СИМВОЛ В ФИЛОСОФИИ

Найдено 1 определение
СИМВОЛ В ФИЛОСОФИИ
Уже у истоков философского мышления (досократики, Уланишады) мы находим искусство построения символов — в тех случаях, когда понятие сталкивается с трансцендентным. Но как философская проблема символ осознается (если говорить о западной традиции) Платоном, который ставит вопрос о самой возможности адекватной формы абсолютного (ср. Федон, 99 а-100 Ь, где Сократ решается рассматривать «истину бытия» в отвлеченных понятиях, чтобы не «ослепнуть» от сияния истины). Эйдосы, которые не суть ни абстракции, ни образы, в этом контексте можно понимать именно как символы. В то же время платоновский (и позднее — неоплатоновский) метод параллельного изложения истины как теории и как мифа в основном аллегоричен, а не символичен. Европейское средневековье делает символ одним из общекультурных принципов, однако предметом рефлексии и культивирования в первую очередь становятся эмблематические возможности символа, собственная же его специфика выявляется лишь в творческой практике культурного взлета 13 — нач. 14 в. Ситуация существенно не меняется вплоть до последней четверти 18 в.: Возрождение, маньеризм, барокко, Просвещение богаты своими символическими художественными и религиозными мирами, но при этом символ понимается как средство иносказания и «геральдической» репрезентации.
Новый поворот темы возникает в связи с кантовским учением о воображении. Описав два несовместимых измерения реальности — природу и свободу. Кант в «Критике способности суждения» обосновывает возможность их символического «как бы» соединения в искусстве и в целесообразности живого организма (см., напр., понятие символической гипотипозы в § 59 «Критики способности суждения»; ср. с темой трансцендентального схематизма в «Критике чистого разума»). Здесь символ впервые приобретает статус особого способа духовного освоения реальности. В это же время Гете (в связи с занятиями морфологией растений) приходит к интуиции «пра-феномена», т. е. своего рода объективного символа, рожденного органической природой. В философии немецкого романтизма (Новалис, Ф. Шлегель, Шеллинг, Крейцер и др.) разворачивается целая философия символа, раскрывающая его специфику в связи с основными темами романтической эстетики (творчество, гений, ирония, взаимосоответствия и переклички миров в универсуме). Близкую романтизму версию дает Шопенгауэр, изображающий мир как символизацию бессодержательной воли в идеях и представлениях. Как вариант романтической темы символа можно рассматривать концепцию «косвенных сообщений» Кьеркегора.
Во 2-й пол. 19 в. осмысление проблемы символа берет на себя философствующее искусство: в музыку и литературу приходит миф, истолкованный не как формальная оболочка смысла, а как смыслопорождающая стихия (наиболее показателен Е Вагнер — практик и теоретик). С 1880-х гг. символизм как художественное течение и теоретическое самообоснование, вбирая в себя и романтическое наследие, и идеи философии жизни, создает в полемике с позитивизмом новую философию символа, претендующую на тотальную мифологизацию не только творчества, но и жизни творящего субъекта. Русское ответвление символизма кон. 19 — нач. 20 в. дает обильные философские плоды: в построениях В. С. Соловьева, Андрея Белого, Вяч. И. Иванова, П. А. Флоренского, А. Ф. Лосева символаизм получает систематическое многовариантное философское обоснование.
Течения западной мысли 20 в. представляют несколько моделей понимания символа. Выросшая из неокантианства «Философия символических форм» Кассирера делает символ универсальным способом объяснения духовной реальности. «Глубинная психология» Юнга и его школы, наследуя открытый психоанализом феномен символического, укорененного в коллективном бессознательном, переходит от установки Фрейда на разоблачение символа к его легитимизации и сознательному включению символов и архетипов в процессы самовыражения и самопостроения души. Философия языка вскрывает симввлический потенциал, позволяющий естественному языку играть роль миросозидающей силы. Если аналитическая традиция склонна при этом «обезвреживать» мифологию языка и его символы с целью достижения рациональности и смысловой прозрачности, то представители фундаментальной онтологии (Хайдеггер) и герменевтики (Гадамер) пытаются освободить язык от сциентистской цензуры и позволить символам быть самодостаточным средством понимания мира. Показательно, впрочем, что Хайдеггер с его стремлением реставрировать в духе досократиков роль символа в философском мышлении и Витгенштейн с его пафосом «ясности» сходятся в признании необходимости символически обозначить «то, о чем нельзя сказать» при помощи «молчания» (Витгенштейн) или «вслушивания в бытие» (Хайдеггер). Структурализм Леви-Строса исследует механизмы функционирования символов в первобытном бессознательном (бриколаж), не избегая проекций на современную культуру. Новейшая философия Запада сохраняет проблематику символа в превращенных формах в той мере, в какой остается актуальной задача размежевания и аксиологической оценки различных типов знаковой активности человека и культуры.

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.76 мб

«Символ» в истории философии

Третьякова Ирина Александровна
Читать PDF
227.14 кб

Символ в Западной философской традиции

Ивлева А.Ю.
В статье рассматривается знаковая природа символа сложнейшего феномена, изучаемого философией, культурологией, лингвистикой; представлены точки зрения выдающихся западных ученых (Барта, Гадамера, Пирса и др.
Читать PDF
539.99 кб

Символ как объект апофатическо философии

Домбровский Борис Тарасович
Символ порожден творчеством и есть вещь. Поэтому онтологией символа является реизм. Выражение сущностного бытия вещи приводит к апофатике. В период символизма апофатика сущности символа анализируется А.
Читать PDF
356.99 кб

«Философия символических форм» Э. Кассирера

Зорин Александр Львович
В статье проанализирован общий подход Э. Кассирера к обоснованию его теории происхождения и сущности культуры и выявлена роль символа как основного ключа к пониманию природы человека.
Читать PDF
108.71 кб

Эрнст Кассирер Философия символических форм

Гудимова С. А.
Кассирер Э. Философия символических форм. М.; СПб, 2002. Т.2: Мифологическое мышление. 280 с.
Читать PDF
269.13 кб

Символизм в философии культуры П. Флоренского

Воденко К. В.
Читать PDF
234.87 кб

Идеология и философские символы бытийной веры

Омельчук Роман Константинович
В статье предпринимается попытка ценностного переосмысления философии Нового времени в контексте концепции онтологии веры.
Читать PDF
729.43 кб

«Вечная философия» единой традиции в символах

Любимова Т. Б.
Термин «Вечная философия» О. Хаксли понимает широко. Для него это мудрость, предмет которой единая божественная реальность. Постигается эта реальность просветленными или святыми людьми. Это мистическое познание.
Читать PDF
119.43 кб

Символ в философском наследии П. А. Флоренского

Спирова Эльвира Маратовна
Осуществлена попытка дать целостное представление о концепции символа в философии П. А. Флоренского. Отмечено, что эта концепция тесно связана с общим методом «конкретной метафизики». Подчеркнута креативная сущность символа.
Читать PDF
190.45 кб

Философия и символизм китайской пейзажной живописи

Сурина Мариэтта Олеговна., Сурин Александр Александрович.
Статья посвящена одной из древнейших художественных изобразительных традиций китайской живописи, отличительной чертой которой является глубокое философское наполнение.
Читать PDF
196.02 кб

Культурная символизация и философское пространство

Рязанцев Алексей Анатольевич
Современная ситуация в философии рекламы многими исследователями определяется как феномен расширения культурной символизации, что порождает впоследствии ощущение кризисности общественного сознания.
Читать PDF
1.94 мб

Философско-эстетические основы русского символизма

Блискавицкий А. А. Александр Андреевич
Статья посвящена анализу философско-эстетических оснований русского символизма, к которым относится софиология, теургия и соборное начало.
Читать PDF
175.11 кб

Философия мифа в традиции отечественного символизма

Липатова Т. Б.
Статья посвящена рассмотрению отечественной философской традиции исследования мифа в контексте символического направления, начиная с XIX в. и заканчивая новейшими исследованиями в этой области.
Читать PDF
117.14 кб

Философский символизм А. Белого и Петербургский миф

Кретов Павел Васильевич
Рассмотрены философские взгляды А. Белого (Б.Н. Бугаева (1880-1934)), выдающегося русского поэта, писателя и мыслителя, в их неразрывной связи с его художественным творчеством.
Читать PDF
362.18 кб

Символы космического света в философии Андрея Белого

Красильникова Мария Владимировна
В статье рассматриваются метафизический аспект духовного мировидения поэта и мыслителя Андрея Белого, его отношение к проблеме этического преодоления всего негативного в нашей жизни.

Похожие термины:

  • ФИЛОСОФИЯ СИМВОЛИЧЕСКИХ ФОРМ

    Philosophie der symbolischen Formen, Bd. 1—3,1923—29) — главный труд Э. Кассирера, представителя Марбургской школы неокантианства. 1-й том, «К феноменологии языковой формы» (Zur Phanomenologie der sprachlichen Form, 1923), содержит введение
  • П.Флоренский:Философия символа и космоса

    Проблема символа и символичности, поставленная уже в "Столпе и утверждении истины", полнее раскрывается в более позднем творчестве Флоренского, а именно в то время, когда от теодицеи он перешел к п