СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

Найдено 17 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Системный подход
рассмотрение структурных связей, порядка ч.-л.

Источник: Тематический глоссарий по философии

Системный подход (анализ)
направление методологии познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

Системный подход
методологический принцип научного познания, состоящий в рассмотрении объектов как систем существующих в них многообразных типов связей.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД (АНАЛИЗ)
направление методологии познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем, т. е. элементов, объединяемых определенной структурой.

Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance

Системный подход
методологическое направление в науке, основная задача которого состоит в разработке методов исследования и конструирования сложноорганизованных объектов – систем разных типов и классов.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
направление методологии научного познания и социальной практики, ориентирующее исследователя на раскрытие целостности объекта как системы, на выявление многообразия свойств элементов и типов связей в нём, сведение его в единую теоретическую картину.

Источник: Философский словарь инженера. 2016

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
концепт философии системного анализа, науки о системах. Упомянутый концепт стал широко употребляться в 1960-е гг. Принципы С. п. пришли на смену механицизму и монизму. Механицизм не был в состоянии учесть специфику биологических, социальных, технических и других систем. Монизм же вообще не проявлял никакого интереса к внутреннему устройству систем. В СССР С. п. стал аргументом против идеологии диалектического материализма, не справлявшегося с исследованием сложных многоуровневых систем, в проектировании и использовании которых решающую роль играет человеческий фактор. Много усилий было затрачено на создание общей теории систем, но впоследствии выяснилось, что она недостаточна для учета специфики систем, особенно развивающихся. Достаточно часто С. п. награждается пышным титулом философского направления. На наш взгляд, это явная переоценка его достоинств. С. п. принадлежит к тому же уровню теории, что и, например, философия физики или философия политологии. Есть наука, называемая системным анализом, ее философией и является С. п.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
[англ. system analyse, system approach] – 1) направление методологии научного исследования, в основе которого лежит рассмотрение сложного объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними; направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как системы; 2) метод, применяемый к анализу объектов, имеющих множество взаимосвязанных элементов, объединенных общностью функций и цели, единством управления и функционирования. Системный подход применяется к тем явлениям, которые относятся к категории системы.
Исследователь должен выявить компоненты и системообразующие связи процесса или явления, определить основные факторы, влияющие на функционирование этой системы, оценить роль и место данной системы как целостного образования в системе др. явлений. Необходимо выявить отдельные элементы или группы, на которые будет осуществлено преобразующее влияние, изучить процессы управления, обеспечивающие достижение поставленных целей, создать систему с улучшенным функционированием, внедрить полученные результаты в практику. Многообразие сторон, элементов, отношений, внутренних и внешних факторов функционирования и развития любого процесса определяет необходимость его системного изучения.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

Системный подход
методология познания и проектирования предметов как систем. Системное исследование или проектирование включает в себя следующие этапы. 1. Осмысление проблемной ситуации или системопорождающего противоречия: имеется определенная потребность, но отсутствуют или неизвестны средства её удовлетворения. 2. Формулировка цели, достижение которой обеспечивается искомой системой (функции, которую она должна исполнять; качества, которым она должна обладать). 3. Учет внешних условий, в которых осуществляется функционирование системы. 4 Описание конструкции системы (её состава и структуры), с необходимостью и достаточностью обеспечивающей её функционирование. Необходимость и достаточность относительно цели – основной принцип С.п.
Сложность современной жизни общества и человека делает С.п. незаменимым и чрезвычайно эффективным методологическим инструментом. Однако необходимо помнить об интервале его применимости: тот уровень бытия, который в принципе поддается формализации. Попытки свести к системе целое (не в том смысле, в котором эти термины синонимичны) или схватить становление являются издержками самоуверенного сциентизма.
Ист.: Сагатовский В.Н.Системная деятельность и её философское осмысление // Системные исследования. Ежегодник. 1980. М., 1981; его же. Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб. 2004. С. 76-78.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

Системный подход
направление методологии научного познания и общественной практики, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы. Это системно-структурный анализ, который требует, чтобы упор делался на анализ внутренних связей объекта, чтобы он рассматривался как целостное образование, состоящее из элементов, теснейшим образом взаимосвязанных между собой и трансформирующихся друг в друга в процессе взаимодействия. Системный подход способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработке эффективной стратегии их изучения. Системный подход является общим способом организации деятельности, который охватывает любой род деятельности, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования. Основные принципы системного подхода: 1) целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней;
2) иерархичность строения, то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня; 3) структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры; 4) множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом; 5) системность, свойство объекта обладать всеми признаками системы.

Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
направление методологии научного познания и общественной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Системный подход способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработке эффективной стратегии их изучения. В основе системного подхода лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы. Системный подход является общим способом организации деятельности, который охватывает любой род деятельности, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования.
Системный подход не существует в виде строгой методологической концепции: он выполняет свои эвристические функции, оставаясь не очень жестко связанной совокупностью познавательных принципов, основной смысл которых состоит в соответствующей ориентации конкретных исследований. Эта ориентация осуществляется двояко. Во-первых, содержательные принципы системного подхода позволяют фиксировать недостаточность старых, традиционных предметов изучения для постановки и решения новых задач. Во-вторых, понятия и принципы системного подхода помогают строить новые предметы изучения, задавая структурные и типологические характеристики этих предметов и, тем самым, способствуя формированию конструктивных исследовательских программ.
Основные принципы системного подхода:
· Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.
· Иерархичность строения, то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации, которая представляет собой взаимодействие, как минимум, двух подсистем: управляющей и управляемой.
· Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами её отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.
· Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.
· Системность, свойство объекта обладать всеми признаками системы.
Литература: [18, 89].

Источник: Методология: словарь системы основных понятий. 2013

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
система от греч. целое, состоящее из частей) –это направление методологии научного познания и социальной практики, в основе  которого лежит  рассмотрение объектов как системы. Исследование систем начинается  в  40-50-х гг. XX в. на основе  концепции «общей  теории систем» австрийского биолога Л.фон Берталанфи. Этот принцип имеет важное эвристическое значение в науке, так как позволяет при характеристике любого объекта, как системы, переносить на него общие системные закономерности любой системы. Эти особенности изучает такой раздел математики  как «общая теория систем». Системный принцип опирается на следующие требования: а) выявление отдельных элементов, входящих в систему и выявление его места и функций в данной системе; б) признание, что  свойства  системы не сводимы к сумме свойств его элементов; в) исследование иерархии системы элементов;  г)  анализ поведения системы в зависимости от особенности ее элементов; д) описание всесторонности и многоаспектности системы; е) рассмотрение системы как динамичной и развивающейся целостности. Различают следующие системы: 1) открытые (обмениваются со средой энергией и информацией; стационарным ее состоянием является подвижное  равновесие,  когда  все  макроскопические  величины   неизменны,  а макроскопические процессы непрерывно продолжаются), закрытые (обмениваются со средой только энергией; согласно второму закону термодинамики она достигает состояния равновесия, при котором остаются неизменными все макроскопические величины системы и прекращаются все макроскопические процессы)  и самоорганизующиеся (сложные открытые, динамические саморазвивающиеся системы, связи, между элементами которых имеют не жесткий, а вероятностный характер, системы, способные корректировать свое состояние); 2) динамические (относительно  простые  системы,  состоящие  из  небольшого  числа  элементов, когда причины вызывают соответствующие следствия, поэтому возможны точные предсказания) и статические (сложные системы с большим количеством элементов и  случайных факторов, когда причины вызывают следствия с определенной долей  вероятности  и  предсказания  приобретают  вероятностный  характер);  3) материальные (представлены в неорганической природе физическими, геологическими, химическими системами, а в неорганической природе – живой клеткой, организмом, видами,  экосистемой; особый вид материальных систем – социальные системы) и  абстрактные (продукты  человеческого мышления –  гипотезы,теории, научные знания в целом).

Источник: Философия науки и техники: словарь

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
направление в науке, ставящее своей задачей разработку средств, методов исследования сложноорганизованных объектов — систем (Система). Важнейшие методологические принципы исследования сложных объектов были разработаны и практически реализованы основоположниками марксизма-ленинизма. Так, до сих пор образцом построения и применения такой методологии остается «Капитал» К. Маркса. В 20 в. исследование систем становится главной задачей целого ряда научных дисциплин — биологии, психологии, языкознания и др. Системные идеи лежали в основании таких новых отраслей знания, как кибернетика и семиотика. Со 2-й пол. 20 в. конструирование сложных систем занимает ведущее место в технике. Осознание общих методологических проблем, к-рые выявились во всех этих сферах, и привело к формированию С. п. В основе С. п. лежит прежде всего стремление зафиксировать научными средствами целостность, организованность системного объекта и вытекающая отсюда антимеханистическая (Механицизм) направленность исследования. Философская проблематика С. п. включает в себя анализ применяемых в системных исследованиях гносеологических средств, изучение специфического категориального (Категории) аппарата этих исследований. Разработка такой проблематики способствует взаимному обогащению как С. п., так и теории познания диалектического материализма. Важное место в системных исследованиях занимает их логико-методологическая сторона: построение специальных методов для изучения системных свойств объектов, логического (в том числе формализованного — Формализация) аппарата исследования, выявление особенностей системных теорий. Поскольку любой системный объект обычно изучается не одной, а одновременно несколькими научными дисциплинами, особое значение приобретает такой подход к исследованию, к-рый позволил бы синтезировать представления об объекте, полученные в разных дисциплинах. Попытки разработать развернутую методологию С. п. нередко приводят к созданию различных вариантов общей теории систем — общенаучной концепции, стремящейся сформулировать принципы изучения всех или по крайней мере большого числа типов систем. Такие концепции, однако, имеют пока ограниченное значение из-за недостаточной разработанности их гносеологического аппарата, специфических формально-математических средств анализа. С. п. развивается сейчас главным образом путем расширения его приложений, т. е. применения его для решения конкретных теоретических и практических проблем различных областей науки и техники. Методологический анализ этих приложений способствует развитию и уточнению С. п. в целом.

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
методологическое направление в науке осн задача к-рого состоит в разработке методов исследования и конструирования сложноорганизованных объектов — систем разных типов и классов. С. п. представляет собой определенный этап в развитии методов познания, методов исследовательской и конструкторской деятельности, способов описания и объяснения природы анализируемых или искусственно создаваемых объектов. Исторически С. п. приходит на смену широко распространенным в 17—19 вв. концепциям механицизма и по своим задачам противостоит этим концепциям. Наиболее широкое применение методы С. п. находят при исследовании сложных развивающихся объектов — многоуровневых, иерархических, как правило, самоорганизующихся биологических, психологических, социальных и т. д. систем, больших технических систем, систем “человек — машина” и т. д. Теоретической базой для разработки таких методов является диалектико-материалистический принцип системности. Маркс и Ленин дали глубокий анализ сложнейшего развивающегося объекта — системы экономических отношений капиталистического об-ва — и изложили ряд принципов методологии системного исследования. К числу важнейших задач С. п. относятся:1) разработка средств представления исследуемых и конструируемых объектов как систем; 2) построение обобщенных моделей системы, моделей разных классов и специфических свойств систем; 3) исследование структуры теорий систем и различных системных концепций и разработок. В системном исследовании анализируемый объект рассматривается как определенное множество элементов, взаимосвязь к-рых обусловливает целостные свойства этого множества. Осн. акцент делается на выявлении многообразия связей и отношений, имеющих место как внутри исследуемого объекта, так и в его взаимоотношениях с внешним окружением, средой. Свойства объекта как целостной системы определяются не только и не столько суммированием свойств его отдельных элементов, сколько свойствами его структуры, особыми системообразующими, интегративными связями рассматриваемого объекта. Для понимания поведения систем, прежде всего целенаправленного, необходимо выявить реализуемые данной системой процессы управления— формы передачи информации от одних подсистем к др. и способы воздействия одних частей системы на др., координацию низших уровней системы со стороны элементов ее высшего уровня, управления, влияние на последние всех остальных подсистем. Существенное значение в С. п. придается выявлению вероятностного характера поведения исследуемых объектов. Важной особенностью С. п. является то, что не только объект, но и сам процесс исследования выступает как сложная система, задача к-рой, в частности, состоит в соединении в единое целое различных моделей объекта. Системные объекты, наконец, как правило, не безразличны к процессу их исследования и во мн. случаях могут оказывать существенное воздействие на него. В условиях развертывания научно-технической революции происходит дальнейшее уточнение содержания С. п.— детальное раскрытие его философских оснований, разработка логических и методологических принципов, дальнейший прогресс в построении общей теории систем. С. п. является теоретической и методологической основой системного анализа.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Системный подход
в культурологии методол. основа культурологии как науки. Направлен на интеграцию исследоват. материала, накопленного разл. областями гуманитарного знания, занимающимися изучением культуры (Философия культуры, теория культуры, Искусствознание, психология культуры, социология культуры, история культуры и др.), и реализует стремление к анализу культуры в парадигме, задаваемой теорией систем. В рамках С.п. Культура рассматривается как система, складывающаяся и функционирующая во взаимодействии: объективной (любые культурные объекты) и субъективной (“слепок” культуры в сознании) форм; рациональной и эмоционально-чувственной ее составляющих; культурно-новационных механизмов и свойственных культуре способов обеспечения себе-тождественности; процессов производства, распространения (трансляции) и “присвоения” культурных ценностей и др. Одна из первых попыток применения С.п. принадлежит Л. Уайту. В работах “Наука о культуре” (1949), “Эволюция культуры” (1959), “Понятие культуры (1973) и др. он рассматривает культуру как целостную и самонастраивающуюся систему материальных и духовных элементов (общий закон развития культуры им сформулирован следующим образом: “Культура движется вперед по мере того, как возрастает количество обузданной энергии на душу населения, или по мере того, как возрастает эффективность или экономия в средствах управления энергией, или и то и другое вместе”). Разл. варианты описания культуры как системы присутствуют в работах Малиновского (см. Малиновский), Сорокина, одного из создателей структурно-функционального направления в социологии Парсонса и др. Сложность реализации С.п. объясняется прежде всего тем, что и культура в целом, и сами по себе отд. ее компоненты (искусство, этика, религия, мифология, технологич. культура и т.п.) представляют собой системы высокой сложности (их характеристики и изучаются разл. областями гуманитарных исследований, внутри к-рых, в свою очередь, возникают разл. школы со своими научными “доминантами”). В связи с этим одна из важнейших задач С.п. — выработка общемодельного, системно-целостного определения феномена культуры, все другие трактовки к-рого являлись бы частными случаями этого определения. Вторая группа проблем в принципе аналогична тому, с чем столкнулась в своем развитии сама общая теория систем, — на общесистемном уровне анализа культуры теория практически имеет дело с еще неопределенными категориями филос. уровня. С этой т.зр. особенно значимы попытки “операциональной расшифровки” тех или иных феноменов культуры, в частности феномена “эстетическое” (напр., в работах М. Князевой и Ю. Осокина). Однако наиболее специфич. трудности применения С.п. задаются тем обстоятельством, что при обращении к материалу культуры исследователь имеет дело по преимуществу с ее объективной формой (теми или иными артефактами культуры, реалиями наблюдаемых культурных процессов и т.д.), и ему необходимо найти и выявить в упомянутых культурных объектах некие признаки, характеризующие состояние и динамику субъективной ее формы. В этом смысле огромный вклад в развитие культурологии внесло изучение истории ментальности, начатое М. Блоком (см. Ментальность, Блок, Марк) и Л. Февром в 30-40-е гг. и продолженное начиная с 60-х гг. Дюби, Ле Руа Ладюри, Ле Гоффом и др. Пониманию специфики функционирования культуры в ее субъективной форме способствует и активная разработка теории субкультурной дифференциации, предпринимаемая в посл. годы рос. учеными (К. Соколов и др.). Важнейший момент, обеспечивающий возможность применения С.п., — формализация культурологич. материала (определяемая, подобно тому как это имеет место в математике, как отвлечение от изменчивости рассматриваемого объекта). Это означает, что с культурными объектами и процессами необходимо сопоставить нек-рые стабильные, неизменные понятия, в силу чего становится возможным выявить взаимоотношения, существующие между этими понятиями, а тем самым вскрыть связи, наблюдаемые в реальной действительности. Отсюда следует, что методика применения С.п. состоит в выявлении необходимого и достаточного набора общесистемных характеристик, отличающих специфику данной культуры (культурно-истор. периода) либо отд. ее элементов и компонентов (в свою очередь представляющих собой системный объект) и инвариантной реконструкции хода и рез-тов культурных процессов, что позволяет проследить раскрытие выявленных общесистемных характеристик в культурно-истор. конкретике применительно к любым сферам культуры данного периода, эпохи, этноса и т.д. Причем высокая степень неопределенности (неоперациональности) категорий, с к-рыми в наст. время имеет дело культуролог, вынуждает осуществлять эту реконструкцию на языке содержательно-структурной интерпретации культурных явлений и процессов, что пока еще очень далеко от требований, предъявляемых к описанию абстр. систем со стороны общей теории систем. В то же время уже на нынешнем уровне С.п. позволяет упорядочить использование многочисл. толкований термина “культура” (вплоть до их представления в виде своеобр. “терминологич. древа”), выработать единые методол. основания для изучения и классификации функций культуры, выявить специфику взаимодействия “имманентных” законов, действующих в той или иной сфере культуры, с общесистемными закономерностями, свойственными данной культуре в целом. Лит.: Проблемы методологии системного исследования. Сб. ст. М., 1970; Ле Гофф Ж. Цивилизация ср.-век. Запада. М., 1992; Князева М., Осокин Ю.В. Эстетическое как социальный феномен // Эстетич. воспитание на совр. этапе: Теория, методология, практика. М.. 1990; Субкультуры и этносы в худож. жизни об-ва. СПб., 1995; White L. The Science of Culture. N.Y., 1949. Ю.В. Осокин. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
направление методологии специальнонауч. познания и социальной практики, в основе к-рого лежит исследование объектов как систем. С. п. способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработке эффектив­ной стратегии их изучения. Методологич. специфика С. п. определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечиваю­щих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретич. картину.
Задачи адекватного воспроизведения в знании слож­ных социальных и биологич. объектов впервые в науч. форме были поставлены К. Марксом и Ч. Дарвином. «Капитал» Маркса послужил классич. образцом систем­ного исследования общества как целого и различных сфер обществ. жизни, а воплощенные в нем принципы изучения органичного целого (восхождение от абстракт­ного к конкретному, единство анализа и синтеза, логического и исторического, выявление в объекте разнокачеств. связей и их взаимодействия, синтез структурно-функциональных и генетич. представлений об объекте и т. п.) явились важнейшим компонентом диалектико-материалистич. методологии науч. позна­ния. Созданная Дарвином теория биологич. эволюции не только ввела в естествознание идею развития, но и утвердила представление о реальности надорганизменных уровней организации жизни - важнейшую предпосылку системного мышления в биологии.
В 20 в. С. п. занимает одно из ведущих мест в науч. познании. Предпосылкой его проникновения в науку явился прежде всего переход к новому типу науч. за­дач: в целом ряде областей науки центр. место начи­нают занимать проблемы организации и функциониро­вания сложных объектов; познание начинает опериро­вать системами, границы и состав к-рых далеко не очевидны и требуют спец. исследования в каждом отд. случае. Во 2-й пол. 20 в. аналогичные но типу задачи возникают и в социальной практике; в социальном уп­равлении вместо превалировавших прежде локальных, отраслевых задач и принципов ведущую роль начинают играть крупные комплексные проблемы, требующие тес­ного взаимоувязывания экономич., социальных и иных аспектов обществ. жизни (напр., проблемы создания совр. производств. комплексов, развития городов, мероприятия по охране природы).
Изменение типа науч. и практич. задач сопровожда­ется появлением общенауч. и спец.-науч. концепций, для к-рых характерно использование в той или иной форме осн. идей С. п. Наряду с распространением прин­ципов С. п. на новые сферы науч. знания и практики с сер. 20 в. начинается систематич. разработка этих принципов в методологич. плане. Первоначальнометодологич. исследования группировались вокруг задач построения общей теории систем. Однако развитие ис­следований в этом направлении показало, что сово­купность проблем методологии системного исследова­ния существенно превосходит рамки задач общей тео­рии систем. Для обозначения этой более широкой сферы методологич. проблем и применяют термин «С. п.», к-рый с 70-х гг. прочно вошел в науч. обиход.
С. п. не существует в виде строгой методологич. концепции: он выполняет свои эвристич. функции, ос­таваясь не очень жестко связанной совокупностью познават. принципов, осн. смысл к-рых состоит в соответ­ствующей ориентации конкретных исследований. Эта ориентация осуществляется двояко. Во-первых, содер­жательные принципы С. п. позволяют фиксировать не­достаточность старых, традиц. предметов изучения для постановки и решения новых задач. Во-вторых, по­нятия и принципы С. п. существенно помогают строить новые предметы изучения, задавая структурные и типологич. характеристики этих предметов и т. о. способ­ствуя формированию конструктивных исследоват. про­грамм.
Значение критич. функции новых принципов позна­ния было убедительно продемонстрировано еще Марк­сом, «Капитал» к-рого далеко не случайно носит под­заголовок «Критика политич. экономии»: именно последоват. критика принципов классич. политэкономии позволила раскрыть узость, недостаточность ее исход­ной содержательно-концептуальной базы и расчистить путь для построения нового предмета этой науки, адекватного задачам изучения целостного функциони­рования и развития капиталистич. экономики. Реше­ние аналогичных задач выступает важным предварит. условием и при построении совр. системных концепций. Условием разработки эффективных мероприятий по защите окружающей среды явилась весьма последоват. критика прежнего подхода к развитию произ-ва, игно­рировавшего системную связь общества и природы. Утверждение системных принципов в совр. биологии сопровождалось критич. анализом односторонности узкоэволюционистского подхода к живой природе, не позволявшего зафиксировать важную самостоят. роль факторов биологич. организации. Т. о., эта функ­ция С. п. носит конструктивный характер и связана прежде всего с обнаружением неполноты наличных предметов изучения, их несоответствия новым науч. задачам, а также с выявлением недостаточности приме­няемых в той или иной отрасли науки и практики принципов объяснения и способов построения знания. Эффективное проведение этой работы предполагает последоват. реализацию принципа преемственности в развитии систем знания.
Позитивная роль С. п. может быть сведена к след. осн. моментам. Во-первых, понятия и принципы С. п. выявляют более широкую познават. реальность по сравнению с той, к-рая фиксировалась в прежнем зна­нии (напр., понятие биосферы в концепции В. И. Вер­надского, понятие биогеоценоза в совр. экологии, оптим. подход в экономич. управлении и планировании).
Во-вторых, С. п. содержит в себе новую по сравне­нию с предшествующими схему объяснения, в основе к-рой лежит поиск конкретных механизмов целостности объекта и выявление достаточно полной типологии его связей. Реализация этой функции обычно сопряжена с большими трудностями: для действительно эффектив­ного исследования мало зафиксировать наличие в объ­екте разнотипных связей, необходимо еще представить это многообразие в операциональном виде, т. е. изобра­зить различные связи как логически однородные, до­пускающие непосредств. сравнение и сопоставление.
В-третьих, из важного для С. п. тезиса о многооб­разии типов связей объекта следует, что сложный объект допускает не одно, а несколько расчленений. При этом критерием обоснованного выбора наиболее адекватного расчленения изучаемого объекта может служить то, насколько в результате удается построить «единицу» анализа (такую, напр., как товар в экономич. учении Маркса или биогеоценоз в экологии), позволяю­щую фиксировать целостные свойства объекта, его струк­туру и динамику.
Широта принципов и осн. понятий С. п. ставит его в тесную связь с др. методологич. направлениями совр. науки. По своим познават. установкам С. п. имеет осо­бенно много общего со структурализмом и структурно-функциональным анализом, с к-рыми его связывает не только оперирование понятиями структуры и функ­ции, но и акцент на изучение разнотипных связей объекта; вместе с тем принципы С. п. обладают более широким и более гибким содержанием, они не подверг­лись слишком жесткой концептуализации и абсолюти­зации, как это имело место с нек-рыми линиями в раз­витии указанных направлений.
Непосредственно не решая филос. проблем, С. п. сталкивается с необходимостью филос. истолкования своих положений. Сама история становления С. п. убе­дительно показывает, что он неразрывно связан с фун­даментальными идеями материалистич. диалектики и прежде всего с филос. принципом системности, получив­шим наиболее глубокую разработку в трудах классиков марксизма-ленинизма. Именно диалектич. материализм дает наиболее адекватное филос.-мировоззренч. истолкование С. п.: методологически оплодотворяя его, он вместе с тем обогащает собств. содержание; при этом, однако, между диалектикой и С. п. постоянно сохра­няются отношения субординации, т. к. они представ­ляют разные уровни методологии; С. п. выступает как конкретизация принципов диалектики применительно к исследованию, проектированию и конструированию объектов как систем.

Источник: Советский философский словарь

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
направление философии и методологии науки, специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Системный подход ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину. Понятие «системный подход» (англ. «systems approach») стало широко употребляться с кон. 1960-х — нач. 1970-х IT. в англоязычной и русской философской и системной литературе. Близкими по содержанию к «системному подходу» являются понятия «системные исследования», «принцип системности», «общая теория систем» и «системный анализ».
Системный подход — междисциплинарное философско-методологическое и научное направление исследований. Непосредственно не решая философских проблем, системный подход нуждается в философском истолковании своих положений. Важную часть философского обоснования системного подхода составляет системности принцип.
Исторически идеи системного исследования объектов мира и процессов познания возникли еще в античной философии (Платон, Аристотель), получили широкое развитие в философии нового времени (Кант, Шеллинг), исследовались Марксом применительно к экономической структуре капиталистического общества. В созданной Дарвином теории биологической эволюции были Сформулированы не только идея, но и представление о реальности надорганизменных уровней организации жизни (важнейшая предпосылка системного мышления в биологии).
Системный подход представляет собой определенный этап в развитии методов познания, исследовательской и конструкторской деятельности, способов описания и объяснения природы анализируемых или искусственно создаваемых объектов. Принципы системного подхода приходят на смену широко распространенным в 17—19 вв. концепциям мехтшццзма и противостоят им. Наиболее широкое применение методы системного подхода находят при исследовании сложных развивающихся объектов — многоуровневых, иерархических, самоорганизующихся биологических, психологических, социальных и т. д. систем, больших технических систем, систем «человек-машина» и т. д.
К числу важнейших задач системного подхода относятся: 1 ) разработка средств представления исследуемых и конструируемых объектов как систем; 2) построение обобщенных моделей системы, моделей разных классов и специфических свойств систем; 3) исследование структуры теорий систем и различных системных концепций и разработок. В системном исследовании анализируемый объект рассматривается как определенное множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостные свойства этого множества. Основной акцент делается на выявлении многообразия связей и отношений, имеющих место как внутри исследуемого объекта, так и в его взаимоотношениях с внешним окружением, средой. Свойства объекта как целостной системы определяются не только и не столько суммированием свойств его отдельных элементов, сколько свойствами его структуры, особыми системообразующими, интегративными связями рассматриваемого объекта. Для понимания поведения систем (прежде всего целенаправленного) необходимо выявить реализуемые данной системой процессы управления — формы передачи информации от одних подсистем к другим и способы воздействия одних частей системы на другие, координацию низших уровней системы со стороны элементов ее высшего уровня управления, влияние на последние всех остальных подсистем. Существенное значение в системном подходе придается выявлению вероятностного характера поведения исследуемых объектов. Важной особенностью системного подхода является то, что не только объект, но и сам процесс исследования выступает как сложная система, задача которой, в частности, состоит в соединении в единое целое различных моделей объекта. Системные объекты очень часто бывают не безразличны к процессу их исследования и во многих случаях могут оказывать существенное воздействие на него. В условиях развертывания научно-технической революции во 2-й пол. 20 в. происходит дальнейшее уточнение содержания системного подхода — раскрытие его философских оснований, разработка логических и методологических принципов, дальнейший прогресс в построении общей теории систем. Системный подход является теоретической и методологической основой системного анализа.
Предпосылкой проникновения системного подхода в науку 20 в. явился прежде всего переход к новому типу научных задач: в целом ряде областей науки центральное место начинают занимать проблемы организации и функционирования сложных объектов; познание оперирует системами, границы и состав которых далеко не очевидны и требуют специального исследования в каждом отдельном случае. Во 2-й пол. 20 в. аналогичные по типу задачи возникают и в социальной практике: в социальном управлении вместо превалировавших прежде локальных, отраслевых задач и принципов ведущую роль начинают играть крупные комплексные проблемы, требующие тесного взаимоувязывания экономических, социальных, экологических и иных аспектов общественной жизни (напр., глобальные проблемы, комплексные проблемы социально-экономического развития стран и регионов, проблемы создания современных производств, комплексов, развития городов, мероприятия по охране природы и т. п.).
Изменение типа научных и практических задач сопровождается появлением общенаучных и специально-научных концепций, для которых характерно использование в той или иной форме основных идей системного подхода. Наряду с распространением принципов системного подхода на новые сферы научного знания и практики с сер. 20 в. начинается систематическая разработка этих принципов в методологическом плане. Первоначально методологические исследования группировались вокруг задач построения общей теории систем. Однако развитие исследований в этом направлении показало, что совокупность проблем методологии системного исследования существенно выходит за рамки задач разработки только общей теории систем. Для обозначения этой более широкой сферы методологических проблем и стал широко применяться термин «системный подход».
Системный подход не существует в виде строгой теоретической или методологической концепции: он выполняет свои эвристические функции, оставаясь совокупностью познавательных принципов, основной смысл которых состоит в соответствующей ориентации конкретных исследований. Этаориентация осуществляется двояко. Во-первых, содержательные принципы системного подхода позволяют фиксировать недостаточность старых, традиционных предметов изучения для постановки и решения новых задач. Во-вторых, понятия и принципы системного подхода существенно помогают строить новые предметы изучения, задавая структурные и типологические характеристики этих предметов и т. о. способствуя формированию конструктивных исследовательских программ. Роль системного подхода в развитии научного, технического и практически-ориентированного знания состоит в следующем. Во-первых, понятия и принципы системного подхода выявляют более широкую познавательную реальность по сравнению с той, которая фиксировалась в прежнем знании (напр., понятие биосферы в концепции В. И. Вернадского, понятие биогеоценоза в современной экологии, оптимальный подход в экономическом управлении и планировании и т. п.). Во-вторых, в рамках системного подхода разрабатываются новые по сравнению с предшествующими этапами развития научного познания схемы объяснения, в основе которых лежит поиск конкретных механизмов целостности объекта и выявление типологии его связей. В-третьих, из важного для системного подхода тезиса о многообразии типов связей объекта следует, что любой сложный объект допускает несколько расчленений. При этом критерием выбора наиболее адекватного расчленения изучаемого объекта может служить то, насколько в результате удается построить «единицу» анализа, позволяющую фиксировать целостные свойства объекта, его структуру и динамику.
Широта принципов и основных понятий системного подхода ставит его в тесную связь с другими методологическими направлениями современной науки. По своим познавательным установкам системный подход имеет много общего со структурализмом и структурно-функциональным анализом, с которыми его связывает не только оперирование понятиями системы, структуры и функции, но и акцент на изучение разнотипных связей объекта. Вместе с тем принципы системного подхода обладают более широким и более гибким содержанием, они не подверглись такой жесткой концептуализации и абсолютизации, которая была характерна для некоторых интерпретаций структурализма и структурно-функционального анализа.
Лит.: Проблемы методологии системного исследования. М., 1970; Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973; Садовский В. И. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ. М., 1974; УемовА. И. Системный подход и общая теория систем. М., 1978; Афанасьев В. Г. Системность и общество. М., 1980; Блауберг И. В. Проблема целостности и системный подход. М., 1997; Юдин Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М., 1997; Системные исследования. Ежегодник, вып. 1-26. М., 1969-1998; Churchman С. W. The Systems Approach. N. Y, 1968; Trends in General Systems Theory. N.Y, 1972; General Systems Theory. Yearbook, vol. 1—30. N. Y, 1956—85; Critical Systems Thinking. Directed Readings. N.Y, 1991; см. также лит. к ст. Система, Общая теория систем. Системности принцип.
И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин, В. Н. Садовский

Источник: Новая философская энциклопедия