Систематическая теология

Найдено 1 определение
Систематическая теология
(Systematic Theology).
Попытка в сжатой форме выразить религиозную истину, представив ее в виде теологической системы.
Определение систематической теологии и ее отношение к философии и религии. Хотя слово "теология" не встречается в Св. Писании, сама идея теологии присутствует. В Древней Греции под еловом theologia понимали философские дискуссии, посвященные божественным материям. Платон называл "теологиями" рассказы поэтов о богах, а Аристотель учил, что науки делятся на три рода: физика, изучающая природу; математика, изучающая число и количество; теология, занимающаяся познанием Бога. Аристотель считал теологию величайшей из всех наук, поскольку предмет ее изучения  наивысшая реальность, Бог.
Этимология этого составного слова (theos  " Бог ", logos  " разум " или " елово") указывает на обсуждение круга вопросов, объединенных одной темой  Бог и божественное. Согласно краткому определению Б. Б. Уорфилда, к-рое стало уже классическим, теология это "наука о Боге и Его взаимоотношениях с миром и человеком". Более подробно теологию можно охарактеризовать как дисциплину, края (1) сводит воедино и формулирует ниспосланные в божественном откровении истины о Боге и Его взаимоотношениях со вселенной и с человечеством и (2) применяет эти истины к жизни и мышлению человека во всей их полноте. Систематическая теология начинает изучение своего предмета с божественного откровения в его целокупности, выводит учения из текстов Св. Писания на основе строго научного грамматикоисторического истолкования, соотносится с церковным учением в его развитии,упорядочивает полученные результаты в связное целое и применяет их во всех сферах человеческой деятельности.
Эту дисциплину иногда называют "догматической теологией" (Шедд, Пипер, Бавинк, Барт), полагая ее основной целью установление истины с помощью полномочного авторитета. При этом под высшим авторитетом понимают или богодухновенное Св. Писание, или определенные положения вероучения, или церковный магистериум.
Некрые ошибочно принимают систематическую теологию за некое хранилище неизменных божественных истин, имеющих вневременной характер. Однако, несмотря на непогрешимость Св. Писания, каждое поколение христиан нуждается в новых формулировках некрых теологических истин, чтобы в них постоянно открывалось нечто новое. Это необходимо по следующим причинам: (1)в процессе постоянных изменений языка и культурных форм христианекая истина должна соответствовать современным стандартам и быть доступной для понимания; (2) каждая новая эпоха ставит перед Церковью новые вопросы и проблемы, требующие решения. Поэтому библейские тексты периодически нуждаются в новом дополнительном истолковании, чтобы вписаться в современный контекст.
Следует упомянуть об отношении систематической теологии к прочим связанным с ней дисциплинам. Поскольку и философия, и теология занимаются критическим анализом значений терминов, осуществляют процесс строгого наблюдения и рассуждения, чтобы прийти к определенным выводам, а также всегда пытаются сформулировать связное и последовательное мировоззрение, то эти две дисциплины по своим целям и методам частично совпадают друг с другом. Религия, с другой стороны, определяется как совокупность верований, установок и практических действий, крые получают конкретное институциализированное выражение. У каждой религии  как примитивной, так и развитой  есть своя теология. Поэтому религия по своему охвату всегда шире, чем теология. Христианская этика, крую определяют как науку, изучающую религиозное поведение, функционирует в рамках описательной структуры систематической теологии и усваивает ее результаты. Апологетика осуществляет аргументированную защиту исходных положений христианства о Боге, Христе и Библии, отстаивая их от критических нападок со стороны иных мировоззрений (метафизики) и теории познания (эпистемологии).
Возможность и необходимость систематической теологии. Вопреки утверждениям о том, что человеческий разум не способен к познанию метафизической реальности, христиане убеждены в обратном  богопознание в высшей степени возможно по нескольким причинам. (1 )Б0г сущий открыл себя своим созданиям в откровении, полном глубочайшего смысла (1 Кор 2:10). (2) Человек, сотворенный по подобию Божьему,  разумное существо, наделенное способностью размышления о том, что Бог вложил в его сердце и мысли (Иак 3:9). (3) Верующий христианин, "совлекшись ветхого человека... и облекшись в нового... обновляется в познании" по образу Создавшего его (Кол 3:10). (4) Христианин по действию Св. Духа способен к уразумению духовных истин (Пс 118:18; 1 Кор 2:1415). Из этого следует, что теология становится богоугодным делом только в том случае, если христиане занимаются ею под водительством Св. Духа.
Мы уже упоминали о том, что систематическая теология имеет дело с божественным откровением в его единстве и целокупности. Поэтому в центре ее внимания  достоверно засвидетельствованные в Св. Писании история спасения избранного Богом народа, речения пророков и учителей, через крых до нас дошло слово Божье, и, особенно, жизнь, смерть и воскресение Иисуса Христа. Систематическая теология также рассматривает вторичные модусы божественного откровения, такие, как порядок творения (Пс 18:1; Рим 1:1821), ход истории, направляемой промыслом Божьим (Деян 17:26), и моральные повеления, о крых "свидетельствует совесть" (Рим 2:1415).
Хотя человек (в особенности верующий) способен обрести знание о Боге и выразить это знание в построении систематической теологии, из этого не следует, что такое знание будет полностью соответствовать знанию Бога о самом себе и о вселенной (совершенное уникальное знание). Скорее то частичное знание, к-рое человек  существо конечное и ограниченное  имеет о Боге, опосредовано образами и символами (знание по аналогии), а также пропозициональными утверждениями (когнитивная, однозначная истина). Даже если мы, говоря о Боге, пользуемся "языком наглядных образов" (напр., "небесный Отец"), тем не менее наше знание о Боге имеет подлинный характер, поскольку аналогия охватывает сущность уникальной однозначной истины. Систематическая теология утверждает, что обрести знание о Боге и передать божественные истины возможно с помощью осмысленного повседневного языка.
Существуют три основные причины, в соответствии с крыми Церковь берет на себя задачу построения систематической теологии. (1) Наставление членов Церкви. Народ Божий духовно обогащается учениями, крые систематическая теология рекомендует как истинные и полезные для укрепления веры (2ТимЗ: 16). (2) Возвещение Благой вести во всей полноте. Без основания, заложенного стройной теологической системой, не может быть ни действенной проповеди, ниблаговествования, ниуспешной миссионерской деятельности, ни адекватного перевода библейских текстов. (3)Сохранение подлинного содержания веры. Важнейшая задача систематической теологии  разъяснение воли Божьей, возвещенной в божественном откровении. Там, где систематичеекая теология утрачивает для верующих свою ценность, распространяются многочисленные ложные культы и секты.
Метод систематической теологии. Один из способов построения систематической теологии  т.н. конфессиональный метод, крый состоит в том, что библейские учения последовательно излагают и разъясняют. Лютеранские, реформатские и неоортодоксальные конфессиональные теологии создаются из соответствующих конфессиональных позиций, т.е. позиций той или иной церкви или теологического движения. Применение конфессионального метода осложняется тем, что в пользу к.л. одной конфессиональной позиции, противостоящей всем прочим, приводят слишком мало доводов. Поэтому предпочтительнее такой метод, крый будет учитывать все конфессиональные взгляды в качестве гипотез и проверять их с помощью таких критериев, как логическая последовательность, совместимость с фактами, засвидетельствованными в откровении, и экзистенциальная устойчивость. Теолог должен показать, что совокупность истин, крые он формулирует, опираясь на откровение, наилучшим образом соответствует свидетельствам последнего и в большей мере отвечает запросам и нуждам верующих, чем построения других теологов. Достоинства этого метода: (1) более высокий уровень открытости и коммуникации между людьми в церкви и за ее пределами; (2) обоснование того, почему данное изложение христианского учения следует предпочесть, хотя имеются и другие. Благодаря применению этого метода Церковь имеет последовательное истолкование истин, содержащихся в откровении, а мир получает убедительное доказательство подлинности Благой вести.
В соответствии с церковной традицией на систематическую теологию смотрели не только как на научный поиск в области богооткровенных истин; она по праву считалась царицей наук. Однако Кант оспаривал саму возможность науки о Боге и утверждал, что ноумены не доступны человеческому познанию. Современный логический позитивизм и теологический либерализм по разным причинам отрицают научный характер систематической теологии. Но остается фактом, что систематическая теология, подобно всем направлениям научного поиска, пользуется научно достоверным методом исследования, крый предполагает наблюдение, регистрацию полученных данных, формулировку и проверку гипотез и, наконец, соотносит полученный комплекс знаний с реальной действительностью. К-ром е того, систематическая теология имеет дело с единым комплексом достоверной информации, касающейся той или иной сферы. В этом отношении научный статус систематической теологии ничуть не меньше, чем у других социальных наук. Систематичеекая теология  не фиктивная дисциплина, края имеет дело с частными мнениями и вымыслом, но подлинная наука, оперирующая точной информацией, полученной с помощью надежных средств.
Осуществляя эти задачи, систематическая теология использует результаты, полученные в иных областях теологической науки. Экзегетическая теология раскрывает смысл библейских текстов, обеспечивая систематическую теологию строительным материалом. Библейская теология развертывает теологический смысл учений, крые содержатся в книгах Св. Писания, рассматривая их в историческом контексте. Историческая теология прослеживает развитие науки о Боге в различные периоды церковной истории. Здесь принцип организации материала  не логический или тематический, но хронологический. Систематическая теология объединяет результаты исследований экзегетической, библейской и исторической теологий и создает на их основе последовательное изложение принципов христианской веры. "Бог дает нам истину в виде отдельных нитей, нам же надлежит соткать из них целое полотно" (Ориген). Практичеекая теология использует результаты, полученные систематической теологией, для проповеди Слова Божьего, а также для научения и наставления.
Теологи применяли различные способы организации фактов откровения. Некрые (Шлейермахер, Тиллих, Маккуорри) в качестве исходной точки брали человека и выстраивали "теологию снизу". Другие (большая часть ортодоксальных и неоортодоксальных теологов) в качестве первичного факта рассматривали Бога и выстраивали "теологию сверху ". Предпочтительнее последний подход, хотя бы потому, что "человек знает, кто он, только в свете Божьем" (Бонхеффер). Такие теологи, как Фома Аквинский и Кальвин, организовывали материал теологии, исходя из догмата о Троице. Другие, напр. К. Барт, следовали христологической модели и пытались соотнести факты откровения с самораскрытием Бога в Слове. В рамках этих двух схем гораздо труднее уделять должное внимание всем остальным темам теологии, хотя первая предпочтительнее второй. Наиболее удовлетворительным представляется логически упорядоченный подход в теологических построениях Беркхофа, Ходжа, Стронга и др., крые рассматривают теологические факты в следующей последовательности: Бог и Его откровение; человек и тяжкое бремя его греховности; спасительное деяние Бога через Христа; общество спасенных; смерть человека и его удел в вечности.
В. A. DEMAREST(nep. В.Р.) Библиография: L. Berkof, Introduction to Systematic Theology; J J. Davis, Theology Primer and (ed.) The Necessity of Systematic Theology; G.R. Lewis, Decide for Yorself: A Theological Workbook; J.W. Montgomery, "The Theologians Craft", CTM 39:6798; J.G. Skilton,ed., The NT Student and Theology; В. B. Warfield, "The Idea of Systematic Theology", in Studies in Theology.
См. также: Догмат; Догматика, Догматическая теология .

Источник: Теологический энциклопедический словарь