СИНГУЛЯРНОСТИ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Сингулярность
начальное сверхплотное состояние Вселенной (см. Модель Вселенной).

Источник: Концепции современного естествознания. Словарь основных терминов

Сингулярность
точка пространства-времени, в которой кривизна его становится бесконечной.

Источник: Краткая история времени. Глоссарий

Сингулярность
лат. "singularis", "единственный" - единичность существа, события, явления.

Источник: Философия политики: глоссарий

Сингулярность
область пространства с необычными, предельными свойствами по большинству физических параметров. Согласно модели «большого взрыва» начало Вселенной произошло из сингулярной области, сингулярности.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

СИНГУЛЯРНОСТЬ
1) В физике и космологии: точечный объем с бесконечно большой плотностью. 2) В соц. философии: фундаментальная характеристика человека, его личности и способов включения в систему соц. взаимодействия с т.зр. принципиальной неизмеримости данных параметров и их несоизмеримости с к.-л. стандартными социол. «шкалами». Ф.М.Дягилев, Е.В.Гутов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

Сингулярность
Слово «сингулярность» физики и математики используют для обозначения той точки во Вселенной, где уравнения общей теории относительности не выполняются. Вселенная в первый момент времени (Большой Взрыв) представляла собой сингулярность, как и черная дыра. Физики полагают, что когда-то в прошлом (по современным оценкам 10-20 млрд. лет назад) расстояние между соседними галактиками должно было быть равным нулю. Иначе говоря, все вещество Вселенной было сосредоточено в однойединственной точке. В тот момент времени, который мы называем теперь Большим Взрывом, плотность Вселенной и кривизна пространства должны были быть равными бесконечности. См. Эйнштейн.

Источник: Словарь научной грамотности. 1997 г.

СИНГУЛЯРНОСТИ

Франц. SINGULARITES. Одно из многочисленных парных понятий, используемых Ж. Делезом и Ф. Гваттари в их книге «Капитализм и шизофрения: Анти-Эдип»(1972) (Deleuze, Guattari:1972; русский перевод — Делез,Гваттари: 1990). Сингулярности фигурируют в составе оппозиции «агрегаты/сингулярности», которая в свою очередь входит в ряд других оппозиций: «структуры/элементы, территориализации/детерриализации, пределы/потоки, порабощение/бегство, молярный/молекулярный и т.д.». Вся эта система понятий служит для описания двух основных форм, или «полюсов» существования общества: либо укрепление его господства над индивидом, либо борьба последнего против общества.
Первый из этих полюсов представляет собой господство больших агрегатов, или молярных структур, второй включает в себя микромножества, частные парциальные объекты, которые подрывают стабильность структур (эти парциальные объекты и есть сингулярности). Делез и Гваттари определяют эти два полюса следующим образом: «один характеризуется порабощением производства и желающих машин (желание) стадными совокупностями, которые они образуют в больших масштабах в условиях данной формы власти или избирательной суверенности; другой — обратной формой и ниспровержением власти. Первый — теми молярно структурированными совокупностями, которые подавляют сингулярности...; второй — молекулярными множествами сингулярностей» (Deleuze, Guattari:1972, с. 366-367).
Из аргументации Делеза и Гваттари ясно следует, какое большое, если не принципиальное значение они придавали понятию сингулярности. Сам термин может переводиться как «единичность», «оригинальность», «исключительность», «своеобразие неповторимости». Наиболее четкое описание сингулярности дал М. К. Рыклин, подчеркнувший, что Делез критикует «метафизику и трансцендентальную философию» за их понимание «произвольных единичностей (сингулярностей) лишь как персонифицированных в высшем Я. Будучи доиндивидуальными, неличностными, аконцептуальными, сингулярности, по Делезу, коренятся в иной стихии. Эта стихия называется по-разному — нейтральное, проблематичное, чрезмерное, невозмутимое, но за ней сохраняется одно общее свойство: индифферентность в отношении частного и общего, личного и безличного, индивидуального и коллективного и других аналогичных противопоставлений (бинарных оппозиций). Произвольная единичность, или сингулярность, неопределима с точки зрения логических предикатов количества и качества, отношения и модальности. Сингулярность бесцельна, ненамеренна, нелокализуема» (Рыклин: 1991, с. 89).
Иными словами, в какой бы форме ни выступала «сингулярность», — в форме явления, события, реально-наличного или лишь только умопостигаемого феномена, — главный смысл введения этого понятия заключается в замене концепции субъекта «безличным и доиндивидуальным полем» (там же, с. 88). Здесь мы опять сталкиваемся с проблемой «теоретической смерти субъекта» как независимого, суверенного индивидуального сознания.
Сингулярности, образуя не подчиняющиеся жестким структурам «роевые» сообщества — «множества», противостоят обширным совокупностям-агрегатам, управляемым по иерархическим, авторитарным законам. Обширные агрегаты, или молярные структуры, подчиняют себе «молекулы» общества, в то время как организация общества на молекулярном уровне включает в себя микро-множественности, или парциальные объекты, которые разрушают, подрывают структуры.
 

Источник: Постмодернизм. Словарь терминов

СИНГУЛЯРНОСТЬ
одно из понятий, складывающееся в современной философии. Понятие возникает как попытка разрешения некоторых противоречий, рождающихся в результате прояснения сущности конкретного, единичного, а также сущности отношения единичного и множественного, абстрактного и конкретного. Понятие "сингулярность" употреблялось в семиотике, аналитической философии, но, фактически, в значительной степени продуманным и сущностно включенным в сферу размышления оно становится, в первую очередь, в современной французской философии. Наиболее полную и оригинальную трактовку это понятие получает в философии Ж. Делеза.
Понятие С., достаточно глубоко проанализированное Делезом во многих его работах, позволяет прояснить способ существования множественности и единичности, той единичности, которая сущностно находится раньше абстрактного единства или Единого. Сущность понятия С. можно раскрыть через понятия схождения и расхождения серий. С. - это событие, имеющее смысл или, другими словами, сам смысл. Само событие, с одной стороны, носит точечный характер, с другой стороны, поскольку оно связано с другими событиями, его необходимо рассматривать как носящее континуальный характер, что на поверхности мира фиксируется как невозможность для События существовать изолированно от других событий. Такое понимание континуальности, однако, вовсе не должно приводить к "размыванию" смысла события и перетеканию его смысла в какой-либо другой. Смысл события остается характеризующимся понятием точки, однако точка носит пролиферированный характер. Подобная пролиферированная точка может быть понята как серия. Любой смысл, любое событие, имеющее свой смысл, может быть переинтерпретировано в пределах этой пролиферированной точки, которая предстает как серия или как линия, исчерпывающая все варианты модификации этой точки. В пределе возможности для такой модификации бесконечны, и точка события тогда Совпадает со всем миром. С другой стороны, точка события, несмотря на свою пролиферацию, продолжает носить точечный характер, и это означает, что пролиферированная точка является в то же самое время серией, другими словами линией, наложенной на другие линии, которые являются в сущности другими точками. Связь точечных событий осуществляется как раз через это наложение линий как пролиферированных точек. Пролиферация, т. о., позволяет осуществлять связь заведомо точечных событий через сериацию. Серия - это серия точек, серия пролиферированных сингулярностей. Серия одновременно и пролиферированная точка, которая через свою модификацию осуществляет преобразование смысла события и, таким образом, связь его со всеми другими событиями, и ряд точек событий, пролиферации которых наложены друг на друга.
Существуют разные события, или можно сказать, что существует Разное события. Различие события. В этом мире невозможны, например, синий снег или зеленая роза. В сущности эта невозможность является невозможностью, лежащей в основании этого мира. Однако невозможное и есть не-совозможное как не-совозможность каких-то событий мира. С., осуществляя некую возможность мира как то или иное событие, по сути представляет через него некую не-совозможность, которая первичнее возможности, как первичнее идеальное Событие Делеза по отношению к происшествию. С., т. о., - это место не-совозможности как место, где не-совозможность обнаруживается как более первичная, чем со-возможность. Не-совозможность схождения (со-хождения) некоторых серий может обнаруживаться в мире по-разному, например, как не-совозможность серий предикатов. Замеченная не-совозможность, будучи высказана в качестве С., ставит под сомнение привычную "данную" нам со-возможность, как, например, со-возможность предикатов "зеленый" и "цвет", разрушая тем самым возможность удостоверенного соединения этих предикатов в качестве родо-видового соединения. Существуют другие возможности соединения этих предикатов. С. - это событие, нулевое измерение, точка непрерывного уточнения, в результате этого уточнения превращающаяся в серию, линию или плоскость. С. существует как точка рождения плоскости, как точка фрактала, из которой неизбежно строится структурно определенная плоскость-мир. Точка фрактала создает в своем развертывании мир. С., как отмечает Делез, независима от своих актуализаций. Актуализация всегда вызвана самой С., она является ее пролиферацией в другой точке. Нет никаких различных аспектов одного события как способов видения или интерпретаций одного события, производимых из происшествий. Существует одно событие, которое сериируется, событие, которое как С. длит себя в серии С. Будучи сингулярностью сериации, С. создает совозможность событий или совозможность события. Сериация события - это различные события, собранные в виде "взглядов" на одно событие, по сути в виде их совозможности. Изначальна такая С., где сингулярности в своей сериации распространяются так, что производят или, другими словами, находят совозможными другие С., одновременно и в качестве совозможных и в качестве несовозможных. Это означает, что любая С. производит складывание точек С. в своей точке. Иначе говоря, поскольку С. первичнее заполняемого пространства, которое действительно и которое, вслед за Делезом, можно представить как пространство плоскости, как пространство, лишенное глубины и высоты, то С. оказывается всегда первичнее своей сериации уже хотя бы потому, что всегда имеется одна С. Существует только одна С., и все другие можно представить как линии ее сериации. Топологически С. складывает пространство плоскости-мира в "гармошку", и тогда все точки других С. оказываются собранными действительно в одну точку в силу того, что плоскость, не имея глубины, позволяет это полное геометрическое совпадение всех точек в одной. Такое складывание означает, что в этой сложной или сложенной точке существует уже не С., а индивидуальность как место складывания множественных точек в одной. С другой стороны. С., сохраняя свои характеристики единственной точки остается С. Здесь можно отметить, что всегда существует некоторое собирание, складывание многих точек в одну, которое приводит, с одной стороны, к созданию индивидуального или конкретного которое по своей сущности отлично от С., а на другом полюсе этой логики - к созданию Единого, которое опять-таки является таким же симулякром, как и индивидуальное. В результате подобного "топологического" строения снимается вопрос о том, что является первоначальным - состояние, когда точки рассыпаны на поверхности "развернутой" плоскости, собственно и образуя ее, или состояние, когда поверхность сгибается т. о., что точки на плоскости совпадают и собираются в одну точку и все другие презентируются через нее. У этой плоскости С. нет "правильного" состояния, она сгибается и разгибается, приводя каждый раз к совпадению тех или иных С. на этой плоскости.
Следует отметить, что С. как собирание никогда не существует в качестве одной единственной, другими словами, в качестве конкретности. С. в своем существовании определяет возможность других С. как возможность других событий, точнее как их со-возможность в рамках тут же ею создаваемой логики со-возможности, ибо каждая логика в сущности - это тактика со-возможности или набор различных тактик со-возможности. Но, определяя какую-либо со-возможность, С. определяет в то же самое время не-совозможное, которое исходнее со-возможного, т. к. именно не-совозможное фиксирует и определяет некоторую чтойность мира таким способом, что некоторые чтойности не могут в нем встретиться. Мир существует в качестве определенного, но в то же время он определен в первую очередь через свою не-совозможность. Совершая, однако, усилие определения не-совозможности, мы выводим наружу новые области мира как новое определенное, постоянно изменяющее свои границы. Т. о., философия, ставящая вопрос о сущности С. и со-возможности, сама в значительной мере является таким усилием, которое демонстрирует в мысли совозможность тех вещей, что обычно существуют в рамках не-совозможности.
Д. В. Котелевский

Источник: Современный философский словарь

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
0.00 байт

Сложность социальных связей и сингулярность дьякова-винджа

Измайлов Игорь Валерьевич, Пойзнер Борис Николаевич
Самоусложнение / саморазвитие человечества за 140 000 лет вызвало: сингулярность истории как фактор, задающий направление радикальной трансформации Мир-Системы; исчерпание ресурсов; переход к стационарному состоянию мира, когда не
Читать PDF
0.00 байт

Автономность и сингулярность в культуре

Стеклова И. В.
Развивается авторская концепция автономности и сингулярности в структуре тотальности науки. Исследование проводится на материале истории философии и науки.
Читать PDF
0.00 байт

Исток и сингулярность: дж. Агамбен и М. Фуко о рождении биовласти

Кобылин Игорь Игоревич
Читать PDF
0.00 байт

Состояние постмодерна: сингулярность бытия, транспарентность сознания и вирусы тоталитарных идей

Пилюгина Елена Владимировна
В статье исследуются ключевые аспекты современной социальной действительности (общества постмодерна): сингулярность бытия, транспарентность сознания и панмифологизация реальности распространение мифологем как тоталитарных идей.
Читать PDF
0.00 байт

СОСТОЯНИЕ ПОСТМОДЕРНА: СИНГУЛЯРНОСТЬ БЫТИЯ, ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ СОЗНАНИЯ И ПАНМИФОЛОГИЗАЦИЯ РЕАЛЬНОСТИ

Пилюгина Е.В.
В статье исследуются ключевые аспекты общества постмодерна: сингулярность социального бытия и транспарентность социального сознания, создающие условия для панмифологизация реальности распространению мифологем как тоталитарных идей
Читать PDF
0.00 байт

От неолуддизма к трансгуманизму: сингулярность и вертикальный прогресс или утрата идентичности?

Емелин Вадим Анатольевич
В отношении к современным технологиям можно выделить два полюса. Первый неолуддизм сводится к их отрицанию и представлению в качестве враждебной человеку силы, с которой надо бороться.
Читать PDF
0.00 байт

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СИНГУЛЯРНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ МЕТАСИСТЕМНЫХ ПЕРЕХОДОВ

Потапов Алексей Сергеевич
Идея технологической сингулярности проистекает из экстраполяций эмпирических кривых ускорения технического развития.
Читать PDF
0.00 байт

И грядет «другой» актор… Становление техносубъекта в контексте движения к технологической сингулярно

Владимир Игоревич Игнатьев
Анализируются последствия появления в структуре социума нового вида акторов, имеющих техническую и гибридную формы. Выявляются критерии отнесения технических систем с искусственным интеллектом (ИИ) к особому виду субъекта.

Похожие термины:

  • Момент сингулярности

    от лат. singularis - отдельный, особый) - ключевое понятие современных космологических теорий, означающее состояние единства (свернутости) пространства-времени. Теория закрытой Вселенной имеет два моме
  • Теорема о сингулярности

    теорема, в которой доказывается, что при определенных условиях сингулярность должна существовать и что, в частности, началом Вселенной должна быть сингулярность.
  • СИНГУЛЯРНОСТЬ ЭВОЛЮЦИОННОГО ВРЕМЕНИ

    напрвленность эволюционного времени развивающихся систем к особой предельной точке, достижение которой сопровождается устремлением некоторых параметров развивающейся системы к экстремальным
  • Голая сингулярность

    сингулярность в пространстве-времени, не находящаяся внутри черной дыры.