название книги Гольбаха, осн. систематического произв. франц. материалистов 18 в.
СИСТЕМА ПРИРОДЫ
СИСТЕМА ПРИРОДЫ
Источник: Философский энциклопедический словарь
СИСТЕМА ПРИРОДЫ
(System der Natur) — название книги Гольбаха, основного систематического произведения французских материалистов XVIII в.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Система природы
(système de la nature). Системой природы называется вообще опыт умственного построения природы на основании обобщений, полученных путем точных исследований или на основании умозрения. Но в истории философии под именем системы природы разумеется преимущественно материалистическое учение о природе, которым завершилось (во Франции) развитие реализма, начавшееся эмпиризмом Локка и бывшее реакциею метафизическому идеализму и дуализму Декарта.
Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.
СИСТЕМА ПРИРОДЫ
(1770) - полное название: «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного» («Systeme de la Nature, ou Des lois du monde physique et du monde moral») — главное сочинение П.А.Гольбаха, систематизирующее взгляды фр. просветителей на природу и человека. Нравственные задачи решаются здесь на основе учения о фатализме; по словам Гольбаха, система фатализма не только истинна и строится на надежном опыте, но и устанавливает мораль на непоколебимой основе. Предпринятая Гольбахом критика религии и борьба с фанатизмом священнослужителей заставили его отрицать свободу воли, отстаивая механический детерминизм. Человек, по Гольбаху, лишь предполагает, что свободен: на самом деле он шествует по жизни с такой же степенью свободы, с какой камень скатывается по склону горы. Поступки человека зависят от условий среды, естественных желаний, результатов предшествующего воспитания и тд.; так что нужно признать, что человек не должен отвечать за них. А если это так, то его не за что винить, более того — не за что наказывать: поскольку человек не обладает свободой воли, он не несет ни за что никакой ответственности. Однако Гольбах не так однозначен в своих выводах.
С одной стороны, он уверен в том, что все добродетели, как и пороки, предопределены, что природа рождает людей либо порочными, либо добродетельными. Вследствие этого фаталист не будет докучливым человеконенавистником; он будет легко прощать своим братьям заблуждения и не станет гордиться своими собственными талантами или добродетелями. Фаталист принципиально должен быть скромным и смиренным, не требовать суровых наказаний, удовлетворяясь легкими.
С другой стороны, Гольбах не обходит вопрос о том, как следует относиться к тяжким преступлениям — убийству, издевательствам и т.п., и настаивает на ответственности человека за свои поступки. К добродетельной жизни человека можно, по Гольбаху, побудить примерами нравственного поведения, убеждениями и законами. Целью законодателя является противодействие с помощью законов появлению дурных страстей и направление человеческих устремлений на благо обществу.
В целях самосохранения общество может устрашать и наказывать тех, кто пытается повредить ему или же совершает поступки, признаваемые им вредными для своего спокойствия, безопасности, счастья. Подобный двойственный подход Гольбаха к вопросам о свободе, вине и ответственности отражает антиномическое соотношение «природы» и «воспитания» во фр. Просвещении. Сохраняя природу в качестве главного фокуса своих учений, просветители парадоксальным образом возлагают свои надежды на воспитание. Пытаясь вслед за своими единомышленниками устранить это противоречие, Гольбах прибегает к эгоизму разумному, развивая на этой основе свою этику. Полученные от природы и, следовательно, необходимые для человека потребности, среди к-рых есть и порочные, надо соотнести с потребностями других членов общества и ограничить себя в чем-то, чтобы не потерять всего. Так рождается своеобразная этика, обусловленная не столько любовью к другим людям, сколько любовью к себе и пониманием того, что, исходя из нее же, надо учитывать интересы других.
В интересах каждого — любить свое отечество, защищающее его; быть признательным и скромным, ибо гордость задевает самолюбие людей и возмущает их; быть благодарным, ибо неблагодарность может уменьшить расположение к тебе покровителей; быть снисходительным, ибо каждый живет рядом с существами, столь же слабыми, как и он сам, и т.д. Уважение ближних необходимо для собственного счастья, т.к. гнев окружающих опасен, а законы грозят карой за их нарушение. Нравственные идеи, высказанные Гольбахом в «С.п.», повлияли на многих просветителей, а также на последователей Просвещения. Позже К.А.Гельвеций превратил этику разумного эгоизма в этику утилитаризма. См. «О человеке», «Об уме». Лит.: Гольбах П. Избр. произв. Т. 1. М.: Мысль, 1963; Альтер М. Философия Гольбаха. М.: Соцэкгиз, 1925; Кочарян М.Т. Поль Гольбах. М.: Мысль, 1978; Hubert R. D'Holbach et ses amis. Paris: Gamber, 1928; MorleyJ. Baron Holbachs «System of Nature» // Forth. Rew. XVIII. 1877; Neumann M. Holbach und das Materialismusprobleme in der franzusischen Auflcliirung // Autklarung-Gesellschaft-Kritik. Berlin: Akademie-Verlag, 1985; Skrzyrek M. Holbach. Warszawa: Wiedza Powszechna, 1978. Т. Б.Длугач
С одной стороны, он уверен в том, что все добродетели, как и пороки, предопределены, что природа рождает людей либо порочными, либо добродетельными. Вследствие этого фаталист не будет докучливым человеконенавистником; он будет легко прощать своим братьям заблуждения и не станет гордиться своими собственными талантами или добродетелями. Фаталист принципиально должен быть скромным и смиренным, не требовать суровых наказаний, удовлетворяясь легкими.
С другой стороны, Гольбах не обходит вопрос о том, как следует относиться к тяжким преступлениям — убийству, издевательствам и т.п., и настаивает на ответственности человека за свои поступки. К добродетельной жизни человека можно, по Гольбаху, побудить примерами нравственного поведения, убеждениями и законами. Целью законодателя является противодействие с помощью законов появлению дурных страстей и направление человеческих устремлений на благо обществу.
В целях самосохранения общество может устрашать и наказывать тех, кто пытается повредить ему или же совершает поступки, признаваемые им вредными для своего спокойствия, безопасности, счастья. Подобный двойственный подход Гольбаха к вопросам о свободе, вине и ответственности отражает антиномическое соотношение «природы» и «воспитания» во фр. Просвещении. Сохраняя природу в качестве главного фокуса своих учений, просветители парадоксальным образом возлагают свои надежды на воспитание. Пытаясь вслед за своими единомышленниками устранить это противоречие, Гольбах прибегает к эгоизму разумному, развивая на этой основе свою этику. Полученные от природы и, следовательно, необходимые для человека потребности, среди к-рых есть и порочные, надо соотнести с потребностями других членов общества и ограничить себя в чем-то, чтобы не потерять всего. Так рождается своеобразная этика, обусловленная не столько любовью к другим людям, сколько любовью к себе и пониманием того, что, исходя из нее же, надо учитывать интересы других.
В интересах каждого — любить свое отечество, защищающее его; быть признательным и скромным, ибо гордость задевает самолюбие людей и возмущает их; быть благодарным, ибо неблагодарность может уменьшить расположение к тебе покровителей; быть снисходительным, ибо каждый живет рядом с существами, столь же слабыми, как и он сам, и т.д. Уважение ближних необходимо для собственного счастья, т.к. гнев окружающих опасен, а законы грозят карой за их нарушение. Нравственные идеи, высказанные Гольбахом в «С.п.», повлияли на многих просветителей, а также на последователей Просвещения. Позже К.А.Гельвеций превратил этику разумного эгоизма в этику утилитаризма. См. «О человеке», «Об уме». Лит.: Гольбах П. Избр. произв. Т. 1. М.: Мысль, 1963; Альтер М. Философия Гольбаха. М.: Соцэкгиз, 1925; Кочарян М.Т. Поль Гольбах. М.: Мысль, 1978; Hubert R. D'Holbach et ses amis. Paris: Gamber, 1928; MorleyJ. Baron Holbachs «System of Nature» // Forth. Rew. XVIII. 1877; Neumann M. Holbach und das Materialismusprobleme in der franzusischen Auflcliirung // Autklarung-Gesellschaft-Kritik. Berlin: Akademie-Verlag, 1985; Skrzyrek M. Holbach. Warszawa: Wiedza Powszechna, 1978. Т. Б.Длугач
Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001