СИСТЕМА СОЦИАЛЬНАЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА
общество в целом или любая его часть, функционирование которой регулируется определенными целями, ценностями и правилами. Закономерности функционирования социальных систем любого вида являются предметом изучения такой науки, как социология. (См. общество, система, культура, ценности).

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

Социальная система
это упорядоченность в определённом отношении взаимодействующих индивидуумов, групп, вещей, процессов, образующих интегративные качества, не свойственные составляющим её компонентам в отдельности; это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Социальная система представляет собой систему социальной природы. В качестве социальной системы можно рассматривать индивида, семью, организованную группу, клуб, партию, организацию (фирму, предприятие, учреждение и т. д.), социальный институт (право, образование, религия и т. п.), территориальную общность (деревню, город, область, государство), мировое сообщество (мировая система).

Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНАЯ
сложноорганизованное, упорядоченное целое, включающее отд. индивидов и социальные общности, объединенные разнообразными связями и взаимоотношениями, специфически соци­альными по своей природе. С. с. являются группы людей, достаточно долгое время находящихся в непосредств. контакте; организации с четко оформленной социаль­ной структурой; этнич. или нац. общности; гос-ва или группы взаимосвязанных гос-в и т. п.; нек-рые структур­ные подсистемы общества: напр., экономич., политич. или правовые системы общества, наука и т. д. В качестве С. с. может выступать отд. личность, если она рассмат­ривается с т. зр. тех ее характеристик, к-рые форми­руются и выявляются в процессах социального взаи­модействия. Каждая С. с. в той или иной мере детерми­нирует действия входящих в нее индивидов и групп и в определ. ситуациях выступает по отношению к окру­жению как единое целое.
Хотя сам факт системной организованности обществ. жизни в тех или иных формах осознавался еще в ан­тичности, однако вплоть до возникновения марксизма природа связей, образующих С. с., трактовалась либо идеалистически, напр. как результат решения людей (теории «общественного договора»), либо натуралисти­чески, как продолжение и расширение биологич. свя­зей между организмами. Так, у Фейербаха, по словам К. Маркса, человеч. сущность «рассматривается ... только как „род", как внутренняя, немая всеобщность, связующая множество индивидов только природ­ными узами» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 3).
С позиций материалистич. понимания истории воз­никновение, функционирование, развитие и смена С. с. рассматривается как естеств.-историч. процесс. Исход­ными связями С. с. являются производств. отношения; по мере историч. развития формируются др. виды со­циальных отношений (политич., идеологич. и пр.), что увеличивает количество и обогащает содержание со­циальных связей между людьми, а также служит осно­вой для формирования новых типов С. с.
В ходе историч. развития, по мере интенсификации торг., экономич., политич., культурных взаимосвя­зей и взаимозависимостей между отд. странами и ре­гионами происходит длительный и противоречивый процесс формирования мировой С. с. Совр. стадия этого процесса - эпоха перехода человечества от капитализ­ма к коммунизму.- характеризуется противоборством двух противоположных С. с.: социализма и капитализ­ма, осуществляющимся в условиях их мирного сосуще­ствования.

Источник: Советский философский словарь