Сян-лю

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Сян-лю
в китайской мифологии злой дух – главный помощник и приспешник Гун-гуна, бога воды. Его изображали в виде синей змеи с девятью человеческими головами. Жестокий и жадный, Сян-лю хватал пищу одновременно всеми головами с девяти гор. Стоило ему чихнуть, как образовывалось большое озеро с горькой водой. Звери и птицы не могли жить рядом с таким озером, а люди, отведавшие этой воды, умирали.

Источник: Словарь китайской мифологии

ЛЮ СЯН
Лю Гэншэн, Лю Цзы-чжэн. 77 до н.э., Ши (совр. уезд Шисянь пров. Цзянсу), - 6 до н.э. Каноновед (см. Цзин сюэ), библиограф, литератор. Принадлежал к имп. фамилии дин. Хань, потомок Чуского Юань-вана в четвертом поколении. Занимал придворные посты, был хранителем имп. б-ки, имел сановный титул дафу ("великий муж"). Отредактировал ряд древних текстов, в т.ч. "Чжань го цэ". Начал составление каталога древней и совр. ему лит-ры. Эта работа, продолженная его сыном Лю Синем, была затем положена Бань Гу в основу библиографич. разд. ("И вэнь чжи" - "Трактат о лит-ре и искусствах") "Хань шу" ("История дин. Хань", 1 в.). Жизнеописание Л. С. содержится в "Хань шу". Осн. соч. - "Хун фань у син чжуань" ("Коммент. к [воплощению учения о] пяти элементах в "Великом плане" - толкование на гл. "Хун фань" "Ши цзина"), "Синь сюй" ("Новое введение"), "Шо юань" ("Хранилище учений"), библиографич. труд "Бе лу" ("Отдельные записи"), "Ле нюй чжуань" ("Жизнеописания знаменитых женщин"). Считал необходимым использование в делах управления сведений о добрых и дурных предзнаменованиях (знамениях), содержащихся в конф. канонич. лит-ре (см. "Ши сань цзин"). Обилие добрых предзнаменований свидетельствует о "гармонии пневм" (хэ ци, см. Ци [1])- энергетичных материалообразующих субстанций мироздания и, т.о., о благополучии гос-ва, тогда как зловещие предзнаменования говорят о "дисгармонии пневм" (гуай ци) и об угрозе для страны. "Канонич." (цзин [1], см. Цзин вэй) регулярность всех природных процессов выражает "пронизанность" (тун [2]) прошлого и современного бытия социума общим принципом "должной справедливости" (и [1]). Изучение знамений необходимо для "расчета изменений в жизни нынешнего поколения", дабы правитель мог "затворить врата к всеобщему безумию и открыть для масс [подданных] верный путь", тем самым "заложив основу Великого равновесия (Тай пин)". Выступал против облечения властью недостойных на основании родственных связей. Подвергал критике обычай пышных похорон как показатель моральной и интеллектуальной деградации. *Ле нюй чжуань // СББЯ. Тао 121. Шанхай, 1936; Синь сюй. Л.С. чжуань (Жизнеописание Л.С.). Цз. 1 - 10 // СБЦК. П. 98. Т. 1145 - 6. Шанхай, б.г.; Шо юань. Л.С. чжуань. Цз. 1 - 20 // СБЦК. Шанхай, б.г.; Жизнеописания знаменитых женщин (фрагменты). Пер. Б.Л. Рифтина // ПДВ. 1990. №6; "Синь сюй тун цзянь (Указатель к "Новому введению"). Тайбэй, 1968; Чжань го цэ тун цзянь (Указатель к "Планам сражающихся гос-в"). Тайбэй, 1968; Кроль Ю.Л. Сыма Цянь - историк. М., 1970 (по Указателю). А.Г. Юркевич

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь