СИНЧЕНКО Георгий Чонгарович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

СИНЧЕНКО Георгий Чонгарович
Родился 9 июня 1961 г. в Вильнюсе. Окончил философский факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (1983), аспирантуру там же (1986). В 2002 г. в Омском государственном педагогическом университете защитил докторскую диссертацию «Субъект правового бытия». Профессор Омской академии МВД России. Главный редактор журнала «Научный вестник Омской академии МВД России». Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации. Специалист в области философии и методологии социального познания, философской антропологии, философии права, практической логики. Разработал типологию мировоззрения по основанию принятия (отрицания) жизненных ценностей. Центральной задачей философии права считает осмысление реальности в тех ее пределах, в которых право может быть понято как укорененное в системе отношений «мир - человек» антропосоциокультурное образование, включающее собственно право, правосознание, правоотношения и среду их функционирования. Если без права поле человеческой активности помечено эквитальной пробельностью (отсутствием интерсубъективных формализаций справедливости), то право вне данного поля пробельно в экзистенциальном смысле. Право является инструментом формирования социального alter ego, представительствующего человека в определенных общественных отношениях (человек как Любой, вслед за П. Рикёром). В отличие от данного общеевропейского философско-правового концепта высшим пределом русских Религиозно-философских инспираций выступает образ человека как Каждого (множественного Ты). Противоречивое совмещение этих логически конкурирующих абстракций обеспечивается мыслительной стилистикой, где архетипической матрицей смыслопорождения служит оксюморон. Общество сосредоточивает в руках особых органов и лиц право совершать то, что в общем случае запрещено его обычным членам. Т. о., в выделенном положении находится не только правонарушитель (негативная экспортация), но и правоблюститель (позитивная экспортация). Статус последнего дает ему фактическую возможность использовать власть в эгоистических интересах, а социальная роль выдвигает надличностный императив служения всеобщему. Требуемый, но нефабрикуемый синтез внутренней убежденности с объективностью содержания убеждений составляет сердцевину парадокса правоблюстителя.
Основные публикации Философия человека и предельные проблемы культуры. Омск, 1996; Философия права. Омск, 1999. В соавт.; Философскоправовые облики человека: Омск, 2002; Парадокс правоблюстителя. Философскоправовые эссе. Омск, 2010; Логика диссертации. М., 2015.

Источник: Философы современной России. 2015 г.

СИНЧЕНКО Георгий Чонгарович
(р. 9.6.1961) — спец. в обл. филос. и методол. соц. познания, филос. антропологии, филос. права; д. филос. н., проф. Р. в Вильнюсе. Окончил филос. ф-т МГУ (1983), асп. (1986). С 1987 - преп., ст. преп., доц., с 2002 — проф. Омской академии Мин-ва внутр. дел РФ. Гл. ред. ж. «Научный вестник Омской академии Мин-ва внутр. дел России». Докт. дисс. — «Субъект правового бытия (антропные формы)» (2002). Важное место в творч. С. занимает положение о нравст. и экол. сущности разума, о мышлении как нравств. действии. «Вступая» в мышление, человек тем самым оказывается ответственным за зависящие от него как мыслящего субъекта условия возможности интеллектуальных актов. Филос. понимание экологии не может ограничиваться обл. соматических и техногенных контактов человека с природной средой. Разум, насколько он может проявить себя в соц. практике, есть определяющий экол. фактор всей системы сфер человеческого бытия в мире. В качестве предельных проблем культуры С. рассматривает проблемы свободы, жизни и смерти. Им разработана типология мировоззрения по основанию принятия (отрицания) жизненных ценностей, филос. и религ. течения показаны как серия решений вопроса об отношении к смерти. Границы философско-мировоззренч. стратегий (установок, ориентации, предпочтений) задаются, с одной стороны, категорическим жизнеутверждением, с др. стороны, категорическим жизнеотрицанием. Интервал между ними заполнен рядом переходных форм, позволяющих интерпретировать практически все крупные филос. системы. Центр, задача филос. права — осмысление реальности в тех ее пределах, в к-рых право м. б. понято и обосновано как укорененный в системе отношений «мир — человек», целый юрид. универсум — широкое и сложное антропосоциокультурное образование, включающее разл. формы «собственно» права, право сознание, правовые идеалы, правоотношения и среду их функционирования, многообразные механизмы мотивации и регуляции деятельности. Если без права поле человеческой активности помечено эквитальной пробельностью (отсутствием интерсубъективных формализации справедливости), то право вне данного поля пробельно в экзист. смысле. Иначе говоря, юрид. универсум антропогенен, а человеческий — эквитогенен. Постоянное динамичное взаимозаполнение этих пробелов и составляет суть совместного становления личности и правосферы. Право, по мнению С, является инструментом альтеризации человека, т. е. его обращения в Другого самому себе, формирования соц. alter ego, предназначенного представительствовать человека в обществ, отношениях. Поскольку в континууме права последние так или иначе типизированы и формализованы, постольку типизирована и формализована также подразумеваемая разновидность Другого, к-рая обозначается термином «Любой». В отличие от данного общеевроп. филос.-правового концепта, высшим пределом рус. религиозно-филос. инспираций выступает смыслообраз человека как Каждого (множественного Ты). Противоречивое совмещение в отеч. религиозно-филос. и правовом сознании этих логически конкурирующих понятий обеспечивается специфической мыслительной стилистикой, где архетипической матрицей смыслопорождения служит оксюморон. В целях обеспечения порядка и безопасности об-во сосредоточивает в руках особых органов и лиц право совершать то, что в общем случае запрещено его обычным членам. Т. о., в выделенном положении находится не только правонарушитель (негативная экспортация), но и правоблюститель (низвергающая экспортация). Объективная логика двойного выделения свидетельствует против идеологизированного поверхностно-отрицательного отношения к феномену привилегий и заставляет вернуться к аристократическому «вектору» полит, филос. Статус правоблюстителя дает ему фактическую возможность использовать власть в эгоистических интересах, а соц. роль выдвигает надличностный императив служения всеобщему. Требуемый, но не фабрикуемый синтез внутренней убежденности с кристальной объективностью содержания убеждений, проницающей субъекта в форме убежденности, составляет серцевину парадокса Правоблюстителя.
Соч.: Русское столетие философии права // Вестник Омского ун-та. 1998. Вып. 1; Философия права (История, проблематика, современные подходы): Учебное пособие. (В соавт.). Омск, 1999; От митрополита Илариона до Н. А. Бердяева. Тысячелетний оксюморон русской философии права // Философия права. 2000. № 1-2; Парадокс Правоблюстителя // Философия права. 2001. № 2; Философско-правовые облики человека. Омск, 2001; статьи: Кистяковский Б. А., Коркунов Н. М., Петражицкий Л. И., Рейснер М. А., Стучка П. И., Чичерин Б. Н., Шершеневич Г. Ф. // Философы России XIX-XX столетий: Биографии. Идеи. Труды. М., 2002; Постмодернизм и терроризм под знаком материнского архетипа. (В соавт.) // Философия права. 2003. № 2; Философскоправовая мысль в России: история, современное состояние, перспективы // Философская и правовая мысль. Вып. 6. 2003.; Логика диссертации: Учебное пособие. Омск, 2006; Классический и постклассический образы детектива // Полицейское право. 2006. № 4; Естественные права, естественное право и творческое наследие русского космизма // Философия права. 2007. № 2.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009