В истории философии, начиная с Аристотеля, предпринимались многочисленные попытки построения С.о.к. Эта проблема активно разрабатывалась и в советский период отечественной философии, а теперь «вышла из моды». Чтобы понять смысл «системосозидательства», надо четко представлять себе тот предмет, который отражает искомая система. С позиций коррелятивной онтологии таким предметом является всеобщая структура соотношения (взаимодействия), конституирующая бытие сущего. Человеческое познание (познавательное соотношение) есть частный случай этого всеобщего взаимодействия; его специфика раскрывается в теории познания, в антропологии, но не в онтологии. Задача построения С.о.к. ещё далека от решения. Но только решение этой задачи превратит онтологию в науку. Всеобщий каркас бытия, раскрытый как кофигурация соотношений его атрибутов, позволит заложить основу единого языка науки.
Ист.: Сагатовский В.Н. Основы систематизации всеобщих категорий. Томск. 1973. Главы 1, 2; его жен. Философия антрпокосмизма в кратком изложении. СПб. 2004. С. 65-66; его же. Триада бытия (введение в неметафизическую коррелятивную онтологию). СПб. 2006.С. 8-13.