Символ, Символы веры

Найдено 1 определение
Символ, Символы веры
(Creed, Creeds).
Слово credo ("символ веры") восходит к лат. глаголу credo ("я верю"). Активная форма глагола подчеркивает не просто наличие неких верований, но именно исповедание веры. Такая вера непременно предполагает доверие: credo означает не только " я верю, что " (хотя и это тоже), но "я верю в". Исповедание носит сугубо индивидуальный характер: хотя Символ веры может быть составлен с употреблением мн. ч. ("мы верим"), само слово credo соответствует ед.ч. первого лица.
Библейские основы. Символы веры в общепринятом смысле слова в Библии не встречаются, но это вовсе не противопоставляет их Св. Писанию, поскольку их всегда создавали, чтобы сформулировать основные библейские истины. К-ром е того, в самом Св. Писании можно найти некрые элементарные формулы, ставшие образцом для позднейших исповеданий веры. К таким формулам можно отнести в.з. "Шма" (Втор 6:49); к-ром е того, кратким вероисповеданием ряд ученых считает Втор 26:59. Неоднократные упоминания в НЗ "преданий" (2 Фес 2:15), "слова" Господнего (Гал 6:6), "благовествования" (Рим 16:25) доказывают, что в процессе благовествования уже было очерчено ядро христианской веры; исповедание же Иисуса как Христа (Ин 1:41), Сына Божьего (Деян 8:37), Господа (Рим 10:9) и Бога (Ин 20:28; Рим 9:5; Тит 2:13) стало отправной точкой для оформления Символа веры для публичного использования. Если признать аутентичность Деян 8:37, то мы несомненно имеем дело с простейшим крещальным исповеданием. Оно носит исключительно христологический характер (ср. крещение во имя Христово в Деян 8:16; 10:48); отсюда и возникла теория, согласно крой вероисповедные символы первоначально состояли только из второй статьи. Тем не менее во многих местах НЗ положения об Отце либо об Отце и Св. Духе представлены в более детальных тринитарных формулировках доктринального, вероисповедного или литургического характера; наиболее показательная из них содержитсявМф28:19.
Функции Символа веры. Крещальпая. Когда на основе библейского материала стали появляться более или менее отчетливо выраженные вероисповедные положения, все они, вероятно, относились к обряду крещения. Те, кого должны крестить, произнося символ, исполняли требование, содержащееся в Рим 10:910. Сначала словесные формулировки символов различались между собой, но со временем стали приобретать знакомые нам черты. Символы, сохранившиеся со II в. (напр., DerBalyzeh Papirus ), подтверждают предположение о том, что они быстро обрели тринитарное содержание или имели его с самого начала. Об этом же свидетельствуют "Дидахе" VII.1 и "Апостольское предание" Ипполита. По общему мнению, исповедание было ближе к отклику, чем к самостоятельной декларации.
Образовательная. Имеющие целью подготовить крещаемого, вероучительные символы обрели функции кратко изложенного наставления в христианской вере. Уровень его мог варьироваться от простого "конспекта" учения до развернутой теологической конструкции(какв "Катехизисе" КириллаИерусалимского в IV в.). Те, кто собирался креститься, должны были показать, что понимают исповедание, к-рое они произносят; другими словами, от них требовалась не только искренность веры, но и ее осмысление.
Вероучительная. Распространение ересей привело к тому, что первичные элементарные положения веры превратились в разработанные формулы. Слова " Творца неба и земли ", вероятно, введены в символ, чтобы не допустить гноетического различения между истинным Богом и творцом вселенной; слова о девственном рождении и о смерти Христа утверждали представления о реальности жизни и служения человека Иисуса. Арианская ересь вызвала необходимость включить в символы дополнительные положения (прежде всего, о единосущии Сына с Отцом), призванные подчеркнуть божественность Христа. Эти добавления придали символам новую функцию, сделав их " ключом " к Св. Писанию (Тертуллиан) и "критерием" ортодоксальности духовенства.
Литургическая. Использовавшиеся в обряде крещения, символы с самого начала несли литургическую функцию. Когда стало очевидно,что исповедание веры  стержень всякого истинного богослужения, Никейский символ был включен в евхаристический канон, сначала  на Востоке, потом в Испании и, наконец, в Риме. Произнося символ поеле того, как читают Св. Писание, верующие отвечали на евангельские слова индивидуальным или коллективным исповеданием веры.
Три символа. Апостольский символ. На протяжении христианской истории особое значение приобрели три вероучительных символа древней Церкви. Первый, как считалось, был составлен апостолами по божественному вдохновению и получил название "Апостольского символа", или "исповедания" (Миланский собор [390]). Лоренцо Валла окончательно опроверг концепцию его апостольского происхождения, крую на Востоке никогда не признавали; с тех пор ученые полагают, что Апостольский символ восходит к различным источникам, хотя в своей основе он и опирается на древний Римский символ (изложенный Руфином [404]). В своей нынешней форме он известен только с VIII в. и составлен, повидимому, в Испании или Галлии. Тем не менее на Западе он имел широкое распространение, и потому реформаторы разрешили использовать его при катехизации и в богослужении.
Никейский символ. Вопреки его названию, Никейский символ веры следует отличать от символа Никейского собора (325). Тем не менее, в измененном виде и не включая анафематствований, он выражает суть христологического учения, к-рое Никейский собор сформулировал в ответ на арианство. Основой Никейского символа, вероятно, послужили символы, имевшие хождение в Иерусалиме и Антиохии. До сих пор не утихают споры о том, был ли символ подписан на Первом Константинопольском соборе в 381 г., однако его признал Халкидонский собор (451) и Второй Константинопольский собор (551) как новую редакцию символа Никейского собора. На Западе статья символа о Св. Духе была дополнена положением о filioque ("и от Сына"); на Востоке отвергались и ортодоксальность самого этого положения, и основания для его введения в символ. Никейский символ  основной евхаристический символ и Воетока, и Запада.
Афанасиевский символ. Обычно приписывается Афанасию Александрийскому, но скорее всего представляет собой религиозный гимн, составленный в IVVbb. неизвестным автором. Выдержанный, по сравнению с другими символами, в более отчетливых тринитарных категориях, символ, по крайней мере с VII в., стал использоваться, чтобы проверить ортодоксальность и компетентность западного духовенства. От двух предыдущих он отличается более сложной структурой, более сложным доктринальным характером; к-ром е того, он включает вступительное и заключительное увещание. Реформаторы очень высоко его ценили,у англикан он даже имел литургическое значение, но на Востоке признания не получил. В целом его катехизическое и литургическое употребление ограниченно.
Заключение. Опасность, края возникает при составлении символов, вполне очевидна: они могут стать формальными, абстрактными, чересчур сложными. К-ром е того, их можно почти неограниченно дополнять, привнося чуждый смысл в Св. Писание. Но при надлежащем использовании они способствуют исповеданию веры, сжато очерчивают учение, защищают его чистоту и определяют основы веры для церковного братства.
G.W. BROM1LEY(nep. Ю.Т.) Библиография: F.J. Badcock, History of the Creeds; W. A. Curtis, History of the Creeds and Confessions of Faith; O. Cullmann, The Earliest Christian Confessions; J. N. D. Kelly, Early Christian Creeds and Athanasian Creed; A.C. McGiffert, Apostles Creed; P. Schaff, The Creeds of Christendom, 3 vols.; ?. B. Swete, Apostles Creed.
См. также: Апостольский символ веры; Афанасиевский символ; Филиокве; Никейский собор; Исповедания веры.

Источник: Теологический энциклопедический словарь