СКОПЦЫ
Скопцы
изуверская религ. секта, выделившаяся из секты хлыстов во второй половине 18 в. в России. В вероучении С. отразилось настроение крайнего отчаяния и бессилия перед социальным неравенством и несправедливостью, появившееся после разгрома крестьянских восстаний. Крайний аскетизм, к-рый проповедовался сектой, явился логическим продолжением идей христ. вероучения, утверждающего, что источником «греховности» человека являются плотские, мирские желания. В качестве «теоретического обоснования» скопческих принципов использовались нек-рые библейские положения, напр. Евангелие от Матфея, где говорится, что «есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для царства небесного» (Мт., 19: 12). Оскопление, или «огненное крещение», приверженцы секты считали необходимым, ибо именно из С. — «ангелоподобных людей» — будут состоять те 144 тыс. небесного воинства, к-рых оставит господь после страшного суда. Основатель секты — Кондратий Селиванов, организовавший первые скопческие «корабли» (общины) и сам производивший обряд крещения, т. е. оскопления. В процессе эволюции секты руководство общинами С. перешло к зажиточным слоям населения, купцам, предпринимателям, к-рые использовали свое положение для эксплуатации рядовых верующих, обманутых своими духовными наставниками. В наст. вр. в отдельных районах имеются лишь единичные последователи секты. Практически это религ. течение прекратило свое существование.
СКОПЦЫ
одна из изуверских старых рус. сект, выделившаяся из христововерия (см. Христововеры) в 60-70 гг. 18 в. и получившая первоначально распространение среди оброчных крестьян в ряде центр, губ. России. Основателем скопчества и его наибольшим авторитетом считается К. Селиванов. Аскетизм у С. принял крайнюю форму выражения и требовал от верующих «огненного крещения» — кастрации. Различались 2 степени кастрации, соответственно и 2 ступени посвящения: «первое убеление» - «малая печать» и «большое убеление» — «большая печать». Идеологи скопчества ссылались на Евангелие от Матфея, где говорится, что «есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для царства небесного» (19 :12). Считалось, что именно С. и будут составлять те 144 тыс. «избранных», «ангелоподобных людей», к-рые останутся после страшного суда. В идеологии скопчества отразились настроения пессимизма и отчаяния, бессилия перед миром соц. несправедливости, к-рые усилились среди крестьян в 70-х гг. 18 в. после поражения восстания Е. Пугачева. У С., как и у христововеров, моления происходили в форме радения. Их тайные, законспирированные общины назывались «кораблями». В ходе истории соц. база скопчества менялась. Руководство общинами С. перешло к зажиточным элементам: купцам, ростовщикам, менялам, промышленникам и т. п., эксплуатировавшим своих единоверцев. Аскетизм С. постепенно выродился в бурж. скаредность. Царские власти жестоко преследовали С., неоднократно ссылали их. Перед Октябрьской революцией насчитывалось приблизительно 5—6 тыс. С. После революции общины С.
Источник: Атеистический словарь
СКОПЦЫ
изуверская религ. христ. секта в России, возникшая в среде крестьян, в обстановке поражения восстания Пугачева (70-е гг. XVIII в.), выделившись из секты хлыстов. В скопчестве переросла в физич. и духовное уродование людей проповедь крайнего аскетизма, отражавшая пассивный протест крестьянства против крепостнич. строя и появившиеся среди крестьян настроения отчаяния. Обосновывая практику оскопления, руководители С. утверждали, что она идет от Христа. Оскопление, по уверениям С, придает им «ангелоподобный вид». Они объявляли себя тем «небесным воинством», о к-ром говорится в «Откровении Иоанна», и утверждали, что когда их число достигнет 144 тыс., произойдет страшный суд и С. воцарятся на земле. Продолжая считать себя правосл. христианами, С. ходили в церковь. Однако у них имелись также свои особые иконы, реликвии, «св. места», связанные с именами основателей секты. От хлыстовства они сохранили радения, к-рые называли «духовной баней», «божьей работой». У С. были свои «Христос» (основатель секты Кондратий Селиванов), «богородица» (Акулина Ивановна) и «святые», к-рым приписывалось родство с царской фамилией и царским окружением. В этом сказывались царистские иллюзии крестьянства, характерные и для пугачевского движения. Уделяя большое внимание пропаганде своего учения, С. распространяли его тайно. Оскопление вступающих в секту они называли «огневым крещением». С развитием капиталистич. отношений руководство общинами («кораблями») С. перешло к зажит, элементам, эксплуатировавшим рядовых сектантов, а скопч. аскетизм выродился в бурж. скаредничество и накопительство. Общины С. стали возникать и в городах. Купцов и предпринимателей привлекало в секту то, что ее замкнутость и физич. изуродованность сектантов облегчали их эксплуатацию. Купцы Лагунины, Ненастьевы, Григорьевы, Милютины и др. настойчиво распространяли скопчество на своих предприятиях. В первое десятилетие XIX в. С. имели уже централизов. орг-цию с разбросанными по всей России общинами. Со второй пол. XIX в. царское правительство ссылает С. на поселение в Вост. Сибирь (богачи откупались от переселения). Скопч. кулачество и в Сибири продолжало притеснять С.-бедняков, а также отнимало земли у якутов.
После реформы 1861 число С. резко сократилось. В 1905 они получили право свободного проживания на всей территории страны. Окт. революцию руководители С. встретили враждебно. После революции происходит окончат, распад секты, завершившийся в связи с победой коллективизации с. х-ва и ликвидацией кулачества.
После реформы 1861 число С. резко сократилось. В 1905 они получили право свободного проживания на всей территории страны. Окт. революцию руководители С. встретили враждебно. После революции происходит окончат, распад секты, завершившийся в связи с победой коллективизации с. х-ва и ликвидацией кулачества.