общество в целом или любая его часть, функционирование которой регулируется определенными целями, ценностями и правилами. Закономерности функционирования социальных систем любого вида являются предметом изучения такой науки, как социология. (См. общество, система, культура, ценности).
СИСТЕМА СОЦИАЛЬНАЯ
СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА
Социальная система
это упорядоченность в определённом отношении взаимодействующих индивидуумов, групп, вещей, процессов, образующих интегративные качества, не свойственные составляющим её компонентам в отдельности; это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Социальная система представляет собой систему социальной природы. В качестве социальной системы можно рассматривать индивида, семью, организованную группу, клуб, партию, организацию (фирму, предприятие, учреждение и т. д.), социальный институт (право, образование, религия и т. п.), территориальную общность (деревню, город, область, государство), мировое сообщество (мировая система).
Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016
СИСТЕМА СОЦИАЛЬНАЯ
сложноорганизованное, упорядоченное целое, включающее отд. индивидов и социальные общности, объединенные разнообразными связями и взаимоотношениями, специфически социальными по своей природе. С. с. являются группы людей, достаточно долгое время находящихся в непосредств. контакте; организации с четко оформленной социальной структурой; этнич. или нац. общности; гос-ва или группы взаимосвязанных гос-в и т. п.; нек-рые структурные подсистемы общества: напр., экономич., политич. или правовые системы общества, наука и т. д. В качестве С. с. может выступать отд. личность, если она рассматривается с т. зр. тех ее характеристик, к-рые формируются и выявляются в процессах социального взаимодействия. Каждая С. с. в той или иной мере детерминирует действия входящих в нее индивидов и групп и в определ. ситуациях выступает по отношению к окружению как единое целое.
Хотя сам факт системной организованности обществ. жизни в тех или иных формах осознавался еще в античности, однако вплоть до возникновения марксизма природа связей, образующих С. с., трактовалась либо идеалистически, напр. как результат решения людей (теории «общественного договора»), либо натуралистически, как продолжение и расширение биологич. связей между организмами. Так, у Фейербаха, по словам К. Маркса, человеч. сущность «рассматривается ... только как „род", как внутренняя, немая всеобщность, связующая множество индивидов только природными узами» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 3).
С позиций материалистич. понимания истории возникновение, функционирование, развитие и смена С. с. рассматривается как естеств.-историч. процесс. Исходными связями С. с. являются производств. отношения; по мере историч. развития формируются др. виды социальных отношений (политич., идеологич. и пр.), что увеличивает количество и обогащает содержание социальных связей между людьми, а также служит основой для формирования новых типов С. с.
В ходе историч. развития, по мере интенсификации торг., экономич., политич., культурных взаимосвязей и взаимозависимостей между отд. странами и регионами происходит длительный и противоречивый процесс формирования мировой С. с. Совр. стадия этого процесса - эпоха перехода человечества от капитализма к коммунизму.- характеризуется противоборством двух противоположных С. с.: социализма и капитализма, осуществляющимся в условиях их мирного сосуществования.
Хотя сам факт системной организованности обществ. жизни в тех или иных формах осознавался еще в античности, однако вплоть до возникновения марксизма природа связей, образующих С. с., трактовалась либо идеалистически, напр. как результат решения людей (теории «общественного договора»), либо натуралистически, как продолжение и расширение биологич. связей между организмами. Так, у Фейербаха, по словам К. Маркса, человеч. сущность «рассматривается ... только как „род", как внутренняя, немая всеобщность, связующая множество индивидов только природными узами» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 3).
С позиций материалистич. понимания истории возникновение, функционирование, развитие и смена С. с. рассматривается как естеств.-историч. процесс. Исходными связями С. с. являются производств. отношения; по мере историч. развития формируются др. виды социальных отношений (политич., идеологич. и пр.), что увеличивает количество и обогащает содержание социальных связей между людьми, а также служит основой для формирования новых типов С. с.
В ходе историч. развития, по мере интенсификации торг., экономич., политич., культурных взаимосвязей и взаимозависимостей между отд. странами и регионами происходит длительный и противоречивый процесс формирования мировой С. с. Совр. стадия этого процесса - эпоха перехода человечества от капитализма к коммунизму.- характеризуется противоборством двух противоположных С. с.: социализма и капитализма, осуществляющимся в условиях их мирного сосуществования.
Источник: Советский философский словарь