СКИППЕР Кристофер
СКИППЕР (Schipper) Кристофер
Франц. синолог, специалист по истории даосизма. Последователь М. Кальтенмарка. Рассматривает даосизм как мировоззренческую систему, все линии взаимосвязей между элементами к-рой замыкаются на индивидууме: в нем благодаря неразрывному душевно-телесному единству проявляется единственность и неповторимость индивид, человеч. бытия. Этот подход группирует все сферы религ. и филос. даосизма вокруг физико-биологич. и духовно-социального существования человека. Т.о. объединяются внешне далекие друг от друга области, напр, алхимия и религиозно- магич. ритуал, традиц. медицинская практика и отношения человека с космич. силами и т.п. Наиболее последовательно концепция С. реализована в монографии "Даос. тело. Тело физич.- тело социальное" (1982), а также в ряде работ по совр. даос, практике. Круг исследований С. охватывает также древний даосизм, сценарии литургич. действа, даос, легенды, жития патриархов, даос, понимание истории и социальных отношений. Издал конкордансы к ряду даос. соч. (к "Дао цзану", "Хуан тин цзину" ["Канону Золотых палат"], 1975). С. подверг анализу алхимич. концепции даосов (по трактату Гэ Хуна "Баопу-цзы"), даос, ритуал, милленаристские и мессианские представления. Руководит универсальным проектом изучения даосизма, принятым Европ. ассоциацией китаеведов. *LEmpereur Wou des Han dans la legende taoiste. P., 1965; Demonologie chinoise // Genies, Anges et Demons. P., 1971; Le Fen-teng: rituel taoiste. P., 1975; Concordance du Huang-ting king. P., 1975; Concordance du Tao-lsang. P., 1975; Le corps taoiste: Corps phisique - corps social. P., 1982; **Торчинов E.A. Этика и ритуал в религ. даосизме // Этика и ритуал в традиц. Китае. М., 1988. С. 203 - 9; Facets of Taoism. Ed. by Seidel, H. Welch. New Haven, 1979; Strickman M. Le taolsme du Mao Chan: chronique dune revelation. P., 1980. П.М. Кожин