. Jan. 1943; A.C. Gaebelein, The History of the Scofield Reference Bible: C.C. Ryrie, Dispensationalism Today; C.G.Trumbull, The Life Story of С. I. Scofield; J. W. Bowman, "Dispensationalism", Int 10:17087; С. E. Mason, "А Review ofDispensationalism bv John Wick Bowman", BS 144:1020. 10222.
См. также: Диспенсации, Диспенсационализм; Фундаментализм.