СИМВОЛ В КУЛЬТУРЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

СИМВОЛ В КУЛЬТУРЕ
Символ как элемент и инструмент культуры становится специальным предметом внимания и научного исследования в связи с формированием новой гуманитарной дисциплины — культурологии. В одних случаях культура в целом трактуется как символическая реальность (вплоть до их отождествления, как в «философии символических форм» Касеирера), в других — вырабатывается методология «расшифровки» того смысла, который бессознательно (или, во всяком случае, нецеленаправленно) был придан объекту культуры, в третьих — символ изучается как сознательно творимое сообщение культуры, и в этом случае интерес представляет как поэтика его создания, так и механизмы его восприятия.
Если выделить три типа передачи сообщения в культуре -прямое (однозначная связь смысла и знаковой формы), косвенное (полисемантичная форма, имеет фиксированный смысл, но предполагает свободную интерпретацию) и символическое (полисемантичная форма, имеет смысл только как заданность предела интерпретации), то символическое сообщение будет наиболее специфичным для культуры как мира творческих объективации, поскольку частные целеполагания всегда остаются для культуры в целом лишь встроенными в нее элементами. В этом смысле даже однозначный авторский замысел в культурном контексте становится символом с бесконечной перспективой интерпретации.
Наиболее проблематичным является понимание символов культуры, лишенных прямой эмблематичности: такими могут быть художественный образ, миф, религиозное или политическое деяние, ритуал, обычай и т. п. Среди подходов, задающих алгоритмы понимания культурного символа, выделяются как наиболее влиятельные морфология Шпенглера с ее вычленением биоморфных первосимволов творчества; марксистская и неомарксистская социология, разоблачающая культурную символику как превращенную форму классовых интересов; структурализм и семиотика (особенно МосковскоТартуская школа), стремящиеся найти и описать устойчивые закономерности порождения смысла знаками и значащими системами; психоанализ, сводящий символотворчество культуры к защитной трансформации разрушительной энергии подсознательного; иконология (Варбург, Панофский), расширившая искусствоведение до общей дисциплины о построении и передаче культурного образа; герменевтика, онтологизирующая символ, перенося при этом ударение не столько на него, сколько на бесконечный, но законосообразный процесс его интерпретации; близкие герменевтике, но полемизирующие с ней диалогизм (Бахтин, Бубер, Розеншток-Хюсси) и трансцендентальный прагматизм (Апель), делающие акцент на непрозрачности и нередуцируемости культурного символа, обретающего смысл в межличностной коммуникации. Часто ключевым решением проблемы оказывается вычленение и изучение своего рода элементарной частицы культурной символики (напр., «прафеномены» Шпенглера, «архетипы» Юнга, «патос-формулы» Варбурга), что позволяет объяснять мир культуры методами, аналогичными анализу и синтезу (т. е. традиционными методами европейского рационалистического знания).

Источник: Новая философская энциклопедия

СИМВОЛЫ В КУЛЬТУРЕ
Символ как элемент и инструмент культуры становится специальным предметом внимания и научного исследования в связи с формированием новой гуманитарной дисциплины — культурологии. В одних случаях культура в целом трактуется как символическая реальность (вплоть до их отождествления, как в «философии символических форм» Кассирера), в других — вырабатывается методология «расшифровки» того смысла, который бессознательно (или во всяком случае нецеленаправленно) был придан объекту культуры, в третьих — символ изучается как сознательно творимое сообщение культуры, и в этом случае интерес представляет как поэтика его создания, так и механизмы его восприятия.
Если выделить три типа передачи сообщения в культуре — прямое (однозначная связь смысла и знаковой формы), косвенное (полисемантичная форма, имеет фиксированный смысл, но предполагает свободную интерпретацию) и символическое (полисемантичная форма, имеет смысл только как заданность предела интерпретации), то символическое сообщение будет наиболее специфичным для культуры как мира творческих объективации, поскольку частные целеполагания всегда остаются для культуры в целом лишь встроенными в нее элементами. В этом смысле даже однозначный авторский замысел в культурном контексте становится символом с бесконечной перспективой интерпретации.
Наиболее проблематичным является понимание символов культуры, лишенных прямой эмблематичности; такими могут быть художественный образ, миф, религиозное или политическое деяние, ритуал, обычай и т. п. Среди подходов, задающих алгоритмы понимания культурного символа, выделяются как наиболее влиятельные морфология Шпенглера, с ее вычленением биоморфных первосимволов творчества; марксистская и неомарксистская социология, разоблачающая культурную символику как превращенную форму классовых интересов; структурализм и семиотика (особенно МосковскоТартуская школа), стремящиеся найти и описать устойчивые закономерности порождения смысла знаками и значащими системами; психоанализ, сводящий символотворчество культуры к защитной трансформации разрушительной энергии подсознательного; иконология (Варбург, Панофский), расширившая искусствоведение до общей дисциплины о построении и передаче культурного образа; герменевтика, онтологизирующая символ, перенося при этом ударение не столько на него, сколько на бесконечный, но законосообразный процесс его интерпретации; близкие герменевтике, но полемизирующие с ней диалогизм Бахтин, Бубер, Розеншток-Хюсси) и трансцендентальный прагматизм (Апелъ), делающие акцент на непрозрачности и нередуцируемости культурного символа, обретающего смысл в межличностной коммуникации. Часто ключевым решением проблемы оказывается вычленение и изучение своего рода элементарной частицы культурной символики (напр., «прафеномены» Шпенглера, «архетипы» Юнга, «патос-формулы» Варбурга), которая позволяет объяснять мир культуры методами, аналогичными анализу и синтезу (т. е. традиционными методами европейского рационалистического знания).
А. Л. Доброхотов

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
280.64 кб

Символика цвета в культуре

Кошеренкова Ольга Владимировна
Восприятие цвета в большей степени визуально, оно зависит от настроения, от ассоциаций, вызываемых тем или иным цветов, от «цветовой подготовленности».
Читать PDF
579.80 кб

О природе культурного символа

Флиер Андрей Яковлевич
Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С.
Читать PDF
601.10 кб

О функциях символа в культуре

Флиер Андрей Яковлевич
В статье рассматривается совокупность социальных функций символа в культуре, роли символического производства в социальной коммуникации, построение общих понятий в языке как символов, сопоставляется роль религии и искусства с роль
Читать PDF
267.50 кб

Символ в смене культурных эпох

Шараков Сергей Леонидович
В последние десятилетия в отечественном литературоведении усилился интерес к символическим структурам в составе художественного текста.
Читать PDF
352.22 кб

Символика реки в культуре хантов

Рындина О.М.
Читать PDF
202.08 кб

Символ дерева у первісній культурі

Н. М. Дуда
Присвячено проблемам формування та розвитку культу дерев у первісній культурі. На відомому історичному та етнографічному матеріалі автор розглядає та аналізує існуючі теорії щодо зародження та поширення цього явища
Читать PDF
223.00 кб

Символика сердца в русской культуре

Керн Л. А.
В статье рассматривается символика сердца как смыслообразующего и интегративного начала в понимании сущности культурно-творческого процесса в русской мысли. Автор на материале учений Г.С.Сковороды, славянофилов и П.Д.
Читать PDF
442.61 кб

Символьные аспекты военной культуры

Ларкин Л. Г.
В статье рассматриваются символы военной культуры, прошедшие длительный период развития.
Читать PDF
442.61 кб

Символьные аспекты военной культуры

Ларкин Л. Г.
В статье рассматриваются символы военной культуры, прошедшие длительный период развития.
Читать PDF
222.66 кб

Символика военной культуры в социуме

Ларкин Лев Геннадьевич
Выделены символьные аспекты военной культуры. В них определены ее кодовые позиции. Они выступают как узнаваемые и престижные знаки.
Читать PDF
357.15 кб

Символизм в русской культуре XVII века

Читать PDF
113.89 кб

Эзотерическое знание и символы культуры

Скворцов Л. В.
Читать PDF
283.05 кб

Эзотерическое знание и символы культуры

Скворцов Л. В.
Читать PDF
183.74 кб

Знаково-символический контекст культуры

Привалова Вера Михайловна
Статья раскрывает предпосылки ритуальности в «хронотопе» культуры, где человек погружен своими модальностями в знаково-символический контекст.
Читать PDF
382.67 кб

О женской символике в чеченской культуре

Дауев Саламу Ахмедович
Раскрывается история возникновения обычая ношения женского платка, превратившегося в процессе формирования этноса в символ нравственности женщины, а также его первоначальный нравственный смысл и функциональная роль как символа кул

Похожие термины:

  • КУЛЬТУРЫ СИМВОЛ

    от др.-греч. sumbolon — условный знак, признак, знамение) — чувственно воспринимаемый предмет, представляющий некоторый другой предмет, свойство или отношение, использующийся для приобретения, хранен
  • КУЛЬТУРНО-СИМВОЛИЧЕСКИЙ КОД

    набор культурных архетипов (самотождественности), характеризующий идентичность историкокультурного типа личности, социальные и групповые солидарности.
  • Символический подход к культуре

    культура – это знаковая система. У истоков культуры способность человека создавать знаки, символы, заменяя ими реальность. Представители: - Э.Кассирер «Философия символических форм» – идея рассм
  • Шпенглер: морфология культуры. Символ

    Эта идея развития, применяемая к конкретным историческим индивидуумам, всякий раз повторяющая себя (словно маска, восемь раз наложенная на различные культуры), во многих отношениях ограниченна и