СКОРБЬ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Скорбь
Непереносимое горе, с которым невозможно бороться. Скорбящему человеку остается лишь взывать о помощи или сочувствии. Скорбь – нормальное состояние живого существа при рождении и смерти.

Источник: Философский словарь.

СКОРБЬ
состояние психики человека, возникающее в связи с к.-л. личной (чаще всего смертью близких людей) или обществ, утратой. В племен, религиях и религиях раннеклас. общества границы между жизнью и смертью стерты (смерть считалась возвращением в страну предков и т. д.) и С. по усопшим не существовала. В исламе, христианстве и в меньшей степени в буддизме нравста. кодекс возвел С. в некую институционализир. категорию и разработал форму ее проявления: траур, с его специфич. по этому случаю одеждой, а в ряде конфессий - даже и прической, ритуал поведения, даты поминовения усопших и т. п. С. всячески культивируется и поддерживается церковью, ибо со С. тесно связана одна из гл. функций религии - утешительная.

Источник: Атеистический словарь

Скорби
(Tribulation).Общебиблейский смысл.
Широко употребляемое в Библии слово, означающее страдания народа Божьего. В ВЗ слова sard и sar ("нужда","теснота", "расстройство") используются в различном смысле: для описания внутреннего смятения (Пс 24:17; 119:1; Иов 7:11), тягот деторождения (Иер 4:31; 49:24), душевных мук (Иов 15:24;Иер6:24)инаказания(1 Цар 2:32; Иер 30:7). Греч, thlipsis (orthlibo  "давить", "сжимать"), к-рое в Септ, часто соответствует слову sard, обычно относится к угнетению и бедствиям, претерпеваемым израильским народом и праведниками (Втор 4:30; Пс 36:39), в то время как в НЗ thlipsis обычно переводитсякак "скорбь" или "страдание".
Разнообразиескорбей. В НЗ "скорбь" отражает опыт верующих и вмещает в себя гонения (1 Фес 1:6), тюремное заключение (Деян 20:23), осмеяние (Евр 10:33), нищету (2 Кор 8:13), болезнь (Откр 2:22), душевные страдания и горе (Флп 1:17; 2 Кор 2:4). Обычно понятие "скорбей" связывается с искуплением: опыт страданий необходим, поскольку они служат прославлению Бога, приводящего людей к миру и спасению.
"Скорби" в замысле Божьем. "Скорби" могут служить орудием, посредством крого Бог наказывает людей за неверность (Втор 4:30). Но чаще, особенно в НЗ, "скорби"  это преследования верующих за их преданность Богу (Ин 16:33; Деян 14:22; Откр 1:9).
Страдания Христа являют собой пример, крый должен вдохновлять верующих (1 Пет 2:2125); в нек-ром смысле верующие их разделяют (Кол 1:24). "Скорби" рассматриваются в Св. Писании как в полной мере предусмотренные волей Божьей; их цель  помочь людям обрести моральную чистоту и вести благочестивый образ жизни (Рим 5:34). Они могут стать испытанием на прочность веры в милость и справедливость Божью (см. Иак 1:24, где та же функция возложена на "испытания" и "искушения "), придать вере крепость и зрелость.
Иисус предсказывал "скорби" как неизбежное последствие пребывания Его последователей в падшем мире (kosmos,  Ин 16:33); их жизненный путь должен состоять из " скорбей ". Эта же мысль  о предстоящих гонениях, крые придется пережить благочестивым верующим,  прослеживается у ап. Павла (2Тим 3:1213). И все же Иисус вселял мужество в учеников: сам Он преодолел этот мир, и благодаря Его победе могли победить мир и ученики.
"Великая скорбь ". Учение Иисуса. Выражение "великая скорбь" (Мф 24:21; Откр 2:22; 7:14,  греч. thlipsis megale) подразумевает "скорби" эсхатологических времен. Тем самым Иисус провозгласил гигантские потрясения, крые ожидают мир в дни парусии  триумфального возвращения Иисуса в славе. См. параллели в Мк 13:19 ("скорбь"), Лк 21:23 ("великое бедствие"), Откр 3:10 ("година искушения").
Этот период ознаменуется "мерзостью запустения" (Мф 24:15), предсказанной в Дан 9:27, осквернением "святого места" неким человеком, крого многие ученые отождествляют с "человеком греха" (см. 2Фес 2:3,4). Иисус особо предупреждает жителей Иудеи, что им нужно будет спасаться, что в результате ужасных бедствий почти вся жизнь на земле будет уничтожена (Мф 24:1522).
Интерпретации "великой скорби". Хотя некрые современные исследователи наряду со многими древними комментаторами и отцами Церкви склонны считать предсказания Иисуса окончательно исполнившимися с разрушением Иерусалима в 70 г. н.э., фраза из Мф 24:29: "И вдруг, после скорби дней тех..."  по всей вероятности, соотносит "великую скорбь" с парусией. Слова Иисуса в ст. 21, вероятно,  аллюзия на Дан 12:1, поскольку именно там речь идет о ни с чем не сравнимых бедах (в Септ.: thlipsis). Отрывок из Дан подтверждает предположение об эсхатологическом контексте " великой скорби ", поскольку относит ее ко времени, предшествующему воскресению Даниилова народа.
С тех пор как Иисус произнес свое пророчество, кровопролитные войны, катастрофы и природные катаклизмы лишь укрепляли веру в наступление эсхатологической "великой скорби". Об этом свидетельствуют письма Исихия Иерусалимского Августину. Августин возражал Исихию; для него все происходящее на земле укладывалось в рамки истории в целом и не имело особого эсхатологического подтекста. В наши дни некрые премилленаристы спекулируют на текущих событиях как предвестниках "великой скорби"; некрые даже пытались отождествить Антихриста с кайзером Вильгельмом II и Муссолини.
Приверженцы основных милленаристских концепций отводят "великой скорби" различные точки на временной шкале по отношению к периоду Тысячелетнего Царства. Как постмилленаристы, так и амилленаристы полагают, что "великая скорбь" будет продолжаться неопределенно короткий период временив конце тысячелетия, и обычно отождествляют ее с восстанием Гога и Магога (Откр 20:89). При этом постмилленаристы рассматривают историю как движение к окончательной христианизации мира и как путь к будущему земному царству, к-рое просуществует на земле неопределенное время; конец царства ознаменуется "великой скорбью" и окончательным возвращением Христа. Напротив, амилленаристы считают царство чисто духовной реальностью, простирающейся от Первого до Второго пришествия, края завершится "великой скорбью", выражая, т.о., менееоптимистичный взгляд на историю и успех евангельского свидетельства.
Для премилленаристов Тысячелетнее Царство  это в буквальном смысле слова будущий тысячелетний период земной истории,а "великая скорбь"  хаотические времена, к крым уже сейчас движется наша история; упадок, крый будет преодолен только с возвращением Христа и началом Тысячелетнего Царства. Движение премилленаристов, называющих себя "историческими" премилленаристами, понимает "великую скорбь" как короткий, но неопределенный по времени период бед. Другая группа, "милленаристыдиспенсационалисты", связывает "великую скорбь" с 70й неделей из Дан 9:27 семилетним периодом, вторая пол. крого и составит собственно "великую скорбь".
К-ром е того, у премилленаристов существуют три точки зрения относительно восхищения Церкви: претрибулационисты (ожидающие "великой скорби" ранее 70й недели) и мидтрибулационисты (ожидающие "великой скорби" посреди 70й недели) рассматривают "великую скорбь" как проявление гнева Божьего на безбожный мир, гнева, крый минует Церковь(1 Фес5:9).
Посттрибулационисты верят, что "великая скорбь"  лишь период ужесточения той "скорби", крую Церкви уже пришлось пережить в истории; еледовательно, Церковь должна преодолеть и "великуюскорбь". Согласно новейшим воззрениям поеттрибулационистов, восхищение Церкви скоро грядет,  при том, что ей несомненно придется преодолеть грандиозные события "великойскорби":"потенциально" существующие, они раскрываются неопределенным образом. Иисус может прийти в любой момент, и следует обратиться к недавней истории, чтобы увидеть, в каких событиях реализовалась " великая скорбь".
W.H.Baker (пер. Ю.Т.) Библиография: R.Anderson. The Coming Prince; L. Boettner, The Millennium; M.J. Erickson, Contemporary Options in Eschatology; R.N. Gundry. The Church and the Tribulation; S.N. Gundry, "Hermeneutics or Zeitgeist as the Determining Factor in the History of Eschatology", JETS 20:4555; A. A. Hoekcma, The Bible and the Future; J.E. HartIcy, ? WOT, II, 77879; R. Schippers, N1DNTT, II, 8079; H. Schlier, TDNT, HI, 14048;T. Weber,Living in the Shadow of the Second Coming; D. Wilson, Armageddon Now! The Premillenarian Response to Russia and Israel Since /9/7; J. Walvoord, The Rapture Question.
См. также: Страшный суд, Последний суд; Тысячелетнее Царство Христа на земле (взгляды на него); Восхищение церкви; Второе пришествие Христа.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
3.81 мб

Скорбь и гнев охотников за головами

Ренато Росальдо
Перевод с английского Алексея Евтягина и Сергея Мохова.
Читать PDF
103.02 кб

Ликуя и скорбя: два мифа о судьбе России

Черепанова Розалия Семеновна

Похожие термины:

  • МИРОВАЯ СКОРБЬ

    распространенное во времена романтики чувство, что мир, в котором мы живем, является не наилучшим из всех мыслимых миров (как думал Лейбниц), а наихудшим. Провозвестниками мировой скорби явились ан
  • Радость Всех Скорбящих

    Название, усвояемое православными Богоматери вообще и в частности ее иконе, одной из особенно чтимых, называемой «икона Божией Матери, всех скорбящих радости». Происхождение иконы очень древнее.