В греческой мифологии сын царя эолян Эола, внук Эллина, супруг плеяды Меропы, дед Беллерофонта, строитель Коринфа. Когда Зевс похитил дочь речного бога Асопа Эгину, Сисиф назвал отцу имя похитителя и указал место, где она была укрыта, и за это потребовал, чтобы Асоп дал воду основанному Сисифом храму и городу. Разгневанный Зевс послал за Сисифом богиню смерти Танатос, но Сисиф не только не пошел за ней, но обманом сумел заковать ее в цепи и держал в плену несколько лет, поэтому люди не умирали. Только Арес сумел освободить Танатос, которая первой своей жертвой избрала Сисифа. И в аиде Сисиф сумел обмануть богов: он оказался единственным умершим, возвратившимся на землю. Чтобы возвратить его в царство мертвых, пришлось посылать за ним Гермеса.
За свои обманы Сисиф наказан тем, что должен вкатывать в гору тяжелый камень, который, достигая вершины, срывается вниз, так что всю работу надо начинать сначала.
В Коринфе существовали культ и святилище Сисифа.
СИЗИФ, Сисиф
СИСИФ (СИЗИФ)
Сисиф, Сизиф
греч.) – сын царя Эола и Энареты, внук Эллина, супруг плеяды Меропы, отец Главка, дед Беллерофонта. С. считался строителем Эфиры (первоначальное название Коринфа). Мифы рисуют С. хитрецом, способным обмануть даже богов и вступающим с ними в конфликты. Когда Зевс похитил дочь речного бога Асопа Эгину, С. выдал ее отцу имя похитителя. Разгневанный Зевс послал к С. бога смерти Танатоса, но тот поймал бога в ловушку, заковал в цепи и держал в плену несколько лет. Люди перестали умирать, но потом Apec освободил Танатоса, который тут же унес душу С. в Аид. Но тот снова обманул богов и выбрался из Аида на землю. Это ему удалось благодаря тому, что, уходя с Танатосом, он запретил жене совершать после его смерти погребальные обряды и приносить жертвы богам, а затем умолил Персефону разрешить ему ненадолго вернуться на землю, чтобы наказать жену. Вместо этого С. остался среди живых и за ним пришлось посылать Гермеса. По одному из мифов, С. принял облик жениха Антиклеи, матери Одиссея, и сошелся с ней еще до брака с Лаэртом, став таким образом отцом Одиссея. С. стал любовником Тиро, чтобы погубить ее отца – своего брата Салмонея, так как оракул предсказал, что погубить Салмонея смогут только дети Тиро, родившиеся от С. Но Тиро узнала об этом предсказании и убила своих сыновей от С, чтобы спасти отца. С. совершал и другие беззакония – грабил и убивал путников, разорял Аттику, нападал на соседние страны. За свои преступления он понес в Аиде суровое наказание – боги осудили его вкатывать на гору тяжелый камень, который срывался вниз почти у самой вершины и всю работу приходилось начинать сначала.
Источник: Мифологический словарь
Сисиф (Сизиф)
В древнегреческой мифологии Сизиф (Σίσιφος, Sisyphys) – сын Эола; царствовал в построенном им городе Эфире (= Коринф) и был основателем истмийских игр. Как указывает самое его имя (σίσυφος одного корня с σοφός, дорич. συφός), Сизиф был олицетворением мудрости, изобретательности, хитрости; этими же качествами отличаются его потомки (Главк, Беллерофонт, Одиссей), а жители основанного им города известны как предприимчивые мореплаватели и как хитрый, бойкий народ. Как идеал хитрости Сизиф представлен в следующем мифе.
Зевс, рассердившись на Сизифа за измену, послал к нему смерть, но Сизиф заковал смерть в крепкие оковы, так что люди перестали умирать. Только вмешательством Аида (или Ареса) смерть была освобождена из оков и в свою очередь одолела Сизифа, который, однако, успел до смерти приказать жене оставить его без погребения и не совершать погребальных возлияний в расчете, что ему будет разрешено вернуться на землю. Аид поддался на хитрость Сизифа, который мог быть вновь водворен в царство мертвых лишь при содействии Гермеса. В числе мучеников подземного царства древность называет Сизифа который должен был вечно вкатывать на гору громадный камень: едва последний достигал вершины, как невидимая сила снова устремляла его вниз и снова начиналась та же бесцельная работа (Одисс. XI, 593–600). Преступление, за которое Сизиф был присужден к такому наказанию, заключалось, по одним, в том, что он выдал людям тайны богов; по другим – в том, что он беспокоил Аттику разбойничьими набегами и убивал путников, давя их огромною каменною глыбою или сбрасывая их в море и т. д. В лице Сизифа в связи с его посмертным наказанием греческий миф изобразил бессилие человека в его тщетных попытках путем хитрости и тонкости ума перейти границы познаваемого; наказание Сизифа есть наказание беспокойного ума, который, думая, что он вот-вот достиг предела своих стремлений, снова падает в бездну незнания. Гробницу Сизифа показывали на Коринфском перешейке; храм его (героон) находился в Коринфе. Н. О.
Зевс, рассердившись на Сизифа за измену, послал к нему смерть, но Сизиф заковал смерть в крепкие оковы, так что люди перестали умирать. Только вмешательством Аида (или Ареса) смерть была освобождена из оков и в свою очередь одолела Сизифа, который, однако, успел до смерти приказать жене оставить его без погребения и не совершать погребальных возлияний в расчете, что ему будет разрешено вернуться на землю. Аид поддался на хитрость Сизифа, который мог быть вновь водворен в царство мертвых лишь при содействии Гермеса. В числе мучеников подземного царства древность называет Сизифа который должен был вечно вкатывать на гору громадный камень: едва последний достигал вершины, как невидимая сила снова устремляла его вниз и снова начиналась та же бесцельная работа (Одисс. XI, 593–600). Преступление, за которое Сизиф был присужден к такому наказанию, заключалось, по одним, в том, что он выдал людям тайны богов; по другим – в том, что он беспокоил Аттику разбойничьими набегами и убивал путников, давя их огромною каменною глыбою или сбрасывая их в море и т. д. В лице Сизифа в связи с его посмертным наказанием греческий миф изобразил бессилие человека в его тщетных попытках путем хитрости и тонкости ума перейти границы познаваемого; наказание Сизифа есть наказание беспокойного ума, который, думая, что он вот-вот достиг предела своих стремлений, снова падает в бездну незнания. Гробницу Сизифа показывали на Коринфском перешейке; храм его (героон) находился в Коринфе. Н. О.
Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.
СИЗИФ, Сисиф
Сын царя эолян Эола и Энареты, внук Эллина, брат Кретея, Афаманта, Салмонея и других героев, супруг плеяды Меропы, отец Главка, дед Беллерофонта. С. считался строителем Эфиры (первоначальное название Коринфа). По одной из версий мифа, власть в Коринфе С. передала Медея.
Мифы рисуют С. хитрецом, способным обмануть даже богов и вступающим с ними в конфликты. Когда Зевс похитил дочь речного бога Асопа Эгину, С. назвал отцу имя похитителя и указал место, где она была укрыта, и за это потребовал, чтобы Асоп дал воду основанному С. храму и городу. Разгневанный Зевс послал за С. богиню смерти Танатос, но С. не только не пошел за ней, но, обманув, сумел заковать ее в цепи и держал в плену несколько лет, поэтому люди не умирали. Только Арес сумел освободить Танатос, которая первой своей жертвой избрала С. Но и в аиде С. сумел обмануть богов: он оказался единственным умершим, возвратившимся на землю. Уходя с Танатос в аид, С. запретил жене совершать после его смерти погребальные обряды и приносить богам жертвы. В аиде С. умолил Персефону разрешить ему вернуться на землю, чтобы наказать жену, нарушившую священные обычаи. Боги отпустили С., но он обманул их и остался среди живых. За ним пришлось посылать Гермеса.
Одна из послегомеровских версий мифа считает С. (а не Лаэрта) отцом Одиссея: Автолик попытался похитить коров С., но был уличен, так как С. тайно пометил своих животных под копытами особым знаком. Чтобы отомстить, С. принял образ жениха дочери Автолика Антиклеи и овладел ею. От этого союза родился Одиссей. Ненавидя своего брата Салмонея, С. замыслил убить его и запросил оракул Аполлона, как это совершить. Оракул ответил, что Салмонея могут погубить только дети его дочери Тиро, если они родятся от С. Тогда С. стал любовником Тиро, и от этой связи родились близнецы. Предупрежденная оракулом Тиро, чтобы спасти отца, убила своих детей. Кроме того, С. совершал беззаконные набеги на Аттику, нападал на путников и убивал их, придавливая огромным камнем. За свои преступления С. сурово наказан в аиде. Он должен вкатывать в гору тяжелый камень, который, достигая вершины, срывается вниз, так что всю работу надо начинать сначала. Это наказание символизирует тщетность попыток С. одержать верх над богами. С. считался основателем Истмийских игр, учрежденных им в честь племянника Меликерта, тело которого он нашел на берегу близ Коринфа и похоронил. В Коринфе существовали культ и святилище С.
Источник: Словарь греческой мифологии