Сканда
Сканда
индуист.) – «излитый» – предводитель войска богов, один из богов войны. По одному из мифов, С. был сыном Агни и Свахи, дочери Дакши. Соединяясь с Агни, Сваха последовательно приняла облик шести жен великих риши (кроме седьмой, Арундхати, которая была наиболее верной и благочестивой супругой), поэтому С. родился с шестью головами, двенадцатью руками и ногами. По другому мифу, С. был сыном Шивы и Парвати, рожденным для уничтожения асуры Тараки, которого, по слову Брахмы, не мог убить никто, кроме сына Шивы. При зачатии С. семя Шивы упало в огонь, но бог огня Агни не смог удержать его и бросил в Гангу. Ганга в свою очередь отнесла семя на гору Химават, где родившегося мальчика воспитали шесть Криттик – звезд Плеяд – отчего его вторым именем стало Карттикея. Выросши, С. возглавил войско богов, убил Тараку и многих других асур. Он – юноша (одно из его имен – Кумара, «мальчик»), не женат или имеет женой Девасену, олицетворяющую небесное воинство. Его ездовое животное (вахана) – павлин, его атрибуты – копье, лук и петух, изображенный на его знамени. С. также считается покровителем воров.
Источник: Мифологический словарь
СКАНДА
(отпрыск, излитый) — бог войны, юный предводитель войска богов (сенапати) в их битве с асурами. По одной из мифологических версий С. — сын Агни, к-рый сочетается с дочерью ведийского бога Дакши Свахой, принимающей облики шести жен из "семерых риши (саптариши), кроме Арундхати. Из сосуда, в к-рый Сваха шесть раз помещала семя Агни, рождается шестиголовый младенец. Более известна версия о рождении С. от Шивы, излившего свое семя в огонь. Огонь, т. е. бог Агни, не смог удержать его и бросил в Гангу, на берегу к-рой и родился С. Там его и нашли шесть жен риши и усыновили его. Потом они взошли на небо и превратились в созвездие Криттика (Плеяды), отчего С. получил прозвище Карттикея. Шести дней от роду С , приняв облик могучего юноши, вступил в борьбу с асурами, разбил их войско и обезглавил основного врага богов — Тараку. Корни образа С. лежат в доведийских слоях мифологии индуизма и, возможно, связаны с древним образом "юного бога", олицетворявшего физическую мощь, военную доблесть. Несомненна связь С. с огнем и через него — с солнцем (присущие С. цвета — красный и золотой). Исследователи отмечают и календарные мотивы в связи со С , одним из прототипов к-рого может быть протоиндийский персонаж с копьем, убивающий буйвола, рога к-рого отмечены 12 кольцами (символ года). Канонический образ С. формируется в эпосе и закрепляется в пуранах (Матьсьл-пурана, Шива-пурана, Сканда-пурана). В нач. н. э. он вбирает в себя образ древнетамильского бога Муругана и становится популярным на юге. Одна жена С. — дочь Индры — Дэвасена, другая, тамильская, — Валли. С. называют также Кумара, Субрахманъя, Шанмукха. Изображается шестиликим, двенадцатируким юношей, сидящим на павлине (иногда на слоне). Атрибуты С. — копье с алым наконечником, цветочная гирлянда, флаг с изображением петуха.
А. Дубянский
Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь