построение обобщенной модели взаимосвязей в системе элементов для нахождения и принятия решения по исследуемой проблеме системного характера. Иногда употребляется как синоним системного подхода.
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ
Системный анализ
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ
совокупность методов и средств исследования сложных, многоуровневых и многокомпонентных систем, объектов, процессов, опирающихся на комплексный подход, учет взаимосвязей и взаимодействий между элементами системы; анализ какого-л. объекта или процесса, выполненный на основе системного подхода. Системный анализ играет важную роль в процессе планирования и управления, при выработке и принятии управленческих решений.
Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ
1) в широком смысле – синоним системногоподхода; 2) в узком смысле – совокупность методологических средств, которые используются для обоснования решений по сложным проблемам различного характера. Основные принципы системного анализа: 1) принятие решений должно начинаться с формирования конечных целей; 2) рассмотрение проблемы как целого, как единой системы, выявляя взаимосвязи каждого частного явления и их последствия; 3) определение и анализ возможных альтернативных путей достижения цели; 4) недопущение, чтобы цели отдельных подразделений вступали в конфликт с целями всей программы. Основной процедурой системного анализа является построение общей модели, которая отражает все реальные ситуации, которые могут появиться в процессе осуществления решений, после чего выявляются возможные альтернативные варианты действия и сравниваются затраты ресурсов по каждому из вариантов и уточняются нежелательные внешние воздействия. Системный анализ опирается на прикладные математические операции и методы (информационные системы, ЭВМ). Этот метод применяется, когда принимать решения приходится в условиях неопределенности.
Источник: Философия науки и техники: словарь
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ
совокупность методов и средств, используемых при исследовании и конструировании сложных и сверхсложных объектов, прежде всего методов выработки, принятия и обоснования решений при проектировании, создании и управлении социальными, экономическими, человеко-машинными и техническими системами. С. а. возник в 60-х гг. 20 в. как результат развития исследования операций и системотехники. Теоретическую и методологическую основу С. а. составляют системный подход и общая теория систем. С. а. применяется гл. обр. к исследованию искусственных (возникших при участии человека) систем, причем в таких системах важная роль принадлежит деятельности человека. Согласно принципам С. а., возникающая перед об-вом та или иная сложная проблема (прежде всего проблема управления) должна быть рассмотрена как нечто целое, как система во взаимодействии всех ее компонентов. Для принятия решения об управлении этой системой необходимо определить ее цель, цели ее отдельных подсистем и множество альтернатив достижения этих целей, к-рые сопоставляются по определенным критериям эффективности, и выбрать наиболее приемлемый для данной ситуации способ управления. Важным этапом С. а. является построение обобщенной модели (или ряда таких моделей) исследуемой или конструируемой системы. в к-рой учтены все ее существенные переменные. В силу чрезвычайно большого числа компонентов (элементов, подсистем, блоков, связей и т. д.), составляющих социально-экономические, человеко-машинные и т. п. системы, для проведения С. а. требуется использование совр. вычислительной техники — как для построения обобщенных моделей таких систем, так и для оперирования с ними (напр., путем проигрывания на таких моделях сценариев функционирования систем и интерпретации полученных результатов). В С. а. широко используются разработанные в последние два-три десятилетия методы системной динамики, теории игр, эвристического программирования, имитационного моделирования, программно-целевого управления и т. д. Важной особенностью С. а. является единство используемых в нем формализованных и неформализованных средств и методов исследования.
Источник: Философский энциклопедический словарь
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ
«практическая методология решения проблем» – совокупность методов, ориентированных на исследование сложных систем – технических, экономических, экологических, образовательных и т.д. Результатом системных исследований является, как правило, выбор вполне определенной альтернативы: плана развития организации, региона, параметров конструкции и т.д. Ценность системного подхода состоит в том, что рассмотрение категорий системного анализа создает основу для логического и последовательного подхода к проблемам кибернетики и принятия решений (см. теория принятия решений). Эффективность решения проблем с помощью системного анализа определяется структурой решаемых проблем.
Согласно классификации, все проблемы подразделяются на три класса:
· хорошо структурированные (well-structured), или количественно сформулированные проблемы, в которых существенные зависимости выяснены хорошо;
· неструктурированные (unstructured), или качественно выраженные проблемы, содержащие описание лишь важнейших ресурсов, признаков и характеристик, количественные зависимости между которыми почти неизвестны;
· слабо структурированные (ill-structured), или смешанные проблемы, которые содержат как качественные элементы, так и малоизвестные, неопределенные стороны, которые имеют тенденцию доминировать.
Для решения хорошо структурированных количественно выражаемых проблем используются методы исследования операций, то есть, строится адекватная математическая модель (например, с использованием аппарата линейного, нелинейного, динамического программирования, теории массового обслуживания, теории игр и др.), в рамках которой ищутся оптимальные целенаправленные действия (управление), см. также оптимизация.
Для решения слабо структурированных проблем используется методика, включающая следующие основные этапы (см. также Рис. 8 и Табл. 4):
1) формулировка проблемной ситуации;
2) определение целей;
3) определение критериев достижения целей;
4) построение моделей для обоснования решений;
5) поиск оптимального (допустимого) варианта решения;
6) согласование решения;
7) подготовка решения к реализации;
8) утверждение решения;
9) управление ходом реализации решения;
10) проверка эффективности решения.
Литература: [18, 89].
Согласно классификации, все проблемы подразделяются на три класса:
· хорошо структурированные (well-structured), или количественно сформулированные проблемы, в которых существенные зависимости выяснены хорошо;
· неструктурированные (unstructured), или качественно выраженные проблемы, содержащие описание лишь важнейших ресурсов, признаков и характеристик, количественные зависимости между которыми почти неизвестны;
· слабо структурированные (ill-structured), или смешанные проблемы, которые содержат как качественные элементы, так и малоизвестные, неопределенные стороны, которые имеют тенденцию доминировать.
Для решения хорошо структурированных количественно выражаемых проблем используются методы исследования операций, то есть, строится адекватная математическая модель (например, с использованием аппарата линейного, нелинейного, динамического программирования, теории массового обслуживания, теории игр и др.), в рамках которой ищутся оптимальные целенаправленные действия (управление), см. также оптимизация.
Для решения слабо структурированных проблем используется методика, включающая следующие основные этапы (см. также Рис. 8 и Табл. 4):
1) формулировка проблемной ситуации;
2) определение целей;
3) определение критериев достижения целей;
4) построение моделей для обоснования решений;
5) поиск оптимального (допустимого) варианта решения;
6) согласование решения;
7) подготовка решения к реализации;
8) утверждение решения;
9) управление ходом реализации решения;
10) проверка эффективности решения.
Литература: [18, 89].
Источник: Методология: словарь системы основных понятий. 2013
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ
совокупность методов и средств, используемых при исследовании и конструировании сложных и сверхсложных объектов, прежде всего методов выработки, принятия и обоснования решений при проектировании, создании и управлении социальными, экономическими, человеко-машинными и техническими системами. В литературе понятие системного анализа иногда отождествляется с понятием системного подхода, но такая обобщенная трактовка системного анализа вряд ли оправдана. Системный анализ возник в 1960-х гг. как результат развития исследования операций и системотехники. Теоретическую и методологическую основу системного анализа составляют системный подход и общая теория систем. Системный анализ применяется гл. о. к исследованию искусственных (возникших при участии человека) систем, причем в таких системах важная роль принадлежит деятельности человека. Использование методов системного анализа для решения исследовательских и управленческих проблем необходимо прежде всего потому, что в процессе принятия решений приходится осуществлять выбор в условиях неопределенности, которая связана с наличием факторов, не поддающихся строгой количественной оценке. Процедуры и методы системного анализа направлены на выдвижение альтернативных вариантов решения проблемы, выявление масштабов неопределенности по каждому из вариантов и сопоставление вариантов по тем или иным критериям эффективности. Согласно принципам системного анализа, возникающая перед обществом та или иная сложная проблема (прежде всего проблема управления) должна быть рассмотрена как нечто целое, как система во взаимодействии всех ее компонентов. Для принятия решения об управлении этой системой необходимо определить ее цель, цели ее отдельных подсистем и множество альтернатив достижения этих целей, которые сопоставляются по определенным критериям эффективности, и в результате выбирается наиболее приемлемый для данной ситуации способ управления. Центральной процедурой в системном анализе является построение обобщенной модели (или моделей), отображающей все факторы и взаимосвязи реальной ситуации, которые могут проявиться в процессе осуществления решения. Полученная модель исследуется с целью выяснения близости результата применения того или иного из альтернативных вариантов действий к желаемому, сравнительных затрат ресурсов по каждому из вариантов,степени чувствительности модели к различным нежелательным внешним воздействиям. Системный анализ опирается на ряд прикладных математических дисциплин и методов, широко используемых в современной деятельности управления. Техническая основа системного анализа — современные компьютеры и информационные системы. В системном анализе широко используются методы системной динамики, теории игр, эвристического программирования, имитационного моделирования, программно-целевого управления и т. д. Важной особенностью системного анализа является единство используемых в нем формализованных и неформализованных средств и методов исследования.
Источник: Новая философская энциклопедия
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ
1) в узком смысле - совокупность методологич. средств, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам политич., воен., социального, экономич., науч., технйч. характера. 2) В широком смысле термин «С. а.» иногда употребляют как синоним системного подхода. Привлечение методов С. а. для решения указанных проблем необходимо прежде всего потому, что в процессе принятия решений приходится осуществлять выбор в условиях неопределенности, к-рая обусловлена наличием факторов, не поддающихся строгой количеств.оценке. Процедуры и методы С. а. направлены именно на выдвижение альтернативных вариантов решения проблемы, выявление масштабов неопределенности по каждому из вариантов и сопоставление вариантов по тем или иным критериям эффективности.
Интенсивное расширение сферы использования С. а. тесно связано с распространением программноцелевого метода управления, при к-ром специально для решения важной проблемы составляется программа, формируется орг-ция (учреждение или сеть учреждений) и выделяются необходимые материальные ресурсы. Первой широкой программой такого рода явился план ГОЭЛРО, разработанный в 1920 на основе указаний В. И. Ленина. Накопленный при этом опыт был применен при осуществлении индустриализации СССР, составлении пятилетних планов развития нар. х-ва и т. д.
В развитых капиталистич. странах, и прежде всего в США, применение С. а. в сфере частного бизнеса началось с 50-х гг. 20 в. Одновременно С. а. все шире проникает и в сферу управленч. деятельности гос. аппарата, прежде всего при решении проблем, связанных с развитием и технич. оснащением вооруж. сил и с освоением космоса.
Основой С. а. считают общую теорию систем и системный подход. С. а., однако, заимствует у них лишь самые общие исходные представления и предпосылки. Его методологич. статус весьма необычен: с одной стороны, С. а. располагает детализированными методами и процедурами, почерпнутыми из совр. науки и созданными специально для него, что ставит его в ряд с др. прикладными направлениями совр. методологии, с другой - в рамках С. а. применяются нестрогие, основанные на интуиции качеств. суждения, оценки и методы, при этом, однако, необходимость их использования в каждом случае специально обосновывается. В С. а. тесно переплетены элементы науки и практики.
Важнейшие принципы С. а. сводятся к следующему: процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования конечных целей; необходимо рассматривать всю проблему как целое, как единую систему и выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного решения; необходимы выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели; цели отд. подразделений не должны вступать в конфликт с целями всей программы.
Центр. процедурой в С. а. является построение обобщенной модели (или моделей), отображающей все факторы и взаимосвязи реальной ситуации, к-рые могут проявиться в процессе осуществления решения. Полученная модель исследуется с целью выяснения близости результата применения того или иного из альтернативных вариантов действий к желаемому, сравнит. затрат ресурсов по каждому из вариантов, степени чувствительности модели к различным нежелательным внеш. воздействиям. С. а. опирается на ряд прикладных математич. дисциплин и методов, широко используемых в совр. деятельности управления. Технич. основа С. а.- совр. вычислит. машины и информац. системы.
Интенсивное расширение сферы использования С. а. тесно связано с распространением программноцелевого метода управления, при к-ром специально для решения важной проблемы составляется программа, формируется орг-ция (учреждение или сеть учреждений) и выделяются необходимые материальные ресурсы. Первой широкой программой такого рода явился план ГОЭЛРО, разработанный в 1920 на основе указаний В. И. Ленина. Накопленный при этом опыт был применен при осуществлении индустриализации СССР, составлении пятилетних планов развития нар. х-ва и т. д.
В развитых капиталистич. странах, и прежде всего в США, применение С. а. в сфере частного бизнеса началось с 50-х гг. 20 в. Одновременно С. а. все шире проникает и в сферу управленч. деятельности гос. аппарата, прежде всего при решении проблем, связанных с развитием и технич. оснащением вооруж. сил и с освоением космоса.
Основой С. а. считают общую теорию систем и системный подход. С. а., однако, заимствует у них лишь самые общие исходные представления и предпосылки. Его методологич. статус весьма необычен: с одной стороны, С. а. располагает детализированными методами и процедурами, почерпнутыми из совр. науки и созданными специально для него, что ставит его в ряд с др. прикладными направлениями совр. методологии, с другой - в рамках С. а. применяются нестрогие, основанные на интуиции качеств. суждения, оценки и методы, при этом, однако, необходимость их использования в каждом случае специально обосновывается. В С. а. тесно переплетены элементы науки и практики.
Важнейшие принципы С. а. сводятся к следующему: процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования конечных целей; необходимо рассматривать всю проблему как целое, как единую систему и выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного решения; необходимы выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели; цели отд. подразделений не должны вступать в конфликт с целями всей программы.
Центр. процедурой в С. а. является построение обобщенной модели (или моделей), отображающей все факторы и взаимосвязи реальной ситуации, к-рые могут проявиться в процессе осуществления решения. Полученная модель исследуется с целью выяснения близости результата применения того или иного из альтернативных вариантов действий к желаемому, сравнит. затрат ресурсов по каждому из вариантов, степени чувствительности модели к различным нежелательным внеш. воздействиям. С. а. опирается на ряд прикладных математич. дисциплин и методов, широко используемых в совр. деятельности управления. Технич. основа С. а.- совр. вычислит. машины и информац. системы.
Источник: Советский философский словарь
системный анализ
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ — совокупность методов и средств, используемых при исследовании и конструировании сложных и сверхсложных объектов, прежде всего методов выработки, принятия и обоснования решений при проектировании, создании и управлении социальными, экономическими, человеко-машинными и техническими системами. В литературе понятие С. а. иногда отождествляется с понятием системного подхода, но такая обобщенная трактовка С. а. вряд ли оправданна. С. а. возник в 1960-х как результат развития исследования операций и системотехники. Теоретическую и методологическую основу С. а. составляют системный подход и общая теория систем. С. а. применяется, главным образом, к исследованию искусственных (возникших при участии человека) систем, причем в таких системах важная роль принадлежит деятельности человека. Использование методов С. а. для решения исследовательских и управленческих проблем необходимо, прежде всего, потому, что в процессе принятия решений приходится осуществлять выбор в условиях неопределенности, которая связана с наличием факторов, не поддающихся строгой количественной оценке. Процедуры и методы С. а. направлены на выдвижение альтернативных вариантов решения проблемы, на выявление масштабов неопределенности по каждому из вариантов и на сопоставление вариантов по тем или иным критериям эффективности. Согласно принципам С. а., возникающая перед обществом та или иная сложная проблема (прежде всего проблема управления) должна быть рассмотрена как нечто целое, как система во взаимодействии всех ее компонентов. Для принятия решения управлении этой системой необходимо определить ее Ц е л ь, цели ее отдельных подсистем и множество альтернатив достижения этих целей, которые сопоставляются по определенным критериям эффективности, и в результате выбирается наиболее приемлемый для данной ситуации способ управления. Центральной процедурой в С. а. является построение обобщенной модели (или моделей), отображающей все факторы и взаимосвязи реальной ситуации, которые могут проявиться в процессе осуществления решения. Полученная модель исследуется с целью выяснения близости результата применения того или иного из альтернативных вариантов действий к желаемому, сравнительных затрат ресурсов по каждому из вариантов, степени чувствительности модели к различным нежелательным внешним воздействиям. С. а. опирается на ряд прикладных математических дисциплин и методов, широко используемых в современной деятельности управления. Техническая основа С. а. — современные компьютеры и информационные системы. В С. а. широко используются методы системной динамики, теории игр, эвристического программирования, имитационного моделирования, программно-целевого управления и т.д. Важной особенностью С. а. является единство используемых в нем формализованных и неформализованных средств и методов исследования. В.Н. Садовский Лит.: Гвишиани Д.М. Организация и управление. М., 1972; Клиланд Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. М., 1974; Наппельбаум Э.Л. Системный анализ как программа научных исследований — структура и ключевые понятия // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник. 1979. М., 1980; Ларичев О.И. Методологические проблемы практического применения системного анализа // Там же; Блауберг И.В., Мирский Э.М., Садовский В.И. Системный подход и системный анализ // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник. 1982. М., 1982; Блауберг И.В. Проблема целостности и системный подход. М., 1997; Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М., 1997.