СИМВОЛИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЦЕННОСТЕЙ

Найдено 1 определение
СИМВОЛИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЦЕННОСТЕЙ
одна из распространенных в совр. буржуазной ак-сиологии этических концепций, сторонники к-рой рассматривают систему ценностей как создаваемый человеком особый символический мир. В основе С. т. ц. лежит представление о человеке как о «символическом животном», открывающем новую сферу реальности и преобразующем свое бытие в соответствии с символической структурой, поскольку он «живет в мире символов, а не вещей». Возникновение С. т. ц. связано с идеями нем. философа-неокантианца Э. Кассирера (1874-1945), автора философии символических форм, к-рый утверждал, что «этический мир» человека возникает по мере создания им символов, имеющих функциональную ценность. Идеи Кассирера и легли в основу С. т. Ц., с к-рой в 60-х гг. выстувил австр. биолог, один из создателей общей теории систем Л. фон Берталанфи. По его убеждению, ни одна из трех принятых на Западе аксиологических теорий (натуралистическая, гуманистическая, онтологическая) до конца не объясняет природу этических ценностей, поскольку не учитывает символической деятельности человека. Акцентируя внимание лишь на таких универсальных ценностях, как выживание и счастье человека, эти теории упускают из виду, что человек может обрекать себя на страдания, жертвовать собой во имя достижения высших идеалов, т. е. выбирать ценности, подчас противоречащие биологическому выживанию, Только новая С. т. ц., ключевыми категориями к-рой являются «символ» и «система», может дать, согласно Берталанфи. истинное представление о природе ценностей. Если традиционные западные этические концепции стремились обосновать правила и каноны для индивидуального поведения, то С. т. ц., рассматривая символическую структуру как основу человеческой культуры, исходит из того, что ценности создаются и свободно выбираются самим человеком, ориентирующимся на систему символов, присущих данному об-ву. По мнению Берталанфи, гл. этическая проблема заключается в том, чтобы распространить законы морали на социальные организации. В то же время он отличает моральные императивы, относящиеся к социальным системам, от нравственных ценностей индивидов. Т, обр., в противоположность натуралистическому пониманию (Натурализм), выводящему "ценности из законов природы и «естественного» состояния человека, С. т. ц. апеллирует к соцнальной организации людей с присущей ей системой нравственных норм и моральных предписаний, оставляя, однако, в стороне вопрос об историческом характере нравственности и социальной обусловленности жизнедеятельности людей. Отсюда игнорирование специфики бытия людей и ценностных ориентации личности в разных общественных системах, ничем не оправданная абсолютизация роли символической деятельности людей, являющейся лишь одной из возможных форм выражения творческого потенциала личности, развертывание к-рого зависит от социальных условий ее жизнедеятельности.

Источник: Словарь по этике